Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 21.03.2021

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Головань, Н. О. Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия / Н. О. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79275/ (дата обращения: 07.05.2024).



Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выполняемых задач.

Для структуризации процесса сбора информации о работе, выделения эффективного поведения, качества достижения успеха, работы с персоналом данный подход выделяет свои методы.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, управление персоналом, методы.

A competent approach, as a way of managing personnel, provides a clear definition of the professional and behavioral requirements imposed on an employee depending on his managerial level, profession, position and tasks.

To structure the process of collecting information about work, highlighting effective behavior, quality of success, work with personnel, this approach highlights methods.

Keywords: competence-based approach, competence, competence, personnel management, methods.

В настоящее время человеческий капитал — определяющий фактор устойчивого развития и экономического роста компаний. Поэтому конкурентные преимущества достигаются за счет знаний, информации, инноваций. [1]

Так как технологии не стоят на месте, объем информации возрастает в производстве, а также в других отраслях, то возрастают квалификационные требования к работникам и мера их ответственности.

Для того чтобы предприятие развивалось успешно, руководству важно знать возможности персонала, уделять особое внимание его изучению для выявления имеющихся компетенций сотрудников.

Для их выявления был разработан компетентностный подход.

Развитие компетентностного подхода в науке связана с именем Д. МакКлелланда, который предложил в 1959 году использовать понятие «переменные компетенции» для описания качеств личности работника.

Цель его исследования заключалась в поиске поведения, необходимого для идеального выполнения определенной работы. Для этого им был сформирован перечень тестов, которые позволяли предположить с какой эффективностью будет выполнена та или иная работа. Д. МакКлелланд пытался изучить влияние качеств работника, его умений, поведения на эффективность выполнения работы сотрудником.

Одним из ранних последователей Д. МакКлелланда был Р. Бояцис, который смог связать компетенции с эффективностью труда.

Он определил компетенции как «набор характеристик, которые отделяют эффективную работу от неудовлетворительной или неэффективной». Р. Бояцис, совершенствуя результаты работы Д. МакКлелланда, стремился не просто выявить перечень компетенций, необходимых для идеальной работы, но и разграничить значимые для работы компетенции и в тоже время не влияющие на ее эффективность.

Ему это удалось в 1982 году — список состоял из 19 компетенций: 12 из них были определены как дифференцирующие компетенции (влияющие на эффективность), а 7 — как пороговые компетенции (необходимые для работы, но не влияющие на эффективность).

Так как понятие «компетенция персонала» является достаточно новым, то авторы допускают разные вариации в его трактовке.

А. Я. Кибановым: «Компетенция — это сочетание квалификации работника, т. е. его знаний, понимания, умений и навыков с предоставленными ему полномочиями, обеспечивающими эффективную реализацию его функций». [3]

Вартанян А. А. считает, что компетентность — это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». [2]

Шлендером П. Э. компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», [5] Хуторским А. В. — как «атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности». [4]

Таким образом, компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность

Рис. 1. Компетентность

Получается, что основными факторами, формирующими компетенцию, являются знания, навыки и отношение сотрудника к работе.

Выделяют следующие виды компетенций:

Классификация компетенции

Рис. 2. Классификация компетенции

Поскольку компетенцию можно считать совокупностью навыков, качеств, знаний, проявляющихся в поведение человека, то можно определить наличие той или иной компетенции посредством помещения человека в заданную ситуацию.

Роли участников в процессах использования компетентностного подхода в управлении персоналом

Рис. 3. Роли участников в процессах использования компетентностного подхода в управлении персоналом

Компетентностный подход выделяет свои методы, для структуризации процесса сбора информации о работе, выделение эффективное поведение, качества достижения успеха, работы с персоналом, путем проведения анализа работы.

Таблица 1

Методы компетентностного подхода

Метод компетентностного подхода

Содержание метода

Метод экспертных оценок

Предполагает опрос объекта изучения с разных сторон (клиенты, коллеги, подчиненные и т. д.) о методах выполнения

им работы, на основе общих характеристик профессиональной деятельности

Метод критических инцидентов

Процедура сбора информации о действиях сотрудника, которые в определенном событии (индивидуальный проект, выполнение заказа) были критическими или важными для достижения цели. Здесь рассматриваются не повседневные события, а редкие и значимые.

