Сиротские произведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Шевелева, А. С. Сиротские произведения / А. С. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 240-241. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80323/ (дата обращения: 29.04.2024).



В этой статье мы рассмотрим механизмы регулирования бесхозных произведений, то есть произведений, правообладатель на которые не установлен или местонахождение правообладателя не установлено. Произведения-сироты предположительно находятся под защитой авторского права, что означает действие исключительных прав на них и потенциальную необходимость получения разрешения от правообладателя на любые способы использования такого произведения — воспроизведение, включая оцифровку, перевод, обработку и тому подобное [1].

Однако в ситуации, когда правообладатель не установлен (недоступен), у пользователя нет объективной возможности получить такое разрешение, и произведение фактически остается вне общества, хотя в то же время оно может иметь художественный, культурный или исторический характер. значение. Произведения-сироты имеют одну из особенностей регулирования произведений с неустановленным автором в эпоху сетевого общества: в частности, необходимость оцифровывать произведения-сироты, поскольку многие из них находятся в единственном экземпляре на носителях, поврежденных временем; и тот факт, что оцифрованная работа из баз данных может мгновенно распространиться в другие юрисдикции.

Если мы подойдем к сиротским произведениям исключительно с тем же набором инструментов правового регулирования, что и к произведениям, для авторов которых нет сомнений, доступен только механизм бесплатного использования [2], то есть очень ограниченный список возможностей использования произведения без разрешения правообладателя и уплата ему пошлины [3]. Таким образом, произведение, на использование которого невозможно законно получить разрешение, на самом деле оказывается вне общества, исключено из культурного оборота и обречено на сохранение на исходном носителе с опасностью полной утраты.

Такое произведение не только не может быть выпущено в обращение на законных основаниях, но даже не может стать частью электронного фонда библиотеки, музея или архива. Конечно, не все работы с недоступным правообладателем обязательно имеют коммерческую ценность. Они могут иметь культурную, историческую и образовательную ценность, характеризуя исторические эпохи или конкретных лиц, например личные письма и дневники, географические карты, учебные и научные тексты и тому подобное. В связи с этим важно разработать специальное правовое регулирование для произведений с недоступным правообладателем, которое сохраняло бы защиту правообладателя, но в то же время открывало бы доступ к таким произведениям для пользователей в разных государствах в определенной степени.

В правовых системах ряда стран предпринимались различные попытки легализовать доступ к произведениям-сиротам. И на сегодняшний день более 20 штатов уже приняли акты, регулирующие этот вопрос. Однако нет единообразия в механизмах законодательного доступа к произведениям-сиротам в трансграничном масштабе: от обеспечения возможности использования произведений-сирот на индивидуальной основе в некоторых штатах до разрешения лицензирования в массовом масштабе в других штатах.

Проблема использования произведений с недоступным правообладателем в России на данный момент не решена [4], хотя она была поднята в виде законопроекта Минкомсвязи РФ о реестре бесхозных произведений и произведений. перешедшие в общественное достояние 27 августа 2015 г. В проекте предлагается создать открытый реестр произведений, по которому будет осуществляться поиск авторов и правообладателей. Если в течение 6 месяцев с даты публикации в реестре таковые не будут обнаружены, произведение будет считаться перешедшим в общественное достояние. Использование такого произведения было предусмотрено условиями открытой лицензии (ст. 1286.1 ГК РФ). Ответственность лиц, использовавших такое произведение, в случае, если впоследствии будет обнаружен правообладатель, была исключена. Законопроект в настоящее время дорабатывается, поскольку он противоречит законодательству РФ.

Вместе с тем в формирующемся регламенте просматриваются общие тенденции развития: выбор в качестве объекта охраняемых авторским правом произведений, авторы которых неизвестны или недоступны; требование о проведении предварительного поиска правообладателя, который не привел к установлению его личности и / или местонахождения; создание банков-хранилищ произведений; возможность правообладателя в течение определенного времени восстановить свои права и получить компенсацию за использование произведения; разумное ограничение компенсации автору.

В действующих нормах отдельных государств наблюдается тенденция регулирования доступа к бесхозным произведениям в трансграничных отношениях: создание совместных банков-хранилищ бесхозных произведений и сотрудничество таких банков, а также признание статуса сиротское произведение, созданное в одном государстве другим (договаривающимся) государством (ЕС); восприятие (в установленном случае) национальными судами подтверждающих документов, выданных в иностранной юрисдикции по розыску правообладателя в качестве доказательства «сиротства» произведения (США).

В связи с особенностями ситуации — периодом обособленного и активного становления института регулирования сиротских работ в разных государствах — в доктрине нет единого мнения о том, что этот институт должен представлять и как «интегрироваться» в глобальное система защиты авторских прав. Вариативность мнений ученых может склоняться к предположению, что «... режим бесхозных произведений является режимом временного общественного достояния: сиротское произведение признано таковым и может использоваться любым лицом до тех пор, пока не будет установлен автор (не заявляет о себе), то есть автор сиротского произведения в любом случае должен сохранить возможность восстановления исключительного права в полном объеме» [4].

И в то же время есть небезосновательное утверждение, что «... бесхозное произведение не может считаться переданным в общественное достояние…», поскольку «...защита авторских прав предполагается, монопольное положение сохраняется, и исключительное права защищены» [4, c. 160].

