Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Балденкова, К. Б. Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе / К. Б. Балденкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79117/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор пытается рассмотреть особенности правового регулирования службы в уголовно-исполнительной системе. Нормативные основы правового статуса службы в органах исполнения наказаний, заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но и в нормах Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, нормативное регулирование службы исполнения наказаний дано и нормами некоторых общегражданских законов.

Ключевые слова: государственное управление, уголовно-исполнительная система, сотрудник уголовно-исполнительной системы, правовой статус, государственная служба.

Служба в уголовно-исполнительной системе как правовой институт представляет собой систему правовых норм, в соответствии с которыми организована служебная деятельность сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Данные правовые нормы закреплены в источниках правового регулирования различной юридической силы.

Законодательные основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний, заложены как в нормах общегражданских нормативно-правовых актах, закрепляющих правовой статус гражданина России, так и в специальных. Прежде всего Конституция РФ [1], а также другие федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие реализацию, охрану и гарантии личных, политических, социально — экономических и культурных прав человека и гражданина в России.

Так, нормы Конституции РФ являются основой реализации большей части прав и свобод сотрудника органов, исполняющих наказания, составляющих его правовой статус. К примеру, гарантированные Основным законом каждому право на труд, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Однако в некоторых случаях, установленных законом, права и свободы сотрудника органа исполнения наказаний могут быть ограничены.

На сотрудника органа, исполняющего наказания, распространяются конституционные нормы, предусматривающие защиту Отечества, как долг и обязанность любого гражданина России. Кроме того, Конституция РФ закрепляет фундаментальные положения института государственной службы, к которой относится и служба в уголовно — исполнительной системе.

В Конституции РФ закреплены правовые основы государственной службы в целом, которые необходимо учитывать в регулировании служебных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний, например, такие как равный доступ граждан к государственной службе, возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие конституционные нормы.

Обязательным требованием к построению системы правовых актов, в том числе регулирующих служебные отношения, является их соответствие Конституции РФ. В настоящее время, определяющим нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Федеральный закон № 197- ФЗ) [5].

Отдельная глава три Федерального закона № 197-ФЗ посвящена правовому статусу сотрудника. Гарантии правовой защиты изложены в главе девять. Названным Федеральным законом урегулированы порядок прохождения и прекращения службы в уголовно-исполнительной системе, служебная дисциплина и другие вопросы, связанные с поступлением, прохождением, прекращением службы и правовым статусом сотрудника органа исполнения наказаний.

Федеральный закон № 197- ФЗ призван разрешить ряд проблемных вопросов организации служебной деятельности, в частности о взаимосвязи отдельных видов государственной службы, соотнесении специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы РФ и т. д.

Таким образом, положения Федерального закона № 197-ФЗ позволяют говорить о том, что правовой статус сотрудника органа, исполняющего наказание, является самостоятельным правовым институтом, регулируемый комплексом нормативно-правовых актов, определяющим среди которых, как раз и являются нормы исследуемого Федерального закона.

Особое место в правовом регулировании правового статуса сотрудников органов, исполняющих наказание, принадлежит Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» [6], в котором определены система государственной службы и принципы ее построения.

Правовой статус сотрудников органов, исполняющих наказание, регулируется и другими федеральными законами. К числу источников правового регулирования правового статуса сотрудника органов, исполняющих наказания, относятся ратифицированные Российской Федерацией международные договоры.

В качестве примера здесь следует указать Всеобщую декларацию прав человека [2]. В ст. 21 документа провозглашено право каждого человека принимать участие в управлении своей страной, а также право на равный доступ к государственной службе в своей стране. Пункт «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый гражданин должен иметь возможность допускаться к государственной службе в своей стране условиях равенства и без какой бы то ни было дискриминации.

Международные правовые акты рекомендуют назначать сотрудников пенитенциарных учреждений в качестве государственных служащих. Например, в п. 3 правила 46 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными [3] установлено, что сотрудники тюремной администрации пользуются статусом государственных служащих. Согласно правилу 71 Приложения к Рекомендациям Rec «Европейские пенитенциарные правила» [4], пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти, при этом они не относятся ни к военным, ни к правоохранительным, ни к следственным органам. Как можно заметить, данным нормам международного права вполне соответствуют действующее российское законодательство, в котором правоохранительная служба (к которой раньше относилась и служба в уголовно-исполнительной системе) перестала выделяться как отдельный вид государственной службы.

