Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 5178 раз

Библиографическое описание:

Вельматкина, Д. В. Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи») / Д. В. Вельматкина, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80398/ (дата обращения: 29.04.2024).



Психологизм в русской литературе был неотъемлемой частью её жизни. Многие писатели использовали его в своих произведениях.

И. А. Бунин является признанным мастером художественного психологизма.К. И. Чуковский заметил: «...Бунин неожиданно стал живописцем сложнейших человеческих чувств и после неудачных попыток оказался таким изощренным психологом, ведателем глубей и высей души человеческой, какой не могли и предвидеть читатели его прежних вещей» Он виртуозно может передавать душевное состояние своих героев в образе видимого мира через поток сознания и созерцания различных оттенков чувств. Мастер слова их индивидуализирует, прибегая к портретному изображению. Его герои любят, страдают, анализируют себя, свои поступки, переживают несчастную, неразделенную любовь. В своих творениях писатель выдвигает это прекрасное, ни с чем не сравнимое чувство, на первое место. Любовь Бунина, как правило, трагична, может быть мимолетна, но всегда искренняя и настоящая. Это самое яркое и светлое чувство, которое делает героев счастливыми, несмотря на печальный финал. Любовь, по — Бунину, способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Это великое счастье, за которое приходится расплачиваться болью. Над ней всегда висит вечный рок. Наиболее ярко психологизм показан в сборнике «Темные аллеи». Он включает в себя несколько рассказов. В «Темных аллеях» писатель раскрывает внутренний мир своих героев через внешние симптомы, которые могут быть не всегда однозначно интерпретированы. Он проникает в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Перед нами предстает целая палитра, гамма чувств. Писатель скуп на подробности, на развернутые внутренние монологи, он, в основном, использует приемы косвенного психологизма, проявляет интерес к «внутренней жизни человека». Огромную роль писатель отводит художественным деталям, пейзажу, интерьеру. Они выполняют роль фона, через который наиболее ярко и точно раскрываются герои. Психологизм в «Темных аллеях» показан «изнутри». При описании чувств и эмоций художник слова использует «тайный психологизм». И. А. Бунин проникает в сознание души своих героев, непосредственно показывая, что происходит с ним в тот или иной момент. Мы видим, как персонажи раскрываются через речь, размышления, монологи.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Кавказ». Главная героиня обманывает героя, бросает его и уезжает с другим. Он отправляется на поиски своей возлюбленной. Каков финал рассказа! Язык И. А. Бунина неповторим и уникален. Мы видим всего несколько предложений, но понимаем все то, что чувствует герой в данный момент: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Мы вместе с главным героем чувствуем предательство, смятение, страх, опустошенность. С помощью мельчайших деталей художник слова вскрывает тайники души.

В рассказе «Темные аллеи» показаны размышления героя Николая Алексеевича. По воле случая главные герои встречаются через тридцать лет. Надежда — хозяйка горницы, а он барин из Петербурга. Они узнают друг друга. Надежда и Николай по-разному ведут себя при встрече. Из диалога героев мы можем понять их внутреннее состояние. Надежда сразу узнала Николая Алексеевича. Она любила его всю жизнь и так и не вышла замуж. Николай Алексеевич считает, что «все проходит, все забывается» — и любовь, и молодость». Надежда же не согласна: молодость проходит у всех, а любовь — нет. Мы понимаем, что в его внутреннем голосе слышны жалость, сочувствие, безысходность. Николай Алексеевич после разлуки с любимой так и не был счастлив. В глубине души он осознавал, что она подарила ему лучшие минуты жизни.

Наиболее ярко раскрывается психологизм в рассказе «Чистый понедельник». Казалось бы, герои должны быть счастливы вместе, но увы. Поступок девушки оказывается неожиданным. Она уходит от главного героя. Это становится тяжелым ударом. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…”. Спустя два года он видит ее в обители. Автор не говорит напрямую, что это его возлюбленная. Только с помощью детали «темные глаза» мы догадываемся, что это она. И. А. Бунин в своем рассказе раскрывает тайну души, говоря о том, что это самая неизведанная и неразгаданная загадка. Читатель так и не может понять причину поступка главной героини. Понять ее душу помогает окружающий мир и прошлая жизнь. Мы видим чувства героев через конкретную предметную реальность.