Можно сделать вывод, что правовое регулирование доступа к произведениям, не определяемым предметом авторского права, сложившееся на сегодняшний день в ряде государств, является специфическим и далеко не только унификационным, но даже от гармонизации норм в этом область. Большинство элементов института произведений с утерянным автором оцениваются неоднозначно: само понятие сиротского произведения; виды работ, к которым может быть осуществлен доступ, и способы их использования; тематический состав пользователей и лиц, ответственных за использование произведений; срок, в течение которого автор может прекратить статус работы-сироты; возможность коммерческого использования таких произведений и многое другое.

В связи с этим, считаем целесообразным, как было предложено ранее, создать открытый реестр произведений, с помощью которого осуществлялся бы поиск авторов и правообладателей, что поможет облегчить использование произведений с недоступным правообладателем в России.

Литература:

  1. Г. К. Дмитриева, О. В. Луткова. Национальные механизмы регулирования трансграничных отношений, объектом которых являются сиротские произведения.
  2. Луткова О. В. Доктрина добросовестного использования произведений в современном авторском праве США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. N 2. С. 186–199.
  3. Луткова О., Черныш Д. Конвенционное регулирование свободного использования произведений в трансграничном коммерческом обороте // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. N 12. С. 47–56.
  4. Ахмедов Г. А., Войниканис Е. А., Глазунова К. Д. [и др.] Основные тенденции развития права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты интеллектуальных прав и глобальная защита. М., 2017. С. 159.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, недоступный правообладатель, сиротское произведение, общественное достояние, автор, использование произведений, открытый реестр произведений, поиск авторов, правовое регулирование, Россия.


Похожие статьи

Проблемы использования «сиротских произведений» в сети...

в) внесение в реестр сиротских произведений тех произведений, авторы которых не

Иванова, М. М. Свободное использование сиротских произведений в цифровую эпоху / М

Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных правообладателей которых...

Правовое регулирование общественного достояния...

Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве.

произведение должно быть выражено в объективной форме, в то время как в США ему потребуется фиксация произведения, соответственно, публично...

Проблемы перехода произведения в общественное достояние...

Проблема перехода произведения в общественное достояние до истечения срока действия исключительного права на произведение напрямую не

Статья 1282 ГК РФ связывает переход произведения в общественное достояние только с прекращением действия исключительного...

Шевелева Анастасия Сергеевна — Информация об авторе

Сиротские произведения. №17 (359) апрель 2021 г. Авторы: Шевелева Анастасия Сергеевна.

Библиографическое описание: Шевелева, А. С. Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве / А. С. Шевелева.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Ключевые слова: музыкальное произведение, объект авторских прав, творческая деятельность, правовая охрана, правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе. Одним из объектов интеллектуальной деятельности является музыкальное...

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права.

Матвеев А. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

К вопросу о правовой охране произведений в сети Интернет

Статья посвящена вопросу правовой охраны авторских произведений в сети Интернет.

Защитой произведений в сети «Интернет» является совокупность мероприятий

Как показывает практика, ни одно нормативное регулирование не может в должной степени...

Свободное использование произведений: проблемы теории...

 Свободным использованием произведений называют использование тех произведений (в том числе их издание) которые находятся под действием смежных или авторских прав, которые изданы без выплаты вознаграждения автору, и без его разрешения.

Критерии охраноспособности объектов авторского права с точки...

Следует отметить, что большинство произведений, созданных с помощью компьютерных технологий

На сегодняшний день в отношении объектов цифрового искусства открытыми и

На наш взгляд, лицо, создавшее произведение в цифровой форме, несомненно, должно иметь...

Похожие статьи

Проблемы использования «сиротских произведений» в сети...

в) внесение в реестр сиротских произведений тех произведений, авторы которых не

Иванова, М. М. Свободное использование сиротских произведений в цифровую эпоху / М

Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных правообладателей которых...

Правовое регулирование общественного достояния...

Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве.

произведение должно быть выражено в объективной форме, в то время как в США ему потребуется фиксация произведения, соответственно, публично...

Проблемы перехода произведения в общественное достояние...

Проблема перехода произведения в общественное достояние до истечения срока действия исключительного права на произведение напрямую не

Статья 1282 ГК РФ связывает переход произведения в общественное достояние только с прекращением действия исключительного...

Шевелева Анастасия Сергеевна — Информация об авторе

Сиротские произведения. №17 (359) апрель 2021 г. Авторы: Шевелева Анастасия Сергеевна.

Библиографическое описание: Шевелева, А. С. Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве / А. С. Шевелева.

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Ключевые слова: музыкальное произведение, объект авторских прав, творческая деятельность, правовая охрана, правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе. Одним из объектов интеллектуальной деятельности является музыкальное...

К вопросу о правовом статусе субъектов авторского права

Автор анализирует основные особенности структуры и содержания правового статуса субъектов первоначального и производного авторского права.

Матвеев А. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

К вопросу о правовой охране произведений в сети Интернет

Статья посвящена вопросу правовой охраны авторских произведений в сети Интернет.

Защитой произведений в сети «Интернет» является совокупность мероприятий

Как показывает практика, ни одно нормативное регулирование не может в должной степени...

Свободное использование произведений: проблемы теории...

 Свободным использованием произведений называют использование тех произведений (в том числе их издание) которые находятся под действием смежных или авторских прав, которые изданы без выплаты вознаграждения автору, и без его разрешения.

Критерии охраноспособности объектов авторского права с точки...

Следует отметить, что большинство произведений, созданных с помощью компьютерных технологий

На сегодняшний день в отношении объектов цифрового искусства открытыми и

На наш взгляд, лицо, создавшее произведение в цифровой форме, несомненно, должно иметь...

Задать вопрос