Рядом норм международного права закрепляются высокие требования к тюремного персоналу. Для того, чтобы сотрудники органа, исполняющего наказание, соответствовал данным международным стандартам, государству необходимо проводить политику повышения престижа данной службы посредством качественного отбора, подготовки и переподготовки сотрудников [7], их социальной защищенности.

В целом же, действующее российское законодательство о службе в уголовно-исполнительной, как виде государственной службы, соответствует международным принципам и стандартам правового регулирования данного института. Рекомендации норм международного права создают предпосылки для дальнейшего совершенствования служебных отношений в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Многие вопросы государственной службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, осуществляется и подзаконным нормотворчеством, в частности, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Действуют также ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы службы в уголовно- исполнительной системе в пределах ведомственной компетенции органа.

В целом, необходимо отметить множественность нормативных актов, их несогласованность по отдельным вопросам, негативно сказывается на упорядочении общественных отношений на государственной службе в уголовно-исполнительной системе, порождает спорные и конфликтные ситуации на службе. Многие вопросы остаются также без внимания законодателя. К примеру, не урегулированы этические и профессиональные требования к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания, принципы их набора, отбора, обучения, условия работы и материальное обеспечение.

Таким образом, правовые основы правового статуса сотрудника органа исполнения наказаний заложены не только в специальном законодательстве, предусматривающем дополнительные права и свободы, обязанности, запреты, ограничения и ответственность, но приоритетное значение имеют нормы Конституции РФ, как акта высшей юридической силы. Кроме того, специальный правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний регулируется и нормами некоторых общегражданских законов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // Российская газета. 2020. N 144.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 30. — ст. 4532
  6. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
  7. Борсученко С. А. Проблемы законодательного регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // В сборнике: Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы Международной научно-практической межведомственной конференции / Под общ. ред. А. А. Вотинова. — 2016. — С. 99.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, уголовно-исполнительная система, наказание, правовое регулирование, Российская Федерация, акт, Конституция РФ, норма, норма Конституции РФ, правовой статус сотрудника органа исполнения наказаний.


Похожие статьи

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

В результате правовое регулирование государственной службы в учреждениях и органах ФСИН России значительно отставало от правового регулирования в других государственных органах силового блока. Вполне логично, что хоть и с явным опозданием, но Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе

Итак, в соответствии с п. «О» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство подпадает под юрисдикцию Российской Федерации. Отсюда следует, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты по этому поводу.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах...

Ключевые слова: федеральная государственная служба, служба в органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, правовое положение (статус) сотрудника. Административно-правовые нормы регулируют отношения практически во всех сферах жизни общества.

Концептуально-правовую основу государственной службы, в том числе службы в органах УИС, составляют положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет правовые и организационные основы системы...

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

В статье рассматривается вопрос правового статуса сотрудника УИС, нормативно-правовая база, регламентирующая правовой статус сотрудника УИС, особенность правового статуса сотрудников УИС, сущность правового положения

Статья 21 ФЗ от 21 июля 1998 г. № 117-Ф «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» распространяет

Согласно п. 4 ст. 32 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет равный доступ к государственной службе. Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

Правовой статус сотрудников оперативных подразделений УИС определяется специальными нормативными актами. В частности, речь идет о Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [‎4, в котором впервые был закреплен их статус. Следует отметить, что немаловажной на сегодняшний день проблемой правового регулирования государственной службы в органах исполняющих уголовные наказания остается вопрос о распространении действия на служебные отношения норм трудового права (ч. 7 ст. 11 ТК РФ).

Организация и правовые основы функционирования...

Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН) России. Центральное место среди основных функций уголовно исполнительной системы (УИС) в формате досудебного судопроизводства, должно определяться ее правовым положением органа дознания, обладающего всей необходимой...

Понятие и сущность гражданско-правового статуса сотрудников...

Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним из важнейших институтов государственной службы, реализующим правоохранительную функцию в государстве — исполнение наказаний

19 июля 2018 г. был принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

В ФЗ «О службе» систематизированы нормы, касающиеся правового статуса сотрудников УИС, в том числе, — гражданско-правового положения, закреплены права и обязанности, требования к...

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения...

