Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брехова, Е. А. Инклюзия в ДОУ. Психологическая адаптация и адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) / Е. А. Брехова, Ж. С. Заставнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 18-30. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77588/ (дата обращения: 26.04.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 (далее — ФГОС), предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.

ФГОС, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определил образование как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства (п.1, ст.2), закрепив за ним важнейшую функцию социальной деятельности общества и ресурс его развития.

ФГОС был принят в России впервые. Он отразил современные достижения отечественной и мировой психологической и педагогической науки и практики. ФГОС, с одной стороны, утвердил специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребенка, а с другой — обеспечил целостность и преемственность существования системы российского образования. Цель ФГОС — выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьей в интересах растущей и развивающейся личности. ФГОС обеспечивает государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения (п.1.5).

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:

– специальные образовательные программы, учебники, пособия и дидактические материалы, специальные методы обучения и воспитания;

– особые технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

– услуги тьютора;

– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

– обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Эти условия создаёт образовательная организация, её учредители и государство. Заметьте, не ребёнок должен подстраиваться, а сама организация перестраивает свою работу для того, чтобы дети с ОВЗ могли развиваться в условиях инклюзивного образования.

В рамках ФГОС детские сады самостоятельно разрабатывают адаптированные образовательные Программы, которые закрепляют существование специфических подходов к обучению и воспитанию ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

В адаптированной образовательной Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование эффективных детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС адаптированная образовательная Программа имеет четкую структуру, опирающуюся на примерную основную образовательную программу дошкольного образования, описывает условия реализации и содержит описание планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования:

– титульный лист;

– пояснительная записка;

– содержательный раздел;

– организационный раздел.

Оптимальный вариант разработки и реализации Программы для детей с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ проходит в рамках ПМПк учреждения. Адаптированная образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается заведующим.

Проблемы в психическом и физическом развитии детей в раннем возрасте проявляются особенно ярко при поступлении в ДОУ. Дети с легкой степенью умственной отсталости, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны.

Интеллектуальные нарушения, в подавляющем большинстве, являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также мышление, речь, поведение. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: снижение эмоциональной отзывчивости, способности к подражанию, слабая реакция на новое. Ребёнок практически не стремится к самостоятельности и остаётся индифферентным к своим достижениям.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется сенсорное недоразвитие. Это выражается в том, что в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой. Предметно-игровые действия дети чаще всего подменяют манипулированием. Для восприятия ребёнка с интеллектуальной недостаточностью характерны замедленность и фрагментарность, нарушение работы зрительного и слухового анализаторов.

Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследование В. Г. Петрова, Б. И. Пинского, И. Н. Соловьева, Ж. И. Шиф и др. показали, что все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Представляем вашему вниманию разработанные педагогом — психологом ДОУ коррекционно-игровые занятия с дошкольниками 3–5 лет, имеющими диагноз: умственная отсталость лёгкой степени. Данная программа может заинтересовать педагогов-психологов общеобразовательных дошкольных учреждений.

Цель:

создание условий для личностного и познавательного развития, а так же коммуникативных умений и навыков у детей с умственной отсталостью.

Задачи:

развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

— коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

— развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;

— формирование образа «Я», навыков самопознания;

— освоение навыков совместной работы;

— формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности.

Здоровьесберегающие технологии используемые в программе.

– Кинезиологические упражнения;

– Пальчиковая гимнастика;

– Психогимнастика;

– Коммуникативные игры;

– Песочная терапия;

– Музыкальное сопровождение.

Технические средства и наглядный материал обучения.

  1. Магнитофон.
  2. СД и аудио материал.
  3. Наглядный и раздаточный материал.
  4. Игровые атрибуты.
  5. Фланелеграф.
  6. Наборы домашних, диких животных.
  7. Материал из игрового комплекта Пертра и др.

Занятие 1

1. Формирование своего «Я».