Опросный метод

Этот метод представляет собой анкетирование. Составляется перечень вопросов, выделяющий существенные стороны деятельности.

Метод репертуарных решеток

Этот метод основывается на структурном подходе, для отличия более эффективных сотрудников от менее эффективных. Центральная идея состоит в том, что эксперт выделяет из интервью языковые особенности. У каждого человека свои языковые особенности, которые помогают

разделить сотрудников на успешных и менее успешных.

Работая с описание личностей

Эксперт старается выделить наиболее сжатые и четкие ответы, путем наводящих вопросов. Интервью продолжается пока собеседник не исчерпает мысли и не вернется к конструкторам, которые уже повторялись. Этот прием позволяет выявить такие критерии как способы принятия решений, стиль общения, способность к убеждению, ведению переговоров и т. д.

Таким образом, компетентностный подход является одним из современных инструментов в системе управления персонала.

Он позволяет структурировать политику в области найма, оценки, обучения и развития персонала.

Компетентностный подход обеспечивает организациям новые долгосрочные конкурентные преимущества.

Основная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека управлять собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и саморазвиваться.

Литература:

  1. Статья О. В. Леонова, О. В. Колосова, Компетентностный подход как способ управления персоналом предприятия военно-промышленного комплекса. 2017 г.
  2. Вартанян, А. А. Управление командой и организацией в бизнес-среде. — М.: Доброе слово, 2018.
  3. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред.А. Я. Кибанова. — 6-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2016
  4. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2015
  5. Шлендер, П. Э. Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред.П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, компетенция, работа, качество достижения успеха, компетентность, процесс сбора информации, управление персоналом, эффективное поведение.


Похожие статьи

Модель компетенций в управлении персоналом

Для эффективного использования, компетенции объединяют по общим признакам в группы, образующие модель компетенций. Ключевые слова: оценка персонала, модель компетенций, индикаторы поведения, уровни компетенций.

В деловых играх прослеживаются лидерские качества, выявляется линия поведения в кризисных ситуациях и сделать все для получения наиболее точного представления о кандидате. Выделим некоторые преимущества модели компетенций [8].

Компетентностный подход к подбору и развитию контактного...

Компетентностный подход к управлению персоналом становится все более популярным и востребованным. В наши дни более 70 % государственных и коммерческих организаций во всем мире разработали и используют в своей деятельности модели компетенций.

Компетенции — это любые характеристики личности, которые позволяют достигать лучших результатов в данной должности и отличают высокоэффективных сотрудников от рядовых исполнителей.

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: кадровая политика организации, кластеры компетенций, компетентностный подход, компетентность, компетенция, модель компетенций.

Ключевые профессиональные компетенции — наиболее динамичная часть модели профессиональных компетенций, которые находятся в сложной взаимосвязи с личностными особенностями

Корпоративные компетенции — поддерживают основную идею существования и ценности компании и применимы к любой должности в ней. Эти деловые и личностные качества должны...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Смородинова, М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» / М. В. Смородинова.

компетенция, знание, умение, компетентность, результат образования, подход, источник информации, решение, современный выпускник, способ деятельности.

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Краевский В. В

В качестве рабочего определения в настоящем исследовании будем придерживаться точки зрения Краевского В. В. и Хуторского А. В., считая данные ими определения наиболее полными и менее

Целью внедрения компетентностного подхода (КП) в сферу российского образования является достижение максимального уровня конкурентоспособности человеческих ресурсов...

Оценка компетенций работников организации как основа...

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала.

Текущая оценка развития компетенций персонала рассматривается как процесс определения эффективности его деятельности в ходе реализации задач организации, что позволяет получить информацию для принятия управленческих решений в области развития и вознаграждения труда персонала [4, с. 132].

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Рассматривается понятие компетентности и компетенции, их понимание и выявление связи с конкурентоспособностью работника.

Профессиональная компетентность-это сложное образование, включающее в себя комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.

‒ Системность-это умение собирать и систематизировать информацию, на основе чего может сделать определенные решения и преодолеть трудности.

Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия...

