Криминологическое прогнозирование и планирование, осуществляемые органами прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Луконкин, Я. И. Криминологическое прогнозирование и планирование, осуществляемые органами прокуратуры / Я. И. Луконкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 216-219. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80708/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматривается понятие криминалистического прогнозирования и планирования Органами Прокуратуры РФ, дается понятия планирования, рассматривается взаимосвязь прогнозирования и планирования, анализируется некоторая статистика, которая ведется Органами Прокуратуры РФ.

Ключевые слова: прогнозирование, планирование, Прокуратура РФ, органы управления, информационные данные.

Преступность развивается и формируется во всех слоях жизни населения, и с каждым годом происходит увеличение ее масштабов, в связи с экономическими, политическими, социальными и многими другими преобразованиями. Поэтому актуальным на сегодняшний период времени становятся способы и методы прогнозирования и планирования преступности, способы ее проявлений, принятия управленческих решений по поводу криминогенной ситуации и т. д.

Прогнозирование изучается во всех областях деятельности, как в экономике, политике, так и в криминалистике. Прогнозирование дает наилучший способ получения информации на будущее, с учетом тех показателей и факторов возникновения и проявления преступности в прошлом. Прогнозирование и планирование, по сути, отличаются целями и задачами. Если, целью прогнозирование является выявление в будущем возможных вариантов изменения преступности, которые способствуют снижению преступности, то целью планирования является разработка стратегических планов, которые устанавливают сроки, необходимые ресурсы, средства для борьбы с преступностью [3].

Прогнозирование и планирования тесно сопряжены тем, что прогнозирование предшествует выполнению плана, дает необходимую информацию для составления планов, и чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения правильного планирования. Сама суть криминалистического планирования корреспондируется с принципами социально-экономического планирования, определяя цель, характер, деятельность, верное и точное соблюдение принципов планирования, образовывает предпосылки для эффективной деятельности в сфере профилактики преступлений, и снижает вероятность отрицательных результатов [2].

Криминологические планы должны разрабатываться как в целом по государству, так и в региональном и муниципальном масштабе, как в целом по органам внутренних дел, так по подразделениям. При планировании дается оценка оперативной обстановки, обуславливаются мероприятия по наиболее оптимальной расстановке сил и средств, разрабатывается подготовка и проведение разного рода мероприятий. Криминалистическое прогнозирование и планирование преступности осуществляется Органами Прокуратуры РФ. Соответственно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» — это «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ» [1].

Прокуратура РФ в своей деятельности прогнозирует уровень преступности по любому региону, на любой территории, разрабатывает с учетом этих прогнозов мероприятия по профилактике преступности. Весьма важно, то, что планирование мероприятий по профилактике преступности может быть верным в случае точного криминалистического прогноза, точных информационных данных. Прокуратура РФ в сфере свое деятельности также контролирует уровень преступности на территории РФ и по субъектам РФ [5].

Например, по статистическим данным в 2020 году выявлено 4134954 нарушений закона субъектов РФ, видим снижение динамики на 0,7 %, в основном по протестам динамика увеличилась в 2020 году на 0,9 % и составила 420739 нарушений, повышение произошло также по внесенным преставлениям на 4,6 %, предостережениям лиц о недопустимости нарушения закона на 13,8 % [4].

Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Рис. 1. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Снижение динамики произошло по таким критериям как направлений исков, заявлений в суд на 10,7 %, удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора на 13,4 %, но и также видим, что в 2020 году Прокуратурой РФ отмечается снижение возбуждения уголовных дел на 5,2 % [4].

Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [4]

Рис. 2. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [4]

Надзор Прокуратуры РФ за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина показал следующие результаты: в 2020 году выявлено нарушений закона 2427878 ед., то есть происходит снижение по сравнению с 2019 годом на 2,0 %, также наблюдается снижение уголовных дел на 11,9 % в 2020 году, снижение исков, заявлений в сух на 14,6 %, к дисциплинарной ответственности в 2020 году привлечено 490518 лиц, что на 0,4 % больше, чем в 20159 году, предостережено лиц о недопустимости нарушения закона — 65872 ед., что на 21,1 % больше в 2020 году, чем в 2019 году. Надзор Прокуратурой РФ за законностью исполнения уголовных наказаний показал следующее: в 2020 году происходит увеличение проверок на 0,7 %, что составляет 53674 ед., выявлено нарушений закона 124586 ед. в 2020 году, что на 1,0 % больше, чем в 2019 году, по представлению прокурора привлечено 2234 лиц к административной ответственности, что на 2,0 % больше, чем в 2019 году, по представлению прокурора привлечено 45484 лиц к дисциплинарной ответственности, что на 3,0 % больше, чем в 2019 году [4].

Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений [4]

Рис. 3. Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений [4]

По результатам рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений видим следующую тенденцию: поступило обращений в 2020 году 4691085 ед., что на 1,3 % меньше, чем в 2019 году, всего рассмотрено обращений в 2020 году 3421143 ед., что на 3,5 % меньше, чем в 2019 году, разрешено обращений 1931209 ед., что на 5,4 % меньше, чем в 2020 году, удовлетворено обращений 313162 ед., что на 12,4 % меньше в 2020 году, чем в 2019 году [4].

Таким образом, приходим к выводу, что Органами Прокуратуры РФ осуществляется полное прогнозирование и планирование в координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью, статистические данные показывают. По результатам проверок выявлено много нарушений, но данные нарушения планируется предотвратить, с учетом всех требований [5]. Свою работу Прокуратура РФ планирует осуществлять в направлении контроля за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и т. д.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.12.2020 г) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. № 2201. — Ст. 121.
  2. Абызов К. Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа): дис. …канд. юрид. наук. — М., 2004. — 199 с. Криминология: учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. 800 с.
  3. Корелов О. А., Коробков М. П. Значение науки для обеспечения правоохранительной деятельности // Теоретико-правовые основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного преследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (21 ноября 2018 года): сборник статей / под ред. В. И. Шарова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2019. С. 68–76.
  4. Планирование в органах прокуратуры, виды планов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http.www. jurkom74.ru›Учеба›Виды планов
  5. Статистические данные — Генеральная прокуратура... [Электронный ресурс] / Режим доступа:http.www. epp.genproc.gov.ru›web/gprf/activity/statistics
Основные термины (генерируются автоматически): Прокуратура РФ, Орган Прокуратуры РФ, Российская Федерация, свобода человека, дисциплинарная ответственность, криминалистическое прогнозирование, недопустимость нарушения, планирование преступности, представление прокурора, профилактика преступности.


Похожие статьи

Задачи, основные направления и формы деятельности...

 Закрепление за органами прокуратуры реализации задач, основных направлений и форм деятельности связаны с законодательными установлениями тех целей, задач и функций, которые возложены на прокуратуру в нормах Конституции РФ и Законе «О Прокуратуре РФ»...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе...

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры

Проблемы и пути повышения статуса Прокуратуры Российской Федерации в этой

Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь...

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

Прокуратура РФ не может входить в структуру представленных ветвей власти. Необходимо учесть, что все действующие на территории РФ органы прокуратуры

В качестве приоритета в деятельности прокуратуры РФ является защита всех прав и свобод человека и граждан.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный...

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

Именно прокуратура выступает гарантом законности, уважения прав и свобод человека и гражданина направлена на обеспечение работы правоохранительных органов и организации законности всех процедур направленных на нивелирование проявлений преступности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой иных видов.

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №

В данной сфере органы прокуратуры Российской Федерации проводят проверки исполнения

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры Российской...

Выявление причин и условий преступности органами...

ФЗ «О прокуратуре РФ» [1] и приказ Генпрокуратуры России «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» [2] закрепляют обязанность прокуроров уделять большое внимание вопросам профилактики преступлений, систематически проводить...

Похожие статьи

Задачи, основные направления и формы деятельности...

 Закрепление за органами прокуратуры реализации задач, основных направлений и форм деятельности связаны с законодательными установлениями тех целей, задач и функций, которые возложены на прокуратуру в нормах Конституции РФ и Законе «О Прокуратуре РФ»...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе...

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры

Проблемы и пути повышения статуса Прокуратуры Российской Федерации в этой

Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь...

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

Прокуратура РФ не может входить в структуру представленных ветвей власти. Необходимо учесть, что все действующие на территории РФ органы прокуратуры

В качестве приоритета в деятельности прокуратуры РФ является защита всех прав и свобод человека и граждан.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской

Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, прокурорский надзор, прокуратура, свобода человека, Генеральный...

Правовые аспекты координационной деятельности органов...

Именно прокуратура выступает гарантом законности, уважения прав и свобод человека и гражданина направлена на обеспечение работы правоохранительных органов и организации законности всех процедур направленных на нивелирование проявлений преступности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской...

Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской...

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой иных видов.

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №

В данной сфере органы прокуратуры Российской Федерации проводят проверки исполнения

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры Российской...

Выявление причин и условий преступности органами...

ФЗ «О прокуратуре РФ» [1] и приказ Генпрокуратуры России «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» [2] закрепляют обязанность прокуроров уделять большое внимание вопросам профилактики преступлений, систематически проводить...

Задать вопрос