2.Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

Игры:

1. «Испечём оладушки» — формирование эмоционального контакта со взрослым, ознакомление ребёнка со своими руками, их назначением:

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

Испечём оладушки

Мы для нашей бабушки (если ребёнок не выполняет действия самостоятельно, используются совместные действия).

2. «Возьми игрушку» — знакомить ребёнка с игрушкой, запоминать название, учить действовать с ней. Взрослый достаёт из яркой коробки по одной игрушке, обращаясь с вопросом «Что это?». Взрослый и называет игрушку и показывает с ней предметно-игровое действие, предлагая ребёнку повторить его.

3. «Собери колечки» — побуждать ребёнка к активным действиям — доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, передвигаться в горизонтальном и вертикальном пространстве. Взрослый показывает ребёнку палочку с колечками (из набора Пертра). По счёту 1–2-3 взмахивает палочкой и сбрасывает колечки. Ребёнок дотягивается, подползает, приносит колечки, нанизывая их самостоятельно. Игра повторяется несколько раз.

4. «Строитель» — учить ребёнка действовать по образцу. Взрослый из своего набора строит башню и предлагает ребёнку такой же набор фигур — построй такую башню (два цилиндра и призма).

Занятие 2.

1. Формирование своего «Я»,

2.Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

Игры:

1. «Кто спрятался?» — учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Взрослый сажает перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза и ласково говорит: «(имя ребёнка) хороший, будем играть. Вот какой красивый платок, поиграй с ним». Затем «прячет» ребёнка под платочком — где (имя ребёнка)?, а затем «находит», снимая его с головы ребёнка — Вот (имя ребёнка)! Игра повторяется несколько раз.

2. «Матрёшка» — вызывать у ребёнка интерес к матрёшке и действиям с ней, учить выполнять соотносящие действия. Взрослый стучит по красивой коробочке и спрашивает — Кто там?, открывает крышку и достаёт матрёшку со словами — «Ой, кто это? Ах, это матрёшка, пришла к нам поиграть, давай её раскроем и посмотрим, что там».

Взрослый раскрывает матрёшку, обращая внимание на другую матрёшку, просит её раскрыть — «Ой, там Ляли, маленькие матрёшки, давай сделаем одну — соберём их! Вот она матрёшка! Спрячем её в коробочку! Что там в коробочке?». Игра повторяется несколько раз.

3. «Карусель» — развивать вестибулярный аппарат, повышать эмоциональный тонус. Ребёнок и взрослый держат обруч, стоя друг против друга и передвигаются по кругу медленно — быстрее:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите,

Раз — два, раз — два, вот и кончилась игра.

Игра продолжается с изменением направления, с приседанием, поднятием на носочки.

4. Лото «Семья» Задания и вопросы: «Покажи мальчика», «Покажи девочку», «Ты какой?» «А Костя?» «Покажи, какой ты большой» «А какой Костя маленький?»

Занятие 3.

1. Формирование своего «Я»,

2.Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

Игры:

1. «Топни ножкой» — формировать эмоционального контакта со взрослым, фиксировать внимание ребёнка на своих органах чувств и частях тела, выделяя их функции.

Тёма, Тёма маленький,

Маленький, удаленький.

Топни, Тёма, ножкой,

Топ, топ! Игра повторяется несколько раз под музыку «Полька Яна».

2. «Соберём пирамидку» (4-х составную) — вызывать у ребёнка интерес к пирамидке и действиям с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Взрослый показывает ребёнку «чудесный мешочек» и просит рукой «ощупать» предметы внутри — Догадайся, что там? Затем достаёт из мешочка колечки и стержень — Мы с тобой будем собирать пирамидку! Взрослый показывает, выбирая самое большое. Когда пирамидка готова, предлагается спрятать её в «чудесный мешочек». Игра повторяется несколько раз.

Другой вариант, сложнее — из мешочка достают целую пирамидку, разбирают её, а затем собирают.

