Совершенствование полномочий суда в административном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 257 раз

Библиографическое описание:

Бородин, С. С. Совершенствование полномочий суда в административном судопроизводстве / С. С. Бородин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79624/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье представлен анализ полномочий суда и исследована особенность активной роли суда в административном судопроизводстве. Детально проанализированы проблемы реализации полномочий суда по привлечению к участию в административном деле надлежащего административного ответчика, рассмотрены особенности истребования доказательств по инициативе суда, исследованы полномочия в области реализации некоторых мер принижения.

Ключевые слова: административное судопроизводство; активная роль суда, Кодекс административного судопроизводства РФ, правосудие.

В основе правового регулирования административного и гражданского судопроизводства лежит ряд общих процессуально-правовых принципов, таких как состязательность, равноправие сторон, доступность правосудия, диспозитивность и др.

Административное судопроизводство обладает целым рядом особенностей. В первую очередь следует подчеркнуть, в административном судопроизводстве особый предмет, а именно правовые конфликты, споры и иные дела, которые возникают в сфере публичных правоотношений.

Субъективный состав административного судопроизводства включает в себя с одной стороны частных лиц (граждане или организации), а с другой — публичных (властных) органов или должностных лиц.

Полномочия суда в административном судопроизводстве выступают в качестве фундамента всего административного судопроизводства. Деятельность суда при разрешении административных дел направлена, прежде всего, на проверку законности правовых актов и действий властных субъектов. Активная роль суда проявляется, например, в следующих нормах ч. 3 ст. 62, ч. 7 ст. 213, ч. 8 ст. 226, ч. 1 ст. 236, ч. 1 ст. 308 КАС РФ [1], в соответствии с которыми суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Кроме того, активная роль суда в административном судопроизводстве так же проявляется в следующих полномочиях, закрепленных в ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 43, ч.5 ст.137, ч. 1 ст.306 КАС РФ.

К наиболее распространенным полномочиям суда в административном судопроизводстве можно отнести истребование доказательств по инициативе суда и привлечение надлежащего ответчика. Рассмотрим данные полномочия более детально.

Согласно ч. 1 ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Фактически ч. 1 ст. 43 КАС РФ содержит два самостоятельных полномочия суда. Первое полномочие может быть реализовано только с согласия административного истца, и при несогласии на замену административного ответчика другим лицом суд использует полномочие на привлечение без согласия административного истца другого лица в качестве второго административного ответчика.

Относительно данного полномочия, например Д. Б. Абушенко в своем исследовании «Замена ненадлежащего административного ответчика: дискуссионные вопросы» указывает на отсутствие разумных оснований у суда для решения неверным выбора административного ответчика. Автор обосновывает свое утверждение на том, при подготовке административного дела суд нарушает принцип состязательности, так как им еще не была проведена оценка доказательств [3].

С данным доводом нельзя согласиться. Например, данное полномочие реализуется в полной мере в случае предъявления иска к государственным органам, которые на момент подачи иска были упразднены. В подобной ситуации инициирование судом замены ненадлежащего ответчика надлежащим, безусловно, отвечает всем принципам судопроизводства. Суд в данном случае оказывает содействие стороне в реализации ее процессуальных прав, тем самым обеспечивает право административного истца на судебную защиту.

Относительно второго полномочия, а именно привлечения надлежащего ответчика в качестве второго административного ответчика, следует отметить, оно подразумевает подачу административного искового заявления новому ответчику по инициативе суда. Статус первоначального ответчика в подобной ситуации не понятен. Поэтому решение данного вопроса в рамках ч. 1 ст. 43 КАС РФ требует законодательного изменения.

А признание первоначального ответчика ненадлежащим, должно быть отражено в определении суда.

Еще одним из самых активно реализуемых полномочий суда в административном судопроизводстве является полномочие по истребованию доказательства (ч. 2 ст. 14, ч.1 ст.63, п.6 ч.3 ст.135 КАС РФ).

По общему правилу судопроизводства обязанность представить доказательства, обосновывающие позицию, лежит на каждой из сторон. Суд, наряду с тем, что оказывает содействие в собирании доказательств, обладает правом истребовать доказательства, в случае необходимости для всестороннего рассмотрения административного дела.

Круг лиц, у которых может быть истребовано доказательство, не ограничен, это могут быть как стороны или иные участники административного процесса, так и иные лица.

В ч. 5 ст. 63 КАС РФ устанавливается, что в случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 КАС РФ. Кроме того, ч. 6 ст. 63 КАС РФ содержит указание, что наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

Активная роль суда в административном процессе выражается также в полномочиях суда в рамках поддержания порядка в судебном заседании.

Особого внимания заслуживает такая мера принуждения как ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова. Данная мера отражена в ст. 118 КАС РФ, согласно которой суд при нарушении участником судебного разбирательства правил выступления в судебном заседании председательствующий в судебном заседании вправе ограничить его выступление, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, или лишить его от имени суда слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Относительно данных мер принуждения в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел» [2] даны разъяснения, согласно которых ограничение выступления участника судебного разбирательства заключается в ограничении в разумных пределах времени его выступления.