Под термином «компетенция» раскрывается природа компетенции с точки зрения представлений о характере и объеме разрешаемых органами управления дел в правовом плане

Компетенции носят универсальный характер, поскольку могут быть привязаны к разным людям, они воспроизводимы в социальных процессах, следовательно, их можно развивать и удерживать.

Компетентность — обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к предмету деятельности. Оба понятия «компетенции» и...

Совершенствование компетенций управленческого персонала...

Ключевые слова: управление, кадры, компетенции, персонал, развитие, знания, конкурентоспособность. В современных условиях успешное функционирование предприятия, конкурентоспособность и его стратегия развития связаны с эффективными кадровыми ресурсами и

Персонал — главный инструмент реализации стратегических целей предприятия, так как именно от его профессиональных компетенций и личностного развития зависят конкурентные преимущества, стратегические перспективы и возможности предприятия [3, с.140].

Похожие статьи

Модель компетенций в управлении персоналом

Для эффективного использования, компетенции объединяют по общим признакам в группы, образующие модель компетенций. Ключевые слова: оценка персонала, модель компетенций, индикаторы поведения, уровни компетенций.

В деловых играх прослеживаются лидерские качества, выявляется линия поведения в кризисных ситуациях и сделать все для получения наиболее точного представления о кандидате. Выделим некоторые преимущества модели компетенций [8].

Компетентностный подход к подбору и развитию контактного...

Компетентностный подход к управлению персоналом становится все более популярным и востребованным. В наши дни более 70 % государственных и коммерческих организаций во всем мире разработали и используют в своей деятельности модели компетенций.

Компетенции — это любые характеристики личности, которые позволяют достигать лучших результатов в данной должности и отличают высокоэффективных сотрудников от рядовых исполнителей.

Разработка модели компетенций организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: кадровая политика организации, кластеры компетенций, компетентностный подход, компетентность, компетенция, модель компетенций.

Ключевые профессиональные компетенции — наиболее динамичная часть модели профессиональных компетенций, которые находятся в сложной взаимосвязи с личностными особенностями

Корпоративные компетенции — поддерживают основную идею существования и ценности компании и применимы к любой должности в ней. Эти деловые и личностные качества должны...

Многообразие подходов к определению понятий...

Компетенция — это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность — это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.

Смородинова, М. В. Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» / М. В. Смородинова.

компетенция, знание, умение, компетентность, результат образования, подход, источник информации, решение, современный выпускник, способ деятельности.

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Краевский В. В

В качестве рабочего определения в настоящем исследовании будем придерживаться точки зрения Краевского В. В. и Хуторского А. В., считая данные ими определения наиболее полными и менее

Целью внедрения компетентностного подхода (КП) в сферу российского образования является достижение максимального уровня конкурентоспособности человеческих ресурсов...

Оценка компетенций работников организации как основа...

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала.

Текущая оценка развития компетенций персонала рассматривается как процесс определения эффективности его деятельности в ходе реализации задач организации, что позволяет получить информацию для принятия управленческих решений в области развития и вознаграждения труда персонала [4, с. 132].

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Рассматривается понятие компетентности и компетенции, их понимание и выявление связи с конкурентоспособностью работника.

Профессиональная компетентность-это сложное образование, включающее в себя комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.

‒ Системность-это умение собирать и систематизировать информацию, на основе чего может сделать определенные решения и преодолеть трудности.

Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия...

Под термином «компетенция» раскрывается природа компетенции с точки зрения представлений о характере и объеме разрешаемых органами управления дел в правовом плане

Компетенции носят универсальный характер, поскольку могут быть привязаны к разным людям, они воспроизводимы в социальных процессах, следовательно, их можно развивать и удерживать.

Компетентность — обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к предмету деятельности. Оба понятия «компетенции» и...

Совершенствование компетенций управленческого персонала...

Ключевые слова: управление, кадры, компетенции, персонал, развитие, знания, конкурентоспособность. В современных условиях успешное функционирование предприятия, конкурентоспособность и его стратегия развития связаны с эффективными кадровыми ресурсами и

Персонал — главный инструмент реализации стратегических целей предприятия, так как именно от его профессиональных компетенций и личностного развития зависят конкурентные преимущества, стратегические перспективы и возможности предприятия [3, с.140].

Задать вопрос