3. «Спрячем зайку в домик» — учить ребёнка видеть границы передвижения. На полу стелется кусок обоев. Взрослый привлекает ребёнка к игрушке — зайке. Зайка потерялся, пройди по тропинке, донеси зайку до домика. «По дорожке ты пройди, ножки ты не намочи».

4. «Построим ворота» — учить ребёнка постройки по образцу. У взрослого и ребёнка по 3 бруска, маленькая машинка. 3 бруска кладутся на стол перед ребёнком с вопросом «Что это? Мы будем строить ворота, посмотри». Два бруска кладутся на короткую узкую грань и сверху как перекладина третий брусок — «Я построил ворота, теперь попробуй ты». Машинка несколько раз проезжает под воротами.

Занятие 4.

1. Формирование своего «Я»,

2.Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

Игры:

1. «Клубочек» — учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Взрослый сажает ребёнка перед собой, показывает клубок ниток, смотрит на ребёнка и говорит: — «Вот какой клубочек, он катится к (имя ребёнка). Лови, клубочек!», затем восклицает — «Вот, (имя ребёнка), поймала клубочек!», одновременно прихлопывая ладонью по груди ребёнка, акцентируя внимание на самом себе. Игра повторяется несколько раз.

2. «Уложим мишку спать» — познакомить ребёнка с предметно-бытовыми действиями, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия. Взрослый показывает ребёнку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Затем сообщает ему, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!». Так же взрослый показывает, как можно приласкать мишку (прижать к себе, погладить) и уложить в кровать, накрывая одеялом, напевая баю — бай. Игра повторяется несколько раз с другим мишкой. 3. «Поймай комара» — учить дотягиваться, вставать на носочки, подпрыгивать на 2-х ногах Взрослый стоит перед ребёнком, покачивает палочкой со шнурком, на конце которого привязан предмет, и побуждает ребёнка дотянуться, встать на носочки, подпрыгнуть. Игра повторяется несколько раз под музыку «Полька Яна». 4. «Почтовый ящик» — учить ребёнка зрительному соотношению фигур. Взрослый предлагает ребёнку короб с прорезями и походящие геометрические фигуры. Ребёнок самостоятельно или с помощью опускает все «письма» в почтовый ящик.

Занятие 5.

1. Формирование своего «Я»,

2.Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

Игры.

1. «Вот Я!» — продолжать учить выделять себя, употребляя местоимение Я, подражать действиям взрослого.

«Сейчас я спрячусь, вот так, — говорит он и присаживается за спинку стула, а теперь спрячьтесь, как я». Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый показывается из за стула, и побуждает ребёнка делать то же.. Игра повторяется несколько раз.

2. «Кукла идёт на прогулку» — формировать представление об одежде, выполнять предметно — игровые действия. Взрослый показывает ребёнку куклу (желательно мальчика) и говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно». Достаёт поочерёдно из коробки одежду — шапку, куртку, ботиночки, чётко и последовательно проговаривая все этапы одевания куклы. В целях закрепления у ребёнка представления об одежде игра по возможности повторяется самостоятельно с другой куклой.

3. «Попади в цель» — учить захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель.

Взрослый показывает ребёнку корзину с ватными шарами — 5–6 см., детское баскетбольное кольцо. Вместе рассматривают шары.

1 вариант. Взрослый рассыпает шары и предлагает ребёнку собрать их снова в корзину, показывая, как нужно брать, держать и целиться.

2 вариант. Ребёнку предлагают более сложный вариант — стоя у черты попасть в кольцо. В конце игры шары собираются в корзину.

4. «Лесенка» — учить ребёнка постройки по образцу: кубиков, мелкие игрушки. Три кубика ставятся один на другой, далее вплотную два кубика и далее один. — Посмотри, какую лесенку я построила, попробуй ты. Затем ставится на верхнюю ступеньку кошка — прибежала кошка, села на ступеньку и замяукала. На среднюю ступеньку сел петушок и запел: ку ка ре ку. — А вот бежит собачка, она села на ступеньку и залаяла: ав, ав. Кто сидит на лесенке? — кошечка, петушок и собачка.

