Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Куулар, А. В. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии / А. В. Куулар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 262-263. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80304/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор пытается показать роль формирования универсальных учебных действий учащихся на занятиях по химии в школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, элективные курсы.

На сегодняшний день одной из главных задач обучения является формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях. Данные возможности обеспечивают умение учиться. «Уметь учиться» значит самостоятельно эффективно осуществлять учебную деятельность.

Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения выделяют следующие функции универсальных учебных действий: 1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена пол и культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [3].

Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Необходимым условием профильного обучения является организация курсов по выбору, т. е. элективных курсов.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

— обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

— служат освоению смежных учебных предметов;

— служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

— обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

— служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

Элективные курсы по химии развивают у учащихся самостоятельность в работе, творческую направленность, благодаря им можно обширно ознакомить учащихся со многими аспектами химического производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практической направленностью: использование в производственных условиях, привить и развить многие практические навыки и умения [1].

С целью определения сформированности универсальных учебных действий учащихся мы провели анкетирование в МБОУ СОШ № 2 им. Народного учителя СССР А. А. Алдын-оол г. Кызыла Республики Тыва. В данной школе учащиеся 10–11 классов химико-биологоческого направления 2 раза в неделю посещают элективный курс «Химическая мозаика». Поэтому мы провели анкетирование в этих классах. Данные анкетирования помогают определить учеников «группы риска», найти пути работы с такими учащимися, а также выявить регулятивные универсальные учебные действия, которые необходимо развивать и формировать в первую очередь, что представляет собой корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности [2].

В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что уровень сформированности знаний и регулятивных универсальных учебных действий распределился таким образом:

31 % учащихся — высокий уровень;

41 % учащихся — средний уровень;

28 % учащихся — низкий уровень.

Так же можно выделить, что развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование регулятивных, то есть, организация своей учебной деятельности, универсальных учебных действий в 11 классе, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса:

1) умение анализировать, находить причины проблем и неудач при выполнении деятельности и находить рациональные способы их решения;

2) формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

Литература:

  1. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С.92–106.
  2. Мельникова Г. Ф., Гильманшина С. И., Сагитова Р. Н. Инновационный компонент подготовки учителей в условиях трансформации естественнонаучного образования (на примере учителей химии) // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.; URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26854 (дата обращения: 28.09.2017)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, учащийся, учебная деятельность, учебное действие учащихся, действие, профильное обучение.


Похожие статьи

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Библиографическое описание: Муродова, М. Х. Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения / М. Х

Проектирование как способ деятельности используется для формирования у учащихся полноценных умственных действий.

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на

В результате ее осуществления, освоения знаний, новых способов действий с ними

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, вид...

учебная деятельность, учащийся, знание, проблемная ситуация...

Понятие «учебной деятельности» достаточно неоднозначно в современной педагогике и психологии, тем не менее, выделяют три основные трактовки этого понятия. С одной стороны учебную деятельность рассматривают в синонимии с научением, учением и обучением.

Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это...

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащимся организовать их учебную деятельность. К ним относятся

‒ предоставление учащимся возможности независимо организовывать обучение, определять для себя учебные цели, находить и

Основные термины (генерируются автоматически): действие, современное образование, знание, поисковый характер...

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России преобладает новый

Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов

Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Анализ универсальных учебных действий, формируемых в процессе внеурочной деятельности, дает возможность увидеть, что

внеурочная деятельность, профильное образование, профориентационная работа, метапредметное достижение учащихся, класс

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования на наш взгляд является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого

Образовательные: − развитие умения работать со словарем, правильно писать слова- приветствия.

Предпрофильная подготовка учащихся по физике

Профильные классы формируются на конкурсной основе из учащихся — выпускников 9 класса.

Курс рассчитан на 34 часа, половина учебного времени выделяется на практические и

В качестве форм контроля используется метод проектов. Учебно-тематический план курса.

курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный...

Похожие статьи

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Библиографическое описание: Муродова, М. Х. Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения / М. Х

Проектирование как способ деятельности используется для формирования у учащихся полноценных умственных действий.

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на

В результате ее осуществления, освоения знаний, новых способов действий с ними

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать

Основные термины (генерируются автоматически): курс, профильное обучение, предмет, ученик, вид...

учебная деятельность, учащийся, знание, проблемная ситуация...

Понятие «учебной деятельности» достаточно неоднозначно в современной педагогике и психологии, тем не менее, выделяют три основные трактовки этого понятия. С одной стороны учебную деятельность рассматривают в синонимии с научением, учением и обучением.

Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это...

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащимся организовать их учебную деятельность. К ним относятся

‒ предоставление учащимся возможности независимо организовывать обучение, определять для себя учебные цели, находить и

Основные термины (генерируются автоматически): действие, современное образование, знание, поисковый характер...

Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие...

Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России преобладает новый

Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов

Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Анализ универсальных учебных действий, формируемых в процессе внеурочной деятельности, дает возможность увидеть, что

внеурочная деятельность, профильное образование, профориентационная работа, метапредметное достижение учащихся, класс

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования на наш взгляд является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого

Образовательные: − развитие умения работать со словарем, правильно писать слова- приветствия.

Предпрофильная подготовка учащихся по физике

Профильные классы формируются на конкурсной основе из учащихся — выпускников 9 класса.

Курс рассчитан на 34 часа, половина учебного времени выделяется на практические и

В качестве форм контроля используется метод проектов. Учебно-тематический план курса.

курс, профильное обучение, предмет, ученик, содержание, вид деятельности, Ершов, элективный...

Задать вопрос