Правовой режим муниципальных предприятий: особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Тумбасов, П. Д. Правовой режим муниципальных предприятий: особенности / П. Д. Тумбасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79424/ (дата обращения: 03.05.2024).



Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий среди всех зарегистрированных российских организаций и важность разработки единого закона о муниципальном участии в корпоративно-коммерческих отношениях.

Ключевые слова: предприятие, режим, право, муниципалитет, особенность, банкротство, статус, федеральный, приоритет, норма, унитарный, закон, законность.

Progress in the development of the Russian economy is mainly due to the financial and economic performance of enterprises as economic entities. A key feature of the legal regime of municipal unitary enterprise is the small share of such enterprises among all registered Russian organizations and the importance of developing a single law on municipal participation in corporate-commercial relations.

Keywords: enterprise, regime, law, municipality, peculiarity, bankruptcy, status, federal, priority, norm, unitary, law, legality.

Характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП отмечено установление ст. 113 ГК РФ [1] общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП и других элементов статуса МУП. Непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые предусмотрены нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ. Общие элементы гражданско-правового статуса МУП и базовые требования к имущественно-договорной деятельности МУП установлены ГК РФ. Так нормы ст. 113 ГК РФ определяют основы правового статуса унитарного предприятия (МУП):

1) базовые элементы статуса унитарного предприятия, которые согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ включают:

— коммерческий характер деятельности МУП, направленный на получение прибыли, что отражает соответствующий коммерческий элемент статуса МУП;

— отсутствие права собственности на имущество МУП, закрепленного собственником имущества, что формирует имущественно-правовой элемент материальной зависимости МУП от его учредителя в размере стоимости уставного фонда МУП;

— условие неделимости имущества МУП и запрета на выделение из него доли работников предприятия, что определяет экономический элемент имущественной стабильности МУП в части уставного фонда;

— установление двух видов формы — ГУП и МУП, что характеризует классификационный элемент наличия двух основных форм унитарных предприятий в зависимости от вида учредителя;

— возможность образования по закону на базе ГУП, МУП казенного предприятия, отражающую квалифицированный элемент возможной трансформации МУП в особую форму казенного предприятия;

2) имущественно-управленческий элемент статуса МУП (п. 2 ст. 113 ГК РФ) — нахождение имущества предприятия в муниципальной собственности в рамках права хозяйственного ведения (оперативного управления), при этом детализация имущественных прав МУП определяется другими нормами ГК РФ и отраслевым Федеральным законом № 161-ФЗ от 2002 года [2];

3) учредительно-уставный элемент статуса МУП (п. 3 ст. 113 ГК РФ) — определение устава МУП его учредительным документом, который должен утверждаться соответствующим учредителем (государством или муниципалитетом) или субъектом, установленным законом; при этом обозначены обязательные компоненты устава МУП (фирменное наименование, место нахождения МУП; предмет, цели деятельности МУП; размер уставного фонда, если это не казенное предприятие);

4) индивидуальный элемент фирменного наименования МУП, включающего согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ указание на учредителя (собственника имущества) и на казенный тип МУП (при его наличии);

5) организационно-управленческий элемент установления в порядке п. 5 ст. 113 ГК РФ органом управления МУП руководителя предприятия, который назначается органом, уполномоченным собственником имущества МУП, если другое не определено законом; при этом обозначена подотчетность руководителя МУП такому уполномоченному органу;

6) обязательственно-субсидиарный элемент ответственности МУП всем своим имуществом по собственным обязательствам с тремя правилами субсидиарной ответственности (п. 6 ст. 113 ГК РФ):

— отсутствие субсидиарной ответственности МУП по обязательствам учредителя (собственника имущества МУП);

— отсутствие субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества МУП) по обязательствам МУП, если предприятие не является казенным;

— установление субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества) казенного МУП, если для ответственности по обязательствам недостаточно имущества казенного МУП;

7) регламентный элемент установления согласно п. 7 ст. 113 ГК РФ правового положения МУП нормами ГК РФ и Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года;

8) реорганизационный элемент определения в соответствии с п. 8 ст. 113 ГК РФ порядка реорганизации МУП нормами двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов).

То есть, характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП следует отметить установление ст. 113 ГК РФ общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП (коммерческого, имущественно-правового, экономического, классификационного и квалифицированного содержания) и других элементов статуса МУП (имущественно-управленческого, учредительно-уставного, индивидуального, организационно-управленческого, обязательственно-субсидиарного, статусного и реорганизационного характера).