Занятие 6.

1. Формирование положительного отношения к сверстнику.

2. Формирование представлений о предметном мире.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Вместе играем» — учить взаимодействию с партнёром, вежливому обращению. Раздаются парные игрушки (шарик, желобок, машинка — кубики, паровозик — вагончик) для выполнения предметно — игровых действий в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце взрослый называет по именам детей и говорит, как они хорошо играли (для данной игры приглашается сверстник, посещающий ту же группу, что и ребёнок).

2. «Дорожка для зайчика» — вызвать интерес к конструктору и строительным играм. Взрослый сообщает ребенку, что надо построить дорожку для зайчика, он пойдет к другому зайке в гости. Машина загружается кирпичиками (кубиками): — «Давай построим дорожку для зайчика». Взрослый начинает, ребёнок присоединяется. Затем дорожка обыгрывается — зайчик идет по дорожке в гости.

3. «Слон» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

У слона большие уши, (круговые движения руками от головы)

Вот такие...

Длинный хобот, (движения обеими руками вперед от лица)

Вот такой…

Слон качает головой (покачивающие движения головой)

под музыку «Полька Яна»

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме всё круглое. Перед ребёнком кладется эталон — картинка с изображением круга, и несколько изображений предметов разной формы. Ребёнок должен положить рядом с эталоном изображения с круглыми предметами.

Занятие 7.

1. Формирование положительного отношения к сверстнику.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Передай игрушку» — продолжать учить взаимодействию с партнёром, подражать действиям взрослого. Дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из приготовленных игрушек, и предлагает передать её по кругу. Повторяется несколько раз (для данной игры приглашаются сверстники, посещающие ту же группу, что и ребёнок).

2. «Перчатки» — учить противопоставлять и выделять пальцы, учить согласованности действий пальцев обеих рук. Взрослый одевает ребёнку перчатки с вышитыми мордочками животных на концах, рассматривает вместе с ним мордочки, затем предлагает одноимённым пальчикам обеих рук поздороваться друг с другом — соприкоснуться.

3. «Клубок для котёнка» — научить ребёнка удерживать клубок в одной руке, наматывать нитку на клубок. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с котёнком, распускает нитки, затем просит намотать нитку на клубок (на конце нитки привязана игрушка). При затруднениях используются совместные действия.

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме всё квадратное.

Перед ребёнком кладется эталон — картинка с изображением квадрата, и несколько изображений предметов разной формы. Ребёнок должен положить рядом с эталоном изображения с квадратными предметами.

5. «Построим машину» — учить ребёнка постройки по образцу. У взрослого кубик и два бруска. Ребёнку показываются детали и спрашивается — что это? «Мы сейчас будем строить машину». Брусок кладётся на широкую грань, другой ставится около на короткое узкое ребро, вплотную, далее ставится кубик вплотную к бруску, стоящему на ребре. Ребёнку предлагается повторить. «Что ты построил?» и далее кладётся мелкая игрушка, например, зайка. — Я катаю зайку.

Занятие 8.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Рисуем клубок» — учить ребёнка удерживать карандаш, рисовать карандашом.

Заранее готовятся два листа бумаги с аппликацией котёнка, карандаши. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть котёнка и просит поиграть с ним — нарисовать клубок, показывая, как это делается на своём листе. Затем даёт ребёнку лист бумаги для самостоятельной работы.

2. «Лошадка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

Я люблю свою лошадку. (движения, имитирующие поглаживание)

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик (движения рукой сверху вниз)

И верхом поеду в гости. (покачивание туловищем)

3. «Выложи дорожку» — учить действовать по образцу, выполнять соотносящиеся действия. Взрослый обыгрывает игрушку — «Мишка принёс интересную игру (крупная мозаика), мы будем вместе играть». Выкладывает из одинаковых деталей мозаики простой вариант дорожки, и говорит, что её выложил мишка. Просит ребёнка сделать такую же. Затем мишка «топает» по дорожке: Мишка топал по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

У него устали ножки –

Ох, ох, ох, ох, ох, ох!