Применение данной меры, воздействия является альтернативой удалению из зала заседания, как подчеркнул глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев [5]. Поэтому в данном случае, речи об ограничении состязательности административного процесса, о котором в последнее время указывают некоторые исследователи [4], не может быть. Применение данной меры ограничения способствует эффективной организации процесса в рамках рассмотрения административного дела.

Литература:

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8073.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 8.
  3. Абушенко, Д. Б. Замена ненадлежащего административного ответчика: дискуссионные вопросы / Д. Б. Абушенко // Закон. — 2016. — № 7. — С.61–65.
  4. Голодина А. В. Проблема реализации полномочий суда в административном судопроизводстве / А. В. Голодина //В сборнике: Проблемы судопроизводства в суде первой инстанции по гражданским, арбитражным и административным делам. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Л. В. Войтович, В. И. Кайнова. 2019. С. 109–114.
  5. Глава ВС напомнил, что судьи вправе ограничить время выступления участника процесса [сайт] URL: https://sibadvokat.ru/magazine/glava-vs-napomnil-chto-sudi-vprave-ogranichit-vremya-vystupleniya-uchastnika-processa (дата обращения: 19 марта 2021 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, РФ, судебное разбирательство, административный истец, административный ответчик, активная роль суда, суд, административный процесс, инициатива суда, судебное заседание.


Ключевые слова

административное судопроизводство, правосудие, активная роль суда, Кодекс административного судопроизводства РФ

Похожие статьи

Административное судопроизводство в судах общей...

Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции. Однако принятие нового кодифицированного закона не смогло разрешить многие насущные проблемы административного судопроизводства. Например, принятый кодекс не определил и не закрепил законодательно понятие «административное судопроизводство» и другие. Административное судопроизводство в настоящее время осуществляется различными судебными органами в соответствии с подведомственностью. Ученые и правоприменители до сих пор не пришли к единому подходу по определению понятия «административного судопроизводства» и часто можно увидеть, что данное понятие часто отождествляется с таким понятием, как «административная юстиция».

Производство по административным делам в судах общей...

Судебное разбирательство — центральная стадия административного судопроизводства, которая представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого административного спора [2]. В Кодексе судебному разбирательству посвящена Глава 14.

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале судебного заседания, в порядке Главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное судопроизводство в судах общей...

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных...

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская...

Нормы об административном судопроизводстве было решено выделить отдельно, поскольку гражданско-процессуальный кодекс исходит из равенства участников процесса, а в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует равенство их субъектов.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное судопроизводство, административное исковое заявление, дело, суд, норма, Российская Федерация, судебное заседание, лицо, упрощенное производство.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. Европейский суд, Российская Федерация, судебное разбирательство, разумный срок, дело. Ключевые слова: Российская Федерация, арбитражный процесс, Верховный Суд...

Ключевые слова: суд общей юрисдикции, административное...

Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации требует неукоснительного исполнения законодательства, так как проведение административного судопроизводства является большой научной и практической проблемой и влияет на жизнедеятельность общества в целом. Изучение организационно-правового механизма проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции требует глубокой проработки и разработки мероприятий, призванных улучшить данный механизм в Российской Федерации. Соответственно, вопрос обеспечения организационной составляющей в системе судов общей юрисдикции является очень острым. В настоящее время одним из наиболее важных направлений работы органов судейского сообщества является анализ мер по совершенствованию правового статуса судьи.

Проблема определения вида судопроизводства в свете Кодекса...

Прекращая производство по административному делу по административному исковому заявлению А. в части оспаривания действий комитета по назначению аукциона и его решения от 01 августа 2016 года №, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке — в порядке гражданского судопроизводства ввиду следующего. Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в...

Понятие и сущность административного судопроизводства...

В административно-процессуальном законодательстве Российской Федерации — Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [2] — используется термин «административное судопроизводство», однако законодательное его определение российским законодателем сформулировано не было. В юридической науке [1, с. 44] не существует единого мнения относительно содержания понятия «административное судопроизводство». Обобщив наиболее распространенные позиции по этому поводу, по нашему мнению, их можно разделить на три основных направления: – административное судопроизводство как система принципов и норм, которые обусловливают и регламентируют порядок рассмотрения судом дел по публично-правовым спорам

Актуальные проблемы административного судопроизводства...

Административное судопроизводство, безусловно, играет важнейшую роль в системе российского правосудия, поскольку именно в процессе его реализации осуществляется защита прав, свобод и законных интересов участников административных и других публично-правовых отношений. Несмотря на особую ценность данного механизма, в настоящее время существует множество существенных проблем законодательного регулирования в этой сфере. Говоря о проблемах административного судопроизводства в Российской Федерации, в первую очередь отметим, что в российской судебной системе нет специализированных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел — административных судов.

Понятие стадий административного судопроизводства...

