Профилактика правонарушений, связанных с раскрытием информации эмитентами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Еськова, К. Н. Профилактика правонарушений, связанных с раскрытием информации эмитентами / К. Н. Еськова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79365/ (дата обращения: 07.05.2024).



Необходимым условием деятельности эмитентов и построения ими взаимоотношений с другими участниками рынка ценных бумаг является их информационная прозрачность и открытость. Российским законодательством предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области раскрытия информации. В данной статье рассмотрен порядок наступления административной ответственности и методы профилактики правонарушений, связанных с раскрытием информации.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, эмитент, Банк России, раскрытие информации, рынок ценных бумаг.

Согласно ч. 2 ст. 15.9 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей. В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса [1].

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг эмитентами представляет собой систему проводимых мероприятий, направленных на информирование акционеров, государственных органов и других участников рынка ценных бумаг о своем финансово-экономическом положении, предпринимаемых действиях и других сведениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и эмиссии ценных бумаг.

Выявлением нарушений при раскрытии информации занимается Служба Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее — Служба), ее территориальные подразделения, а также территориальные учреждения Банка России, в которых созданы подразделения по защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов. Организация выявления нарушений производится с помощью проведения проверок, выездных и дистанционных.

Решение о проведении дистанционной проверки отдельных сведений принимается должностным лицом, путем подписания предписания Банка России о предоставлении документов. Оформление отдельного распорядительного акта не требуется.

Порядок осуществления дистанционной проверки начинается с цели данной проверки. Данная цель предполагает анализ документов и информации, которые касаются вопросов деятельности поднадзорных лиц, затрагиваемых в поступающих в Банк России обращениях (в том числе и внутренних). Срок проведения комплексной проверки — до трех месяцев.

При осуществлении выездной проверки деятельности организации, которая выпускает (эмитирует) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности (далее — эмитент) уполномоченные представители Банка России вправе получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять документы, информацию, требовать выделения отдельного служебного помещения для проведения проверки, а также получать доступ к информационным системам эмитента и информации в электронном виде.

Эмитент обязан содействовать проведению выездной проверки, в том числе совершать различного рода действия по требованию руководителя рабочей группы проверки, например, обеспечивать уполномоченным представителям Банка России беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности эмитента, к документам и информации, исполнять в полном объеме требования уполномоченных представителей.

Банком России могут приниматься меры к поднадзорному лицу в виде направления предписания об устранении нарушений. Если допущенные нарушения не могут быть устранены, в целях предотвращения подобных нарушений в дальнейшей деятельности поднадзорному лицу направляется предписание о принятии мер, направленных на недопущение аналогичных нарушений. Срок для исполнения предписания устанавливает должностное лицо Банка России в пределах от одного до тридцати рабочих дней с даты получения предписания.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения контролирующим органом или должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления [1].

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 208 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается [2].

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений: об изменении постановления, об отмене постановления и о прекращении производства по делу, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье или об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Одной из распространенных причин для наступления административной ответственности является поступление в Банк России жалоб от акционеров, инвесторов, заинтересованных лиц о нарушении прав, в том числе касающихся раскрытия информации.

Для снижения риска получения жалобы необходимо чётко и вовремя обрабатывать все входящие письменные и устные запросы, поступающие в организацию. Внутренняя бюрократия всегда увеличивает риск поступления жалобы и наложения штрафа впоследствии. Так, в рамках Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество может, придираясь к формальностям, не предоставить акционеру информацию, не перечислить дивиденды и т. п. [3] Необходимо учитывать, что такие формальные придирки всегда вызывают негативную реакцию.

Также немало важным аспектом является соблюдение действующего законодательства при проведении корпоративных процедур и по возможности для реализации подобных процедур обращаться к высококвалифицированным специалистам, которые уже имеют опыт работы в данных процедурах.

Для предупреждения наступления административной ответственности по правонарушениям в области раскрытия следует оформить полномочия должностного лица, отличного от единоличного исполнительного органа общества, по обеспечению всех действий эмитента в области корпоративного управления, в том числе по раскрытию информации, в виде приказа, должностной инструкции или доверенности. Как минимум, это позволит при оспаривании штрафа в суде опровергнуть частый тезис Банка России о «небрежности». К данному термину Банк России нередко прибегает в формулировке о допущении эмитентом небрежности при проведении корпоративных процедур. В некоторых случаях, это может позволить перенести административное наказание на должностное лицо с эмитента, а как было указано ранее, размер штрафа на должностное лицо значительно ниже.