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме всё треугольное.

Перед ребёнком кладется эталон — картинка с изображением треугольника, и несколько изображений предметов разной формы. Ребёнок должен положить рядом с эталоном изображения с треугольными предметами.

Занятие 9.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Картинки — половинки» — учить ребёнка зрительному соотношению изображений

Взрослый раскладывает перед ребёнком несколько «половинок», затем по одной предлагает завершить изображение. Ребёнок должен взять другую «половинку» и найти ей правильное место.

2. «Наряди ёлочку» — учить продевать шнурок в дырку.

Взрослый показывает ребёнку шнуровку — изображение елочки с дырочками и ёлочные игрушки. Затем предлагает нарядить ёлочку. При затруднениях необходимы совместные действия.

3. «Кошечка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов, закреплять представление о частях тела. Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

Погладим кошечку Плавные движения рукой, имитирующие

По головке, поглаживание разных частей тела

По спинке,

По хвостику.

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме всё прямоугольное. Перед ребёнком кладется эталон — картинка с изображением прямоугольника и несколько изображений предметов разной формы. Ребёнок должен положить рядом с эталоном изображения с прямоугольными предметами.

Занятие 10.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Картинки — половинки» — учить ребёнка зрительному соотношению изображений

Взрослый раскладывает перед ребёнком несколько «половинок», затем по одной предлагает завершить изображение. Ребёнок должен взять другую «половинку» и найти ей правильное место.

2. «Собери урожай овощей» — учить продевать шнурок в дырку.

Взрослый показывает ребёнку шнуровку — изображение корзины с дырочками и изображения овощей. Затем предлагает «собрать урожай». При затруднениях необходимы совместные действия. Далее взрослый заключает — сколько овощей мы положили!

3. «Надень шапочки» — учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящиеся действия. Взрослый показывает прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрируя как надо надевать шапочки на пальцы. Ребёнок поочерёдно надевает напёрстки на каждый палец своей руки. Потешка:

Пальчики гуляют, шапки надевают,

Раз, два, три, четыре пять –

Вышли пальчики гулять!

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме всё овальное.

Перед ребёнком кладется эталон — картинка с изображением овала, и несколько изображений предметов разной формы. Ребёнок должен положить рядом с эталоном изображения с овальными предметами.

5. «Построим комнату для куклы» — учить ребёнка постройки по образцу. 2 кубика и 5 брусков, мелкие игрушки — кукла, посуда. Ребёнку показывается кукла — «Кто это? — это кукла. Построим для куклы стол, стул и кровать».

Занятие 11.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Поймай шарики» — вызвать интерес к действиям с предметами, развивать зрительную ориентировку на форму предметов. Взрослый заранее готовит 2 небольших тазика — один с водой, другой пустой, шарики и кубики одного размера и цвета на подносе. В таз с водой совместно с ребёнком опускаются шарики и кубики. Ребёнку предлагается выловить сачком только шарики (поймай только такие, поймай шарик). Далее ребёнок кладёт свой «улов» в пустой тазик. Далее взрослый заключает — здесь все шарики, а в воде — кубики.

2. «Собери урожай фруктов» — учить продевать шнурок в дырку. Взрослый показывает ребёнку шнуровку — изображение корзины с дырочками и изображения фруктов. Затем предлагает «собрать урожай». При затруднениях необходимы совместные действия. Далее взрослый заключает — сколько фруктов мы положили.

3. «Картинки — половинки» — учить ребёнка зрительному соотношению изображений

Взрослый раскладывает перед ребёнком несколько «половинок» картинок, затем по одной предлагает завершить изображение. Ребёнок должен взять у взрослого другую «половинку» и найти ей правильное место.

