Профилактика насилия над детьми в семейно-бытовой сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Арманшина, К. С. Профилактика насилия над детьми в семейно-бытовой сфере / К. С. Арманшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 387-388. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80442/ (дата обращения: 07.05.2024).



Защита семьи, материнства и детства уже многие годы является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Об этом говорит и п. 1 стать 38 Конституции Российской Федерации, который звучит следующим образом: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]; п. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» [2], также это подтверждается и многими федеральными законами, указами Президента и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Особое значение в Российском законодательстве придается защите детей, так как они являются наиболее незащищенной категорией населения, не могут отстоять свои права в силу своей физической слабости и возрастной недееспособности.

Обычно представителями защиты прав несовершеннолетних выступают их родители, либо законные опекуны, но зачастую случается так, что они и являются теми, кто нарушает права и ущемляет законные интересы ребенка, а порой и наносит физический вред.

Проблема подобных правонарушений состоит в сложности их выявления, ведь часто ребенок в силу своих страхов, отсутствия авторитета перед взрослыми утаивает случившееся, замыкается в себе, из чего затем следуют психологические травмы, остающиеся очень надолго, а иногда и на всю жизнь.

Именно поэтому так важна ранняя профилактика подобных правонарушений, ведь гораздо проще предотвратить возникновение ситуации, чем разбираться с ее последствиями, особенно когда речь идет о жизни, физическом и психическом здоровье ребенка.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население, в том числе на родителей с целью предупреждения насилия в семье. Задача этого уровня профилактики — формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения родителей, воспитание гармоничной личности. В рамках первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми.

Вторичная профилактика означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидент насилия, но находится в ситуации повышенного риска. Вторичный уровень направлен на конкретных детей, подростков и их родителей. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три группы:

  1. Выявление детей, испытывающих жестокое обращение.
  2. Работа с родителями (индивидуальные беседы, проведение классных собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому). Основными исполнителями здесь выступают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, педагоги, социальные работники и др. [3].
  3. Работа с детьми, т. е. их привлечение к общественной жизни, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители. Задачей такой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребёнка [4].

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже подвергся насилию. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение подобного в будущем [3].

Комплексный подход к проблеме профилактики насилия предполагает создание комплексной программы для взрослых и детей и включает:

– обучение специалистов формам и методам проведения профилактической работы;

– программу для взрослых (родителей, педагогов и т. п.);

– программу для детей [5].

Данные меры направлены на удовлетворение различных потребностей и в то же время составляют одно целое. Для родителей, учителей, персонала школы, которые составляют внутренний круг поддержки ребенка, очень важно быть осведомленным относительно насилия по отношению к детям и его предотвращения. Незнание проблемы со стороны взрослых и педагогов, неумение распознать, вовремя помочь ребенку, могут привести к самым тяжелым последствиям.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. ст. 4398.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — ст. 16.
  3. Галич, Г.О., Карпушкина, Е.А., Корчагина, Л.Н., Морозова, Н.Л., Тупарева, Н.В. [Текст]: / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина, Н. Л. Морозова, Н. В. Тупарева // Профилактика дивиантного поведения детей и подростков. — 2010. — № 16. — С. 84–91.
  4. Дерябина, В. В. Технологии социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие. [Текст]: / В. В. Дерябина // — 2014. — № 2. — С. 50–60.
  5. Попова, Е. М. Системный подход к профилактике правонарушений обучающихся колледжа. [Текст]: / Е. М. Попова // Научные исследования в образовании. — 2011. — № 3. — С. 105–103.
  6. Шмарион П. В. Криминологические особенности насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 3–8.
  7. Усманова Д. Р. Внутрисемейное насильственное преступление как объект изучения семейной криминологии // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 20–23.
  8. Репьев А. Г. Правовое регулирование деятельности по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: федеральный и региональный аспекты (на примере Алтайского края) // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2016. — № 4. — С. 47–50.
  9. Недоступенко Т. А., Махина С. Н. Профилактика физического насилия в семейно-бытовой сфере и в отношении несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2019. — № 4. — С.72–75.
  10. Кокорева Н. Н., Волков П. А. Актуальные проблем профилактики семейно-бытовой преступности // Ленинградский юридический журнал. -2016. — № 3. — С. 199–203.
  11. Ивасюк О. Н. Особенности семейно-бытовых преступлений в отношении несовершеннолетних и проблемы их предупреждения // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 7. — С. 123–126.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ребенок, педагог, родитель.


Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Библиографическое описание: Нимаева, Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е. Г. Нимаева.

Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Педагогический союз учителя и родителей — могучая...

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами.

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнокродительпедагог» как необходимое условие социализации воспитанников. Автор: Гусева Ирина Анатольевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Взаимоотношение родителей и дошкольной организации...

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и

Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская...

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный...

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Библиографическое описание: Нимаева, Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие / Е. Г. Нимаева.

Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Педагогический союз учителя и родителей — могучая...

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами.

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнокродительпедагог» как необходимое условие социализации воспитанников. Автор: Гусева Ирина Анатольевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Взаимоотношение родителей и дошкольной организации...

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Система образования в Российской Федерации

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольному образованию. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в младенческом возрасте.

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и

Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская...

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный...

Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Задать вопрос