Следует полагать, что все обозначенные элементы статуса МУП прямо или косвенно влияют на формирование, реализацию денежно-финансовых отношений МУП и на образование соответствующих признаков банкротства. В частности, непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые охватываются базовым коммерческим элементом статуса МУП, а также имущественно-управленческим, учредительно-уставным, организационно-управленческим и регламентным элементами статуса МУП, предусмотренными нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ.

Значит, опосредованное влияние на формирование признаков банкротства МУП могут оказывать нормы о его статусе, установленные пунктами 4, 6, 8 ст. 113 ГК РФ.

Также следует отметить некоторую непоследовательность законодателя в отражении соотношения указанных норм ст. 113 ГК РФ и положений других законов о статусе МУП. Так в п. 2 и в п. 7 ст. 113 ГК РФ отмечается первоочередное применение кодифицированных норм ГК РФ и последующее применение отраслевых норм Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года в части регламентации имущественных прав МУП и в целом правового статуса МУП.

Однако, положения п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливают правило утверждения устава МУП его учредителем, если другое не определено законом, что отражает дополнительный характер норм ГК РФ и приоритетность применения норм отраслевого законодательства. Схожий факультативный характер применения норм ГК РФ следует из положения п. 8 ст. 113, в котором определено правило регулирования реорганизации МУП согласно нормам двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов), без упоминания норм ГК РФ.

При этом в отраслевых нормах ст. 1, 29 Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года установлен приоритет применения норм ГК РФ, включая и правило регулирования реорганизации МУП, что отражает некорректность формулировки п. 3 и п. 8 ст. 113 ГК РФ, которые целесообразно изложить в следующей редакции:

«3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, кроме исключительных случаев, предусмотренных законом»;

«8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с настоящим Кодексом, законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации».

Детализация общих норм ГК РФ о статусе МУП приводится в Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года, содержание которого составляют 7 глав с соответствующими подсистемами норм о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП:

1) подсистему главы 1 (статьи 1-7) с общими нормами о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП;

2) подсистему главы 2 (статьи 8-10) с правовыми механизмами учреждения МУП;

3) подсистему главы 3 (статьи 11-19) с нормами о правовом режиме имущества, уставного фонда МУП;

4) подсистему главы 4 (статьи 20-28) с правовыми конструкциями управления МУП;

5) подсистему главы 5 (статьи 29-35) с правовыми механизмами реорганизации, ликвидации МУП, включающие обязанность ликвидационной комиссии (руководителя МУП) инициировать банкротство, если при ликвидации будет установлена неспособность МУП удовлетворить кредиторские требования в полном объеме;

6) подсистему главы 6 (статьи 36-38) с заключительными, переходными нормами.

На примере содержания представленных норм Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года можно сделать вывод о том, что отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.

Отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
  2. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 48. — Ст. 4746.
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, норма ГК РФ, подсистема главы, собственник имущества, норма, унитарное предприятие, уставной фонд, гражданско-правовой статус, казенное предприятие, отраслевое законодательство.


Похожие статьи

Унитарные предприятия в аспекте современной правовой...

Имущество унитарного предприятия неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям) даже между его работниками. Фирменное наименование такого предприятия обязательно должно содержать указание на собственника имущества. Подобная позиция законодателя практически обусловлена, так как закрепление прав на имущество непосредственно за унитарным предприятием стало бы причиной того, что у одного и того же имущества было бы два собственника (унитарное предприятия и собственнику), что невозможно [4].

Двойственная природа определения правового статуса...

Специфика правового статуса имущества унитарного предприятия заключается в том, что данное имущество закрепляется собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) на праве хозяйственного

Так, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК РФ на собственника имущества государственного (муниципального) предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана...

Правовой режим имущества унитарного предприятия

– неделимость имущества унитарного предприятия и его невозможность распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, которые определены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ [1]; – единообразие формы собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, предполагающее, что оно может создаваться либо на основе государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов РФ), либо муниципальной собственности.

Некоторые вопросы правоспособности и дееспособности...

Особенности гражданско-правовой ответственности казенного предприятия и учреждений связаны с их особым юридическим статусом. В частности, казенные предприятия значимы для экономики

Правовое положение казенного предприятия урегулированы нормами статей 113 и 114 ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее

В силу абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не...

Понятие и сущность унитарного предприятия | Статья в журнале...