4. «Подбери по форме» (дидактическая игра) — учить подбирать по форме предметы — картинки. Перед ребёнком кладутся эталоны — картинки с изображением круга, квадрата, треугольника, овала, и изображения предметов разной формы. Ребёнок должен разложить рядом с эталоном изображения с предметами.

Занятие 12.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Весёлые портреты» — закреплять представление о частях лица, их местоположении, действовать по образцу. Взрослый предлагает ребёнку «части» лица, картонную поверхность в форме лица и образец. Совместно со взрослым ребёнок заполняет «лицо», а так же «надевает» шляпу на голову. Взрослый при этом комментирует все действия, называя части лица, соотнося с частями лица ребёнка.

2. «Бумажный мячик» — развивать моторику обеих рук. Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку). Виды упражнений с бумажным мячиком: кистью руки отталкивать, перекатывать по столу, подбрасывать, класть в коробочку, под музыку «Полька Яна».

3. «Ассоциации» (дидактическая игра) — развивать понятийные соответствия различных предметов. Взрослый предлагает ребёнку картинки, к которым необходимо подобрать «подходящую» по смыслу. Возможна помощь взрослого и необходимые пояснения.

4. «Волшебный сундучок» — развивать зрительную ориентировку на цвет предметов. Взрослый показывает «сундучок», в котором находятся «отсеки» с пуговицами 4-х цветов. Как бы случайно все пуговицы «перемешиваются» и ребёнок заполняет «отсеки» самостоятельно или с помощью. Взрослый обязательно комментирует действия ребёнка.

Занятие 13.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Брось мяч в корзину» — развивать зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову — большой, маленький. Взрослый ставит недалеко от ребёнка корзину и набор из двух одинаковых по цвету мячей (больших и маленьких) и предлагает ему бросать мячи — бери большой, бросай! Взрослый обобщает — в корзине только большие мячи. Под музыку «Полька Яна».

2. «Лови рыбку» (магнитный тренажёр) — учить ребёнка совершать тонкие движения рук, знакомить со свойством магнита, взаимодействовать. Взрослый предлагает ребёнку магнитную удочку и набор рыбок. Попеременно происходит «ловля» — вторая удочка в руках взрослого. Происходит «эмоциональное» общение — радость за улов, одобрение.

3. «Ассоциации» (дидактическая игра) — развивать понятийные соответствия различных предметов.

Взрослый предлагает ребёнку картинки, к которым необходимо подобрать «подходящую» по смыслу. Возможна помощь взрослого и необходимые пояснения.

4. «Волшебный сундучок» — развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Взрослый показывает «сундучок», в котором находятся пуговицы разной формы и дощечки с вырезанными по форме пуговиц отверстиями. Как бы случайно все пуговицы «перемешиваются» и ребёнок заполняет дощечки самостоятельно или с помощью. Взрослый обязательно комментирует действия ребёнка.

Занятие 14.

1. Развитие зрительного, тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка игрушку, называя её, эмоционально радуясь, и предлагает ребёнку сделать то же самое. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Теремок» — бизиборд — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, находить последовательности. Ребёнку показывается сказочный домик, где живут герои «Теремка» каждый в своём окошке. Взрослый предлагает открыть каждое окошко, порадоваться, вспомнить про каждое животное из сказки. Взрослый обязательно комментирует действия ребёнка и как бы проговаривает сказку.

3. «Весёлые портреты» — закреплять представление о частях лица, их местоположении, действовать по образцу. Взрослый предлагает ребёнку «части» лица, картонную поверхность в форме лица и образец. Совместно со взрослым ребёнок заполняет «лицо», а так же «надевает» шляпу на голову. Взрослый при этом комментирует все действия, называя части лица, соотнося с частями лица ребёнка.

4. «Возьми воздушный шарик» — учить выделять отдельные предметы из множества. Взрослый показывает ребёнку несколько воздушных шаров, играет с ними — подбрасывает, ловит, машет ими. Затем просит ребёнка взять один шарик и поиграть с ним — «ты взял один шарик, а у меня много».

