Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.05.2021

Статья просмотрена: 915 раз

Библиографическое описание:

Марченко, А. Н. Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Марченко, Н. И. Цвирко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80625/ (дата обращения: 02.05.2024).



Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной системе основных императивов экологической безопасности, природоцентризма.

Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое средство, воспитание, экология, экосистема, системно-деятельностный подход, навык.

This article is devoted to the study of excursions as a means of environmental education of preschool children. In the course of the study, the authors analyze the specifics of the impact of the excursion on the cognitive ability of children, on the consolidation of the main imperatives of environmental safety, nature-centrism in their value system.

Key words: educational process, pedagogical tool, upbringing, ecology, ecosystem, system-activity approach, skill.

Экскурсия как педагогическое средство стало набираться популярность в отечественной практике ещё с 1920-х гг. В 1980-е гг. оно получило широкое распространение во многих учебных заведениях и особенно отразилось на специфику обучения в региональных дошкольных учреждениях, где присутствовало большое количество памятников природы. В настоящее время, в связи с актуализацией личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, экскурсия стала пониматься как одно из наиболее перспективных педагогических средств, применяемых в рамках педагогического воспитания [3].

Экологическое образование — важная составляющая процесса обучения, включающая в себя ряд средств и способов актуализации аксиологической информации об отдельных элементах экологической культуры. Экологическое образование дошкольников на сегодняшний день набирает особую популярность, исходя из трёх ключевых позиций: 1) политики государства и деятельности Совета Федерации; 2) ориентация дошкольных учреждений на экологическое образование; 3) отечественная педагогическая традиций и новации в области экологии образования и биоэтики [2].

Экскурсия как педагогическое средство воспитания должно заложить у детей основы любознательности, познавательного интереса, актуализировать важные императивы ценностные аттракторы в ключе биоэтического поведения. Кроме того, экскурсия, как наглядно-практический приём реализации экологического образования, будет способствовать развитию у дошкольников умения ценить окружающую среду. Это, в свою очередь, заложит основы чувства сопричастности и чувственного восприятия, а также будет способствовать более планомерному развитию личностных результатов обучения при дальнейшей реализации экологического образования в школе [1, c. 72].

Педагог, осуществляющий экскурсию в рамках экологического образования, будет способствовать возникновению у дошкольников важных вопросов аксиологического характера, связанных с сохранением экологического баланса, определению роли человека и общества в мире природы. Такой подход станет фундаментом для понимания концепции природоцентризма и усвоения системы человек-общество-природа в ее упрощенном виде.

Так, в рамках дошкольного образования экологическое образование позволит реализовать многие педагогические принципы, недоступные в ходе традиционного типа взаимосвязи педагога и дошкольников. Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. Кроме того, при ориентации дошкольного учреждения на принципы экологического образования, именно экскурсия может помочь педагогу реализовать в своей методической деятельности принцип практичности [1, c. 73].

Продолжая формировать ценностно-гуманное отношение дошкольника к природе, педагогу следует помнить, что при проведении экскурсии важно не только соблюсти все формально-организационные основы самого педагогического процесса, но и донести до детей, насколько тесно друг с другом связаны природа и человек, что человек — это не «царь природы», а лишь ее малая часть. В этом ключе оформление самосознания дошкольников также находит своё отражение в факторе экскурсии [4, c. 80].

В действительности, на сегодняшний день экологические знание считается крайне полезным для развития личности. В начале оформления в сознании дошкольника представлений о его роли в системе человек-общество-природа ключевую роль играют мотив и установка, которые задаёт педагога и которые являются непосредственными показателями любознательности ребенка. Недостаток интереса к природе, окружающей среде в ходе экскурсии можно разрешить, подбирая подход индивидуально для каждого дошкольника.

Как мы выделяли, важное место в ходе экскурсии играют мотивы и установки, создаваемые педагогом. Интерпретируемые определённым образом, в зависимости от внешних условий, они определяют многие качества у формирующейся личности, влияющие на акцентировку интересов и увлечений. Так, можно сказать, что интерес к природе, актуализированный в мотивационной сфере, создаёт устойчивое целеполагание.

