Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мельникова, О. Н. Экспресс-обследование речи детей 4–6 лет с общим недоразвитием речи / О. Н. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77595/ (дата обращения: 26.04.2024).



Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Её эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. В ходе исследования речи ребенка учителю-логопеду необходимо последовательно решить следующие задачи:

1. Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка.

2. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

3. Установить уровень речевого развития.

Это, в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости, позволяет сформулировать логопедическое заключение.

По ряду причин объективная оценка при дифференциальной диагностике дошкольников бывает затруднена. Для получения объективных данных необходимо, чтобы ребенок хорошо себя чувствовал, а взрослый, проводящий обследование, обладал достаточным опытом, наблюдательностью, умелым подходом к ребенку. Часто работа учителя-логопеда проходит в условиях жесткого ограничения времени. Как минимизировать способы оценки речевой деятельности, но при этом не потерять значимой информации? Как быстро собрать информацию? Как её сохранить? И как потом воспроизвести, т. е. быстро дать характеристику ребенку (с примерами)?

В решении этих проблем могут помочь карты экспресс-обследования речи детей, которые предназначены для учителей-логопедов ДОУ (рис.1-3).

Карта экспресс-обследования речи ребенка 4 лет

Рис. 1. Карта экспресс-обследования речи ребенка 4 лет

Карта экспресс-обследования речи ребенка 5 лет

Рис. 2. Карта экспресс-обследования речи ребенка 5 лет

Карта экспресс-обследования речи ребенка 6 лет

Рис. 3. Карта экспресс-обследования речи ребенка 6 лет

Карты экспресс-обследования для мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР позволят учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

В основе карты экспресс-обследования я использовала методику проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет Н. В. Нищевой [1, с. 268] и схему исследования речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет) [1, с. 233].

Опираясь на разработки учебных карт обследования речи Е. П. Фуреевой и Е. В. Шипиловой [5,с. 37], я попыталась обобщить и систематизировать материал, чтобы он был удобен, доступен, легок в применении.

Карта экспресс-обследования — это средство для быстроты фиксирования результатов обследования. Она предназначена для:

– Определения уровня речевого развития детей четырех, пяти, шестилетнего возраста;

– Выявления отклонений в речевом развитии;

– Контроля динамики;

– Подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.

По таким картам легко дать характеристику (устную, письменную), приводя примеры правильных речевых высказываний ребенка и обозначая слабые стороны. Данная карта, по сравнению с известными речевыми картами обследования речи, имеет ряд преимуществ:

– Удобное расположение информации (на одном листе для каждого возраста), облегчающее ввод, обработку и извлечение необходимых данных.

– Индивидуально ориентированная процедура обследования для детей четырёх, пяти и шестилетнего возраста.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используется «Картинный материал к речевой карте ребенка 4–7 лет» Н. В. Нищевой. [2]

Обследование проводится на протяжении нескольких дней. На каждое исследование затрачивается не более 10 минут (ребенку 4 года); 15 мин. (ребенку 5 лет) или 20 мин (ребенку 6 лет) [5, с. 4].

Во время взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком создается положительный эмоциональный фон. Ребенок заинтересовывается выполнением заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Учитель-логопед может предлагать ребёнку задания не из всего предложенного материала, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их.

Содержание карт экспресс-обследования изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик речевого развития детей:

– общее развитие ребенка: знает или не знает свое имя, возраст, родственные отношения, временные представления; (для 5 лет — времена года, для 6 лет — дни недели и части суток);

– зрительно-пространственный гнозис и праксис;

– строение и подвижность артикуляционных органов;

– состояние звукопроизношения;

– воспроизведение звуко-слоговой структуры слова;

– состояние фонематического анализа и синтеза; (в 5 лет дети выделяют первый ударный начальный гласный; в 6 лет могут назвать начальный и конечный согласный в слове, определить последовательность и количество звуков в слове);

– активный словарь: номинативный, предикативный, атрибутивный (в 6 лет дети подбирают слова-антонимы);

– состояние словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, употребление имен существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными единственного числа, употребление предложно-падежных конструкций, употребление числительных два и пять с существительными);

– состояние словообразования: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; (в 6лет ребенок может назвать относительные и притяжательные прилагательные);

– состояние связной речи (в 4 года дети рассказывают по картинке, им доступен пересказ из 4 предложений; в 5 лет пересказывают рассказ; в 6 лет составляют рассказ по серии картинок).

Данное обследование может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития речевых компонентов у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми.

Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются в речевой карте ребенка. Такая организация работы значительно сокращает время проведения обследования. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

Эта работа была представлена на заседании городского методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Волжского Волгоградской области, где было принято решение считать карты экспресс — обследования актуальными и рекомендовать их к использованию в работе.

Литература:

  1. Нищева Н. В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 3–7 с.
  2. Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)»: Наглядно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-16 с.+ цв.вкл.
  3. Фуреева Е. П., Шипилова Е. В. «Учебные карты обследования речи». Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Логопедия» Волгоград «Перемена», 2004.
  4. Нищева Н. В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  5. Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012–32с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, карт экспресс-обследования речи ребенка, речевое развитие детей, карт экспресс-обследования, общее недоразвитие речи, общее развитие ребенка, речевая карта ребенка, речевое развитие, употребление существительных, шестилетний возраст.


Похожие статьи

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи. Один из подходов в оценке соотношения

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у

Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение...

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было сформулировано в результате многоаспектных исследований...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее...

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — м.: аркти, 2003.

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи. У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

 В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

 Стремительный рост числа неговорящих детей старше трехлетнего возраста, а также детей с теми или иными речевыми нарушениями в раннем возрасте делает актуальным вопрос диагностики речевых нарушений. К сожалению, в обществе широко распространено мнение о...

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые...

Результат этого ребенка, а так же результаты остальных трех детей являются низким уровнем развития словаря. У 75 % детей были проблемы с

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве...

Похожие статьи

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи. Один из подходов в оценке соотношения

Педагогами замечено, что движения детей с общим недоразвитием речи бедны

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не...

Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у

Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение...

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было сформулировано в результате многоаспектных исследований...

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее...

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — м.: аркти, 2003.

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи. У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

 В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

 Стремительный рост числа неговорящих детей старше трехлетнего возраста, а также детей с теми или иными речевыми нарушениями в раннем возрасте делает актуальным вопрос диагностики речевых нарушений. К сожалению, в обществе широко распространено мнение о...

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые...

Результат этого ребенка, а так же результаты остальных трех детей являются низким уровнем развития словаря. У 75 % детей были проблемы с

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи...

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и...

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного...

У детей дошкольного возраста из всех видов речевых расстройств чаще встречается общее недоразвитие речи. Оно представляет собой специфическое проявление речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве...

Задать вопрос