Игра повторяется несколько раз под музыку «Полька Яна».

Занятие 15.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики, развитие кинестетического контроля.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка на ощупь шарик, показывает и кладёт обратно. Ребёнку предлагается найти шарик и положить его обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Соберём пирамидку» (7-ми составную) — вызывать у ребёнка интерес к пирамидке и действиям с ней, учить выполнять соотносящие действия. Взрослый показывает ребёнку «чудесный мешочек» и просит рукой «ощупать» предметы внутри — Догадайся, что там? Затем достаёт из мешочка колечки и стержень — Мы с тобой будем собирать пирамидку! Взрослый показывает, выбирая самое большое. Когда пирамидка готова, предлагается спрятать её в «чудесный мешочек». Игра повторяется несколько раз. Другой вариант, сложнее — из мешочка достают целую пирамидку, разбирают её, а затем собирают.

3. «Лото» — учить ребёнка зрительному соотнесению изображений. Взрослый предлагает большие карты с различными изображениями и маленькие карточки для наложения их на большие. Действия ребёнка комментируются, называются предметы, изображённые на карточках.

4. «Покажи как» — учить воспроизводить определённую позу.

Взрослый предлагает ребенку повторить определенную позу — покажи, как.?

Позы, воспроизводимые ребенком:

птичка летитребенок в положении «руки в стороны»

птичка сидитруки опущены и прижаты к бокам

девочка спитребенок, положив голову на ладошки, склоняет ее к плечу

девочка стоитребенок в том же положении

девочка сидитребенок в том же положении

Если малыш испытывает двигательные затруднения, можно использовать помощь взрослого. Игра может повториться несколько раз под музыку «Полька Яна».

Занятие 16.

1. Развитие внимания, зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка на ощупь кубик, показывает и кладёт обратно. Ребёнку предлагается найти кубик и положить его обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Красная полянка» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина. Взрослый предлагает собрать для куклы Маши красную полянку — начинает её собирать, а затем предлагает ребёнку завершить самостоятельно, комментируя при этом его действия.

3. «Божья коровка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый показывает ребёнку нарисованную божью коровку, а затем читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

Божья коровка, ритмичное покачивание ладонями

Улети на небо, взмахи перекрещёнными кистями рук

Принеси нам хлеба, взмахи кистями рук на себя

Чёрного и белого ритмичное хлопанье в ладоши

Только не горелого «угроза» указательным пальцем

Затем совместно обмакивают указательный палец в чёрную краску и закрашивают круги на спинке божьей коровки.

4. «Теремок» — бизиборд — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, находить последовательности (повторение). Ребёнку показывается сказочный домик, где живут герои «Теремка» каждый в своём окошке. Взрослый предлагает открыть каждое окошко, порадоваться, вспомнить про каждое животное из сказки. Взрослый обязательно комментирует действия ребёнка и как бы проговаривает сказку.

Занятие 17.

  1. Развитие внимания, зрительного восприятия.
  2. Формирование зрительно-двигательной координации.
  3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.
  4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка на ощупь цилиндр, показывает и кладёт обратно. Ребёнку предлагается самостоятельно найти цилиндр и положить его обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Синяя полянка» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина. Взрослый предлагает собрать для куклы Маши синюю полянку — начинает её собирать, а затем предлагает ребёнку завершить самостоятельно, комментируя при этом его действия.

3. «Прогулка по лесу» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку «прогуляться»: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

По ровненькой дорожке, движение обычным шагом

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По камушкам, по камушкам, движение большими шагами

По кочкам, по кочкам, прыжки с продвижением вперёд

По маленьким листочкам движение маленькими шажками

В ямку — бух! приседание на корточки

4. «Бизиборд» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, находить последовательности. Взрослый предлагает ребёнку варианты движений — работа с липучками, шнуровку, кнопки.

Занятие 18.