В рассказе «В Париже» И. А. Бунин мастерски описывает психологический портрет героев. Каждая деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он говорит, что Николай не является скрытным, но речь его «сжата». Можно сделать вывод, что герой сполна разочаровался в жизни, у него нет ни к кому доверия. В глазах у него нет яркости и веселости — это говорит о полном одиночестве. При описании главной героини Ольги писатель скуп на детали. Понять психологизм мы можем с помощью реплик и первого впечатления, которое она произвела на Николая. Она достаточна вежлива и скромна. Ее характер несет отпечатки скромной и однообразной жизни. Главные герои наконец-то нашли друг друга, но судьба не дала им шанс быть вместе. В рассказе «Холодная осень» мы видим трагическую историю любви. Иногда боль становится совершенно невыносимой. Главная героиня потеряла своего мужа, живя без него тридцать лет. Эти годы шли будто вечность. Она постепенно смиряется с этой болью: Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон». В конце произведения мы видим опустошенность, горечь, утрату. Холодная осень стала для нее самым счастливым, но в то же время трагичным событием жизни.

Наиболее ярко показан психологизм в рассказе «Поздний час». Идя по знакомым местам, герой вспоминает свои счастливые моменты жизни. Перед его глазами проносится картинка событий. В голосе и памяти все смешивается, прошлое переплетается с настоящим. Он словно в тумане. Опять И. А. Бунин на первое место выдвигает любовь. Герой вспоминает свою возлюбленную, первые прикосновения, объятия и грустит. К сожалению, все это никогда больше не повторится. Ему остается только жить этими драгоценными воспоминаниями. В памяти всплывают годы, проведенные в России. Можно сделать вывод, что в этот момент герой был по-настоящему счастлив. Мост, знакомая речка — все было как будто вчера. Мы вместе с героем приходим к мысли, что жизнь опустела и совсем потеряла смысл. Очень напряжен финал рассказа. Здесь мы можем прочувствовать душу главного героя — в ней столько боли, грусти и печали! В финале он оказывается на кладбище, где похоронена его возлюбленная. Все идет к завершению.

Подводя итог, я хочу сказать, что И. А. Бунин является не только гениальным писателем, но и тонким психологом. Многие писатели XIX века использовали в своих произведениях психологизм. Каждый делал это уникально, своеобразно и неповторимо. Бунин делает это по-своему, используя свои способы и приемы изображения внутреннего состояния. Только он так мастерски мог передавать глубину человеческих чувств.

Литература:

  1. Бунин И Л. Собр. соч. в 6 т. М., 1988. Т.6. С.334.
  2. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. / Под ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. М., 1965–1967.
  3. Взацкая К. Д., Кучина Т. Г. В сборнике: Инновационный потенциал молодёжи — 2017. сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. 2017. С. 227–232.
  4. Полоцкая Э Л. Реализм Чехова и русская литература конца XIX — начала XX вв. (Куприн, Бунин, Андреев)//Развитие реализма в русской литературе. Т. З. М., 1974. С.131.
  5. Щербицкая И. В. Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 6(32) С. 83–87.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, главная героиня, главный герой, психологизм, внутреннее состояние, друг друга, моя жизнь, Сочи, финал рассказа, художник слова.


Похожие статьи

Космизм в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Не случайно главный герой рассказа лишен имени (не названы по имени также его жена и

Крайне редко передается и внутреннее состояние героя. Внешний облик героя предельно

Главный герой рассказахудожник Жильбер Иона, который всегда верил в свою удачу и...

Способы и приемы психологического изображения...

 Психологизм — сложное, необычно необходимое явление литературы, позволяющее читателю наиболее глубоко проникнутся

Появление психологизма в художественных произведениях позволило литературе подняться на новую ступень своего расцвета.