Заключительной стадией административного судопроизводства законодатель называет производство по пересмотру вступивших решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 КАС РФ). В качестве таких обстоятельств КАС РФ признает в статье 350 признание Конституционным Судом РФ примененной по делу нормы закона не соответствующей Конституции РФ, заведомо ложное заключение эксперта или показания свидетелей, фальсификацию доказательств, подтвержденную приговором суда и др. Указанный перечень позволяет согласиться с Ю. Н. Стариловым в том, что данная стадия носит исключительный характер, редко являясь основанием для обжалования вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в рамках административного судопроизводства [7, с. 254].

Похожие статьи

Административное судопроизводство в судах общей...

Данный правовой акт регулирует порядок осуществление административного судопроизводства, как в Верховном Суде Российской Федерации, так и в судах общей юрисдикции. Однако принятие нового кодифицированного закона не смогло разрешить многие насущные проблемы административного судопроизводства. Например, принятый кодекс не определил и не закрепил законодательно понятие «административное судопроизводство» и другие. Административное судопроизводство в настоящее время осуществляется различными судебными органами в соответствии с подведомственностью. Ученые и правоприменители до сих пор не пришли к единому подходу по определению понятия «административного судопроизводства» и часто можно увидеть, что данное понятие часто отождествляется с таким понятием, как «административная юстиция».

Производство по административным делам в судах общей...

Судебное разбирательство — центральная стадия административного судопроизводства, которая представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого административного спора [2]. В Кодексе судебному разбирательству посвящена Глава 14.

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале судебного заседания, в порядке Главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное судопроизводство в судах общей...

Ключевые слова : административное судопроизводство, Российская Федерация, задача, государственная власть, общая юрисдикция, законный интерес граждан. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации — это кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных...

РФ, судебная защита, исковое заявление, суд, Российская...

Нормы об административном судопроизводстве было решено выделить отдельно, поскольку гражданско-процессуальный кодекс исходит из равенства участников процесса, а в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует равенство их субъектов.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное судопроизводство, административное исковое заявление, дело, суд, норма, Российская Федерация, судебное заседание, лицо, упрощенное производство.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. Европейский суд, Российская Федерация, судебное разбирательство, разумный срок, дело. Ключевые слова: Российская Федерация, арбитражный процесс, Верховный Суд...

Ключевые слова: суд общей юрисдикции, административное...

Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации требует неукоснительного исполнения законодательства, так как проведение административного судопроизводства является большой научной и практической проблемой и влияет на жизнедеятельность общества в целом. Изучение организационно-правового механизма проведения административного судопроизводства в судах общей юрисдикции требует глубокой проработки и разработки мероприятий, призванных улучшить данный механизм в Российской Федерации. Соответственно, вопрос обеспечения организационной составляющей в системе судов общей юрисдикции является очень острым. В настоящее время одним из наиболее важных направлений работы органов судейского сообщества является анализ мер по совершенствованию правового статуса судьи.

Проблема определения вида судопроизводства в свете Кодекса...

Прекращая производство по административному делу по административному исковому заявлению А. в части оспаривания действий комитета по назначению аукциона и его решения от 01 августа 2016 года №, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке — в порядке гражданского судопроизводства ввиду следующего. Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в...

Понятие и сущность административного судопроизводства...

В административно-процессуальном законодательстве Российской Федерации — Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [2] — используется термин «административное судопроизводство», однако законодательное его определение российским законодателем сформулировано не было. В юридической науке [1, с. 44] не существует единого мнения относительно содержания понятия «административное судопроизводство». Обобщив наиболее распространенные позиции по этому поводу, по нашему мнению, их можно разделить на три основных направления: – административное судопроизводство как система принципов и норм, которые обусловливают и регламентируют порядок рассмотрения судом дел по публично-правовым спорам

Актуальные проблемы административного судопроизводства...

Административное судопроизводство, безусловно, играет важнейшую роль в системе российского правосудия, поскольку именно в процессе его реализации осуществляется защита прав, свобод и законных интересов участников административных и других публично-правовых отношений. Несмотря на особую ценность данного механизма, в настоящее время существует множество существенных проблем законодательного регулирования в этой сфере. Говоря о проблемах административного судопроизводства в Российской Федерации, в первую очередь отметим, что в российской судебной системе нет специализированных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел — административных судов.

Понятие стадий административного судопроизводства...

Заключительной стадией административного судопроизводства законодатель называет производство по пересмотру вступивших решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 КАС РФ). В качестве таких обстоятельств КАС РФ признает в статье 350 признание Конституционным Судом РФ примененной по делу нормы закона не соответствующей Конституции РФ, заведомо ложное заключение эксперта или показания свидетелей, фальсификацию доказательств, подтвержденную приговором суда и др. Указанный перечень позволяет согласиться с Ю. Н. Стариловым в том, что данная стадия носит исключительный характер, редко являясь основанием для обжалования вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в рамках административного судопроизводства [7, с. 254].

Задать вопрос