При получении предписания Банка России по возможности следует устранять нарушения, а при получении запроса важно предоставлять только запрошенную Банком России информацию. С особым вниманием следует отнестись к подготовке документального подтверждения обстоятельств, которые доказывали бы отсутствие вины эмитента по возможному нарушению.

Действующая редакция Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» предусматривает возможность в случае обнаружения в раскрытых отчётах или сообщениях внести изменения в ранее раскрытый документ или сообщение [4]. Однако такие действия по своей сути фиксируют факт совершения правонарушения. Поэтому первое, что следует сделать при обнаружении ошибки — проанализировать и оценить её существенность и «видимость» со стороны контролирующих органов. Дело в том, что далеко не все ошибки можно заметить, внешне проанализировав отчёт со стороны. Поэтому в некоторых случаях можно рекомендовать не вносить изменения в установленном порядке, при обнаружении ошибки.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // «Российская газета», N 137, 27.07.2002
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) // «Российская газета», N 248, 29.12.1995
  4. Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // «Вестник Банка России», N 39–40, 27.05.2020
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, административная ответственность, должностное лицо, раскрытие информации, Банк России, дело, РФ, административный штраф, дистанционная проверка, Российская Федерация.


Похожие статьи

Сложность определения места совершения административного...

Ключевые слова: место совершения, административное наказание, административный штраф, административное правонарушение, административная ответственность, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Одним из особых видов...

Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере...

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения: – разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц...

Российская Федерация, административная ответственность...

Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административные правонарушения, выявляемые органами...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение. Правовое регулирование административного процесса по... Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил.

Административный штраф как вид наказания | Статья в журнале...

Административный штраф как вид административного наказания на сегодняшний день не утратил своего правоприменительного значения. Напротив, с учетом наметившейся на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений он становится все...

Административный штраф как один из видов наказания

Ключевые слова: административное наказание, штраф, санкция, правонарушение, административная ответственность.

Административный штраф считается одним из самых распространённых видов наказания и чаще всего применяется по отношению к лицам...

Особенности производства по делам об административных...

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, дело, административная ответственность, административное правонарушение, должностное лицо, общественная...

административное правонарушение , РФ , административная...

Ключевые слова: подведомственность, ТСЖ, товарищество собственников жилья, административное правонарушение, административная ответственность, КоАП РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд...

Некоторые проблемы реализации административной...

Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов установлена главой 15 КОАП РФ [2]. В данной главе содержатся все основные аспекты установления и взыскания административного наказания в области налоговых преступлений, и согласно...

Похожие статьи

Сложность определения места совершения административного...

Ключевые слова: место совершения, административное наказание, административный штраф, административное правонарушение, административная ответственность, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Одним из особых видов...

Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере...

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения: – разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц...

Российская Федерация, административная ответственность...

Административная ответственность — вид ответственности за административные правонарушения, состав которых предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных...

Административные правонарушения, выявляемые органами...

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение. Правовое регулирование административного процесса по... Административная ответственность физических лиц за нарушения таможенных правил.

Административный штраф как вид наказания | Статья в журнале...

Административный штраф как вид административного наказания на сегодняшний день не утратил своего правоприменительного значения. Напротив, с учетом наметившейся на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений он становится все...

Административный штраф как один из видов наказания

Ключевые слова: административное наказание, штраф, санкция, правонарушение, административная ответственность.

Административный штраф считается одним из самых распространённых видов наказания и чаще всего применяется по отношению к лицам...

Особенности производства по делам об административных...

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, дело, административная ответственность, административное правонарушение, должностное лицо, общественная...

административное правонарушение , РФ , административная...

Ключевые слова: подведомственность, ТСЖ, товарищество собственников жилья, административное правонарушение, административная ответственность, КоАП РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд...

Некоторые проблемы реализации административной...

Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов установлена главой 15 КОАП РФ [2]. В данной главе содержатся все основные аспекты установления и взыскания административного наказания в области налоговых преступлений, и согласно...

Задать вопрос