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

Молодость главной героини Ирины можно описать словами из повести как «лошадь под

За Анной пошла — вот так две неприкаянные души обрели друг друга, и дальше они будут нужны друг

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя.

Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой...

Как и главный герой, Н. Е. Мординов обучался в трех учебных заведениях, состоял членом

Вышесказанное не означает, что Н. Е. Мординов не использует технику психологизма в

внешнего во внутреннем мире героя. Мы видим, как Никита испытывает целый спектр чувств и...

Типические черты «токаревской героини» (на материале...)

Они отличаются друг от друга возрастом, характером, социальным и семейным положением.

Клубок мыслей героини постепенно начинает распутываться посредством внутреннего монолога, самооценки.

Такое ощущение, что это слова постороннего строгого воспитателя.

Психологизм в малой прозе Н. Гоголя и М. Теймура...

«Психологизм — это родовой признак искусства слова, главным предметом которого

Психологизм в творчестве Н.Гоголя и М.Теймура играет огромную роль в раскрытии

Такова моя жизнь сегодня. А вчера… Стыдно даже вспомнить — столь пустой и никчемной выглядит...

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа...)

В финале рассказа мы видим похороны Татьяны Сергеевны: «Пришла вся артистическая Москва, дамы в черном, некоторые в шляпах, поглядывали друг на друга, кто в чем пришел». Невозможно не соотнести эту сцену с подобным эпизодом из «Человека в футляре».

Главным героем английской литературной сказки всегда...

О внутреннем мире героя рассказчик, как правило, судит лишь гипотетически и поэтому

Но скупость в описании психологических состояний героев новеллы «За чертой» связана не

Отсутствие психологизма – одна из важнейших жанровых характеристик новеллы, основанной...

Похожие статьи

Космизм в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Не случайно главный герой рассказа лишен имени (не названы по имени также его жена и

Крайне редко передается и внутреннее состояние героя. Внешний облик героя предельно

Главный герой рассказахудожник Жильбер Иона, который всегда верил в свою удачу и...

Способы и приемы психологического изображения...

 Психологизм — сложное, необычно необходимое явление литературы, позволяющее читателю наиболее глубоко проникнутся

Появление психологизма в художественных произведениях позволило литературе подняться на новую ступень своего расцвета.

Женское видение мира в прозе В.Токаревой. «Своя правда»

Молодость главной героини Ирины можно описать словами из повести как «лошадь под

За Анной пошла — вот так две неприкаянные души обрели друг друга, и дальше они будут нужны друг

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага.

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя.

Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой...

Как и главный герой, Н. Е. Мординов обучался в трех учебных заведениях, состоял членом

Вышесказанное не означает, что Н. Е. Мординов не использует технику психологизма в

внешнего во внутреннем мире героя. Мы видим, как Никита испытывает целый спектр чувств и...

Типические черты «токаревской героини» (на материале...)

Они отличаются друг от друга возрастом, характером, социальным и семейным положением.

Клубок мыслей героини постепенно начинает распутываться посредством внутреннего монолога, самооценки.

Такое ощущение, что это слова постороннего строгого воспитателя.

Психологизм в малой прозе Н. Гоголя и М. Теймура...

«Психологизм — это родовой признак искусства слова, главным предметом которого

Психологизм в творчестве Н.Гоголя и М.Теймура играет огромную роль в раскрытии

Такова моя жизнь сегодня. А вчера… Стыдно даже вспомнить — столь пустой и никчемной выглядит...

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа...)

В финале рассказа мы видим похороны Татьяны Сергеевны: «Пришла вся артистическая Москва, дамы в черном, некоторые в шляпах, поглядывали друг на друга, кто в чем пришел». Невозможно не соотнести эту сцену с подобным эпизодом из «Человека в футляре».

Главным героем английской литературной сказки всегда...

О внутреннем мире героя рассказчик, как правило, судит лишь гипотетически и поэтому

Но скупость в описании психологических состояний героев новеллы «За чертой» связана не

Отсутствие психологизма – одна из важнейших жанровых характеристик новеллы, основанной...

Задать вопрос