Однако в части четвертой ГК РФ мы найдем специальную норму, посвященную лишь одной конкретной организационно-правовой форме — унитарным предприятиям. Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Федерации. На современном этапе развития экономики и права России существование организационно-правовой формы «унитарное предприятие», а также...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных...

В статье 294 ГК РФ говорится о юридических лицах, имеющих статус муниципального унитарного предприятия. Такие предприятия могут быть созданы только муниципальным образованием, которое является их учредителем и распорядителем имущества. Соответственно, муниципальное предприятие не является собственником муниципального имущества, несмотря на возможность использования и распоряжения данными активами.

Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его...

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено

Общие положения, предусмотренные ст. 113 и ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации о создании унитарного предприятия, его уставном фонде

Татнева Н. В. Гражданско-правовые функции унитарного предприятия в имущественном обороте. Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица.

Особенности управления имуществом казенного предприятия

При этом формирование правового механизма имущественной ответственности казенного предприятия, сбалансированного с позиций интересов собственника, казенного предприятия-должника и его кредиторов, требует наряду с реализацией предложения об ограничении ответственности казенного предприятия денежными средствами, изменения правового режима субсидиарной ответственности собственника имущества казенного предприятия.

Особенности правого статуса государственных и муниципальных...

Пункт 7 статьи 113 ГК РФ гласит: «Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2]. Таким образом было установлено создание Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Закон регулирует правовое положение ГУП и МУП, порядок создания, права и обязанности собственников его имущества, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Похожие статьи

Унитарные предприятия в аспекте современной правовой...

Имущество унитарного предприятия неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям) даже между его работниками. Фирменное наименование такого предприятия обязательно должно содержать указание на собственника имущества. Подобная позиция законодателя практически обусловлена, так как закрепление прав на имущество непосредственно за унитарным предприятием стало бы причиной того, что у одного и того же имущества было бы два собственника (унитарное предприятия и собственнику), что невозможно [4].

Двойственная природа определения правового статуса...

Специфика правового статуса имущества унитарного предприятия заключается в том, что данное имущество закрепляется собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) на праве хозяйственного

Так, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК РФ на собственника имущества государственного (муниципального) предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана...

Правовой режим имущества унитарного предприятия

– неделимость имущества унитарного предприятия и его невозможность распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, которые определены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 161-ФЗ [1]; – единообразие формы собственности на имущество, закрепленное за унитарным предприятием, предполагающее, что оно может создаваться либо на основе государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов РФ), либо муниципальной собственности.

Некоторые вопросы правоспособности и дееспособности...

Особенности гражданско-правовой ответственности казенного предприятия и учреждений связаны с их особым юридическим статусом. В частности, казенные предприятия значимы для экономики

Правовое положение казенного предприятия урегулированы нормами статей 113 и 114 ГК РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее

В силу абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не...

Понятие и сущность унитарного предприятия | Статья в журнале...

Однако в части четвертой ГК РФ мы найдем специальную норму, посвященную лишь одной конкретной организационно-правовой форме — унитарным предприятиям. Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Федерации. На современном этапе развития экономики и права России существование организационно-правовой формы «унитарное предприятие», а также...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных...

В статье 294 ГК РФ говорится о юридических лицах, имеющих статус муниципального унитарного предприятия. Такие предприятия могут быть созданы только муниципальным образованием, которое является их учредителем и распорядителем имущества. Соответственно, муниципальное предприятие не является собственником муниципального имущества, несмотря на возможность использования и распоряжения данными активами.

Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его...

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено

Общие положения, предусмотренные ст. 113 и ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации о создании унитарного предприятия, его уставном фонде

Татнева Н. В. Гражданско-правовые функции унитарного предприятия в имущественном обороте. Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица.

Особенности управления имуществом казенного предприятия

При этом формирование правового механизма имущественной ответственности казенного предприятия, сбалансированного с позиций интересов собственника, казенного предприятия-должника и его кредиторов, требует наряду с реализацией предложения об ограничении ответственности казенного предприятия денежными средствами, изменения правового режима субсидиарной ответственности собственника имущества казенного предприятия.

Особенности правого статуса государственных и муниципальных...

Пункт 7 статьи 113 ГК РФ гласит: «Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [2]. Таким образом было установлено создание Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Закон регулирует правовое положение ГУП и МУП, порядок создания, права и обязанности собственников его имущества, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Задать вопрос