Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Шильникова, Л. В. Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Кировской области) / Л. В. Шильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79673/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты ведения внешнеэкономической деятельности в регионе, предложены возможные пути решения.

Ключевые слова: экспорт, малое предпринимательство, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.

Сектор малого и среднего предпринимательства как отдельная составляющая системы экономики Российской Федерации способствует структурной перестройке и саморегулированию экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличению общего объема производства и розничного товарооборота, созданию благоприятной среды для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса.

В настоящее время все большее внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе двенадцати приоритетных отраслей развития общества также обозначена и сфера малого бизнеса, в частности, речь идет о реализации комплекса мер, направленного на создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, модернизацию системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, увеличение их доли в общем объеме несырьевого экспорта до 10 процентов [1].

Эти идеи нашли свое отражение в национальных проектах «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство», которые представляют собой комплекс мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, в том числе на иностранных рынках. При этом институт национальных проектов нельзя рассматривать в отдельности от административного контроля, который отвечает за соблюдением графика исполнения соответствующих мероприятий, контролирует и стимулирует ответственных исполнителей.

С развитием государства и общества, а также под влиянием внутренних и внешних факторов, политика государства, в том числе намеченные ранее стратегические планы и приоритеты, подвержены изменениям. Соответствующая нормативная база, отвечающая за механизм государственного регулирования и целеполагание, также претерпела свои изменения. В 2020 году высшим должностным лицом государства подписан Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» перед страной установлены следующие задачи: «реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года», «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [2].

Виду обозначенного курса развития, представляется, что субъекты малого и среднего предпринимательства в глазах российских политиков и экспертов в области экономики является достаточно перспективным сектором, обладающим наибольшим потенциалом роста несырьевого неэнергетического экспорта.

Кроме того, национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено достижение в 2024 году значения показателя «объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров» в размере 250 млрд. долларов США [3].

Для достижения указанной цели каждому субъекту Российской Федерации необходимо усовершенствовать свою систему поддержки и государственного регулирования экспортной деятельности, в том числе за счет увеличения доли вовлеченности малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность.

В рамках реализации на территории Кировской области указанных выше национальных проектов разработаны и утверждены соответствующие региональные проекты, целью которых также является повышение доли несырьевого неэнергетического экспорта в регионе, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время на территории Кировской области зарегистрировано 43206 микропредприятия, 1933 субъекта малого предпринимательства, 132 — среднего [9].

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортно-ориентированные, могут воспользоваться информационной, консультационной и финансовой поддержкой, которую предоставляют

АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области», «Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания)» и его филиалы в муниципальных образованиях. По итогам 2020 года государственная поддержка оказана 7129 субъектам малого и среднего предпринимательства [8]. В общем объеме малых и средних предприятий, ведущих свою деятельность на территории Кировской области, количество предпринимателей, которые воспользовались мерами государственной поддержки, сравнительно мало. В связи с этим можно предположить, что такой эффект вязан с недостаточной информированностью бизнес-сообщества о мерах государственной поддержки и деятельности инфраструктуры поддержки, а также о возможном недоверии предпринимателей к региональным органам власти и организациям, реализующим политику поддержки и развития предпринимательства.

Необходимо также отметить, что пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные мероприятия неблагоприятно отразились на региональных экспортерах, в большей части на малых и микро-предпринимателях. По данным статистики в 2019 году на территории Кировской области во внешнеэкономической деятельности были задействованы 517 предприятий, на конец 2020 года — 470 [8]. На сокращение доли экспортеров повлияли не только последствия пандемии, но и низкая предпринимательская грамотность и владение профессиональными компетенциями в сфере внешнеэкономической деятельности, низкая инновационная активность предпринимателей, в том числе при внедрении новых технологий в производственные процессы, при наличии высокой степени износа основных фондов.

Как уже было заявлено ранее, перед государством к концу 2024 года стоит задача по достижению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд. долларов США. Учитывая отличительные особенности регионов, в частности качество правоприменения нормативной базы регулирования осуществления экспорта, наличие инфраструктуры поддержки экспорта, транспортную доступность и географическое расположение субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне в 2018 году было принято решение о разработке и внедрении такого инструмента государственного регулирования как Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт) [5].

Региональный экспортный стандарт представляет собой комплекс мер, способствующих активизации экспортной деятельности в регионе, успешная реализация которых позволит сформулировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта, обеспечить вовлечение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерацией и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности, и как результат, увеличить число экспортеров и объём экспортной продукции.

С 2019 года Стандарт поэтапно внедрялся в 11 «пилотных» субъектах Российской Федерации: Смоленской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской областях, Пермском, Приморском, Ставропольском краях, Республиках Башкортостан и Татарстан. Кроме того, в инициативном порядке вступили в реализацию Стандарта Рязанская, Курганская и Тверская области, Хабаровский и Камчатский края [10].

По предварительным итогам внедрения стандарта в пилотных регионах документ был переработан, наиболее успешные инструменты поддержки вошли в состав актуализированного Регионального экспортного стандарта 2.0, утверждённого протоколом заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 30.06.2020 № 6.

С целью более эффективного использования потенциала Кировской области, решения обозначенных в настоящей работе проблем, увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономической деятельности и увеличения объемов несырьевого неэнергетического экспорта в целом, считаем целесообразным включение в процесс внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 Кировской области.