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания им уголовного наказания. Осужденные к любой мере уголовно-правового характера, в том числе связанной с их

Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную безопасность. В соответствии с положениями ч.2 ст. 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденный имеет право обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении его...

Соблюдение основных конституционных начал...

Очень важно, чтобы Конституции Российской Федерации соответствовали все нормативно-правовые акты, принятые законодательными органами, что прямо предусмотрено в ней.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от... Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения... Соблюдению прав человека и гражданина в

На сегодняшний день уголовно-исполнительная система Российской Федерации — это динамично развивающаяся структура. Реформирование УИС, которое проводится на данном этапе, обязано обеспечить достижение конкретных результатов.

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

- международные правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; - Конституция РФ

Как следует из выступления Президента РФ на заседании Президиума Государственного Совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» 11 февраля 2009 г., с одной стороны «исправительные

Уголовно-исполнительная система является составной частью правоохранительных органов России. Одним из важнейших звеньев системы государственной правоохранительной службы является Федеральная служба исполнения наказаний.

Похожие статьи

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

В результате правовое регулирование государственной службы в учреждениях и органах ФСИН России значительно отставало от правового регулирования в других государственных органах силового блока. Вполне логично, что хоть и с явным опозданием, но Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе

Итак, в соответствии с п. «О» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство подпадает под юрисдикцию Российской Федерации. Отсюда следует, что субъекты Российской Федерации не вправе издавать нормативные правовые акты по этому поводу.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах...

Ключевые слова: федеральная государственная служба, служба в органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, правовое положение (статус) сотрудника. Административно-правовые нормы регулируют отношения практически во всех сферах жизни общества.

Концептуально-правовую основу государственной службы, в том числе службы в органах УИС, составляют положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет правовые и организационные основы системы...

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

В статье рассматривается вопрос правового статуса сотрудника УИС, нормативно-правовая база, регламентирующая правовой статус сотрудника УИС, особенность правового статуса сотрудников УИС, сущность правового положения

Статья 21 ФЗ от 21 июля 1998 г. № 117-Ф «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» распространяет

Согласно п. 4 ст. 32 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет равный доступ к государственной службе. Система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

Правовой статус сотрудников оперативных подразделений УИС определяется специальными нормативными актами. В частности, речь идет о Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [‎4, в котором впервые был закреплен их статус. Следует отметить, что немаловажной на сегодняшний день проблемой правового регулирования государственной службы в органах исполняющих уголовные наказания остается вопрос о распространении действия на служебные отношения норм трудового права (ч. 7 ст. 11 ТК РФ).

Организация и правовые основы функционирования...

Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН) России. Центральное место среди основных функций уголовно исполнительной системы (УИС) в формате досудебного судопроизводства, должно определяться ее правовым положением органа дознания, обладающего всей необходимой...

Понятие и сущность гражданско-правового статуса сотрудников...

Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним из важнейших институтов государственной службы, реализующим правоохранительную функцию в государстве — исполнение наказаний

19 июля 2018 г. был принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

В ФЗ «О службе» систематизированы нормы, касающиеся правового статуса сотрудников УИС, в том числе, — гражданско-правового положения, закреплены права и обязанности, требования к...

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения...

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания им уголовного наказания. Осужденные к любой мере уголовно-правового характера, в том числе связанной с их

Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную безопасность. В соответствии с положениями ч.2 ст. 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденный имеет право обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении его...

Соблюдение основных конституционных начал...

Очень важно, чтобы Конституции Российской Федерации соответствовали все нормативно-правовые акты, принятые законодательными органами, что прямо предусмотрено в ней.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от... Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения... Соблюдению прав человека и гражданина в

На сегодняшний день уголовно-исполнительная система Российской Федерации — это динамично развивающаяся структура. Реформирование УИС, которое проводится на данном этапе, обязано обеспечить достижение конкретных результатов.

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

- международные правовые акты в сфере прав и свобод человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями; - Конституция РФ

Как следует из выступления Президента РФ на заседании Президиума Государственного Совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» 11 февраля 2009 г., с одной стороны «исправительные

Уголовно-исполнительная система является составной частью правоохранительных органов России. Одним из важнейших звеньев системы государственной правоохранительной службы является Федеральная служба исполнения наказаний.

Задать вопрос