Внешние факторы проявления различных форм интереса к природе заключаются в повышенном интересе ребёнка к видовому многообразию, или, по крайней мере, к признакам экосистемы. В детском саду он может проявлять интерес в виде вопросов, задаваемых педагогам, сверстникам. В этом случае педагогу следует выслушать ребенка и поощрить его любопытство. Воспитатель должен способствовать развитию любознательности дошкольников, причём, уделять этому особое внимание. Здесь основным приёмом педагога должно быть именно мотивирование. Все мотивы, применяемые педагогом в ходе экскурсии, можно разделить на два типа.

Первый тип — личностно-психологический, полностью зависящий от субъективных качеств ребёнка, проявляющихся в ходе экскурсии, его воспитания, характера и психического состояния. Также можно выделить мотив стремления к развитию своих ЗУН через учебную и познавательную деятельность, мотив стремления воспитания, мотив, выражающийся в желании ребёнка показать себя в среде сверстников, в микросоциуме, стремление закрепить своё положение, заключающееся в потребности самоутвердиться, мотив непосредственно реализации познавательной деятельности и т. д. Каждый из данных мотивов по-своему проявляется в ходе проведения экскурсии [5, c. 211].

Второй тип мотивов — разнообразные социальные мотивы, формирующиеся под воздействие объективно-субъективных социальных факторов на психику ребёнка. Влияние общества на формирование желаний, через которые нужда дошкольника проявляется в потребности выполнять выбранную (имитируемую) социальную роль, соблюдение которой от него ждёт окружение. Экскурсия актуализирует только роль педагога, следовательно, педагог должен на личном примере показать, в чём заключается аксиологическая основа экологического воспитания [5, c. 213].

От воздействия природного мира во многом зависит формирование познавательной активности дошкольника, его интересы и его выбор занятия в будущем. В действительности, формирование интереса к природе происходит ещё в младшем дошкольном возрасте под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте закрепляются отношения с друзьями, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на ребёнка. И педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка, выполняет роль направляющего.

Выводы . Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры. Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности

Литература:

  1. Высокова А. А., Чубова О. Н. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2019. С. 71–76.
  2. Гончаров А. С., Иванов В. М. Психологические аспекты информационного противоборства // В сборнике: Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. В. Беспаловой. 2019. С. 218–221.
  3. Гончаров А. С., Макарова О. С. Фактическое расширение зоны ближайшего развития в процессе целенаправленного обучения // Молодой ученый. 2020. № 32 (322). С. 135–139.
  4. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 80–81.
  5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ходя экскурсии, педагог, экскурсия, интерес, мотив, окружающая среда, педагогическое средство, познавательная деятельность, природа.


Похожие статьи

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания

Экскурсия как форма познавательно-воспитательной работы позволяет организовать

Цель- экологическое воспитание детей. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся...

Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на...

Данная статья направлена на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому, изучение природы родного края. Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения. С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и...

Методические аспекты проведения экологических экскурсий...

 В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности»

Это позволяет обозначить проблему формирования экологических знаний и ответственного отношения детей к окружающей среде.

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Экологическое воспитание под открытым небом

В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс — как

Экскурсии под открытым небом имеют большое познавательное и воспитательное

Экскурсия — это увлекательная форма работы воспитателя и детей, в ходе которой дети...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников

Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Похожие статьи

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания

Экскурсия как форма познавательно-воспитательной работы позволяет организовать

Цель- экологическое воспитание детей. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся...

Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на...

Данная статья направлена на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому, изучение природы родного края. Вопросы развития осознанного, ответственного личного поведения...

Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода...

Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения. С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и...

Методические аспекты проведения экологических экскурсий...

 В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности»

Это позволяет обозначить проблему формирования экологических знаний и ответственного отношения детей к окружающей среде.

Познавательное развитие дошкольников в процессе...

Поэтому, я считаю познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания на сегодняшний день актуально. В связи с тем, что данная тема ассоциируется с природой, я решила представить свой опыт работы на примере природного объекта — дерева.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Экологическое воспитание под открытым небом

В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс — как

Экскурсии под открытым небом имеют большое познавательное и воспитательное

Экскурсия — это увлекательная форма работы воспитателя и детей, в ходе которой дети...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников

Тарасова Т. И., Калашникова П. Т. Экологическое образование младших школьников во

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Задать вопрос