Реализация Стандарта на территории Кировской области будет предполагать создание Экспортного совета при высшем должностном лице региона — экспертный совещательный координационный орган, состоящий из действующих участников внешнеэкономической деятельности, представителей общественных организаций, инфраструктуры поддержки предпринимательства, заинтересованных органов исполнительной власти региона, а также высшего должностного лица области и его заместителей, курирующих развитие внешнеэкономической деятельности региона.

Также необходимым условием внедрения Стандарта является разработка и написание нового стратегического документа — Экспортной стратегии, отражающей текущее состояние экспорта в Кировской области, анализ потенциальных и перспективных зарубежных рынков, основных внешних и внутренних барьеров, а также которая должна отражать направления развития экспорта, содержать механизм и соответствующие меры по снижению препятствий при осуществлении экспорта. В последствии Стратегия рассматривается на публичных заседаниях Экспортного совета, в которых активно принимают участие заинтересованные представители общественных организаций и жители региона, что в свою очередь должно обеспечить учет мнений различных экспертов, потребностей бизнес-сообщества, и выработку оптимальной стратегии развития экспорта.

Еще одним нововведением для Кировской области должно стать появление в образовательных учреждениях региона программ обучения, направленных на подготовку специалистов по ведению внешнеэкономической деятельности, что также призвано решить проблему с низкой профессиональной грамотностью у экспортно-ориентированных представителей бизнес-сообщества региона [6, 7].

Таким образом, внедрение комплекса мер в рамках Регионального экспортного стандарта 2.0 на территории Кировской области не только позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки предпринимательства, но и обеспечит плодотворное сотрудничество представителей органов исполнительной власти региона и бизнес-сообщества в процессе реализации политики в области поддержки и развития предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, а также внести свой вклад в достижение национальных целей.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.06.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  3. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 28.03.2021).
  4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 29.03.2021).
  5. Протокол заседания комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 21.12.2018 № 6.
  6. Протокол заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 30.06.2020 № 6.
  7. Региональный экспортный стандарт 2.0. — Текст: электронный // Российский экспортный центр: [сайт]. — URL: https://www.exportcenter.ru/company/region_standard/ (дата обращения: 30.03.2021).
  8. Отчет о реализации национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство» на территории Кировской области по итогам 2020 года. Источник информации: внутренняя документация и отчетность Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области.
  9. Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=5&ssrf=43 (дата обращения: 24.03.2021).
  10. В 11 пилотных регионах ввели Экспортный стандарт — Текст: электронный // Российский экспортный центр: [сайт]. — URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/all-news/v-11-pilotnykh-regionakh-vveli-eksportnyy-standart-2–0/ (дата обращения: 30.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Кировская область, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, государственное регулирование, среднее, предпринимательство, Региональный экспортный стандарт, экспортная деятельность, высшее должностное лицо, Международная кооперация.


Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

 Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в

Он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а...

Компетенция субъектов Российской Федерации в области...

Ключевые слова: Ростовская область, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, совокупный экспорт, товарооборот.

– Создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Место разрешительного порядка осуществления...

Ключевые слова: экспортный контроль, Россия, государственная экспертиза, Российская Федерация, внешнеэкономическая сделка, генеральная лицензия. Внешняя торговля представляет собой одну из важнейших составляющих экономического процветания страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность

По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Роль государственного регулирования для...

Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

 В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности.

Международно-правовое регулирование...

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется международными договорами, международными обычаями, актами международных организаций. Современное мировое сообщество невозможно представить...

Особенности поддержки экспорта в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: экспорт, российский экспорт, поддержка, поддержка экспорта, экспортеры, поддержка

К мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся

Экспортно-ориентированные предприятия также ждут расширения инструментов компенсации...

Сущность внешнеэкономического комплекса РФ

Во внешнеэкономической деятельности важную роль играют организации, которые принимают участие в содействии по развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами. Одной из них является Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации.

Вовлечение малого и среднего бизнеса Ростовской области во...

государственная поддержка малого, Российская Федерация, среднее, предпринимательство, Ростовская область, предприятие, предпринимательская деятельность, развитие малого, субъект малого, субъект Федерации.

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

 Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в

Он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а...

Компетенция субъектов Российской Федерации в области...

Ключевые слова: Ростовская область, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, совокупный экспорт, товарооборот.

– Создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Место разрешительного порядка осуществления...

Ключевые слова: экспортный контроль, Россия, государственная экспертиза, Российская Федерация, внешнеэкономическая сделка, генеральная лицензия. Внешняя торговля представляет собой одну из важнейших составляющих экономического процветания страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность

По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Роль государственного регулирования для...

Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

 В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности.

Международно-правовое регулирование...

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется международными договорами, международными обычаями, актами международных организаций. Современное мировое сообщество невозможно представить...

Особенности поддержки экспорта в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: экспорт, российский экспорт, поддержка, поддержка экспорта, экспортеры, поддержка

К мерам государственной финансовой поддержки экспорта относятся

Экспортно-ориентированные предприятия также ждут расширения инструментов компенсации...

Сущность внешнеэкономического комплекса РФ

Во внешнеэкономической деятельности важную роль играют организации, которые принимают участие в содействии по развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами. Одной из них является Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации.

Вовлечение малого и среднего бизнеса Ростовской области во...

государственная поддержка малого, Российская Федерация, среднее, предпринимательство, Ростовская область, предприятие, предпринимательская деятельность, развитие малого, субъект малого, субъект Федерации.

Задать вопрос