  1. Развитие зрительного, тактильного восприятия.
  2. Формирование зрительно-двигательной координации.
  3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.
  4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать наощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка наощупь призму, показывает и кладёт обратно. Ребёнку предлагается самому найти призму и положить её обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Зелёная полянка» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина.

Взрослый предлагает собрать для куклы Маши зелёную полянку — начинает её собирать, а затем предлагает ребёнку завершить самостоятельно, комментируя при этом его действия.

3. «Весёлый петрушка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку «показать Петрушку»: показывает ребёнку куклу Петрушку, даёт дотронуться до куклы, поиграть с ней, а затем читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Где же, где же наши ручки? разводит руками с удивлённым взглядом

Где же, где же наши ручки?

Нет, нет наших ручек! прячет руки за спиной

Вот, вот наши ручки! поворачивает ладошки тыльной стороной

Вот, вот наши ручки! вверх-вниз

Пляшут, пляшут наши ручки! ритмично машет ладошками перед собой

Пляшут, пляшут наши ручки!

под музыку «Полька Яна».

4. «Бизиборд» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, находить последовательности. Взрослый предлагает ребёнку варианты движений — работа с липучками, шнуровку, кнопки, застёжки.

Занятие 19.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики, развитие кинестетического контроля.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Весёлые человечки» — закреплять представление о частях тела, их местоположении, действовать по образцу. Взрослый предлагает ребёнку «части» тела, картонную поверхность в форме туловища и образец. Совместно со взрослым ребёнок дополняет «туловище» головой, руками, ногами. Взрослый при этом комментирует все действия, называя части тела, соотнося с частями тела ребёнка.

2. «Собери пазл» (двусоставной, большой, деревянный) — учить ребёнка зрительному анализу. Взрослый выкладывает перед ребенком два пазла, и предлагает дополнить их подходящими другими пазлами. Оказание помощи необходимо.

3. «Весёлый петрушка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку «показать Петрушку»: показывает ребёнку куклу Петрушку, даёт дотронуться до куклы, поиграть с ней, а затем читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Где же, где же наши ножки? разводит руками с удивлённым взглядом

Где же, где же наши ножки?

Нет, нет наших ножек! садится на корточки

Вот, вот наши ножки! ритмично хлопает ладошками по ногам

Вот, вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! ритмично топает ногами

Пляшут, пляшут наши ножки! под музыку «Полька Яна»

4. «Нарисуй картину» — «На ферме»» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, имитировать звуки домашних животных. Взрослый предлагает ребёнку «поле» — шершавый коврик (фланелеграф), набор домашних животных и геометрические формы на липучке. Взрослый начинает и предлагает ребёнку присоединиться рисовать картину, одновременно произнося звуки домашних животных, предлагая ребёнку их повторить.

Занятие 20.

1. Развитие внимания, зрительного и тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка одну за другой игрушки, показывает и кладёт на стол, а взрослый эмоционально «удивляется» и называет её. Ребёнку предлагается повторить название и положить их обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Собери пазл» (двусоставной, большой, деревянный) — учить ребёнка зрительному анализу. Взрослый выкладывает перед ребенком два пазла, и предлагает дополнить их подходящими другими пазлами. Оказание помощи необходимо.

3. «Весёлый петрушка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку «показать Петрушку»: показывает ребёнку куклу Петрушку, даёт дотронуться до куклы, поиграть с ней, а затем читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Где же, где же наши детки? разводит руками с удивлённым взглядом

Где же, где же наши детки?

Нет, нет наших деток! прячет лицо в ладошки

Вот, вот наши детки! открывает лицо, улыбается

Вот, вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки! поворачивается вокруг себя

Пляшут, пляшут наши детки! под музыку «Полька Яна»

4. «Нарисуй картину» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, имитировать звуки домашних животных. Взрослый предлагает ребёнку «поле» — шершавый коврик, части животных и геометрические формы на липучке. Взрослый начинает и предлагает ребёнку присоединиться рисовать картину, комментируя действия ребёнка, называя форму и цвет.

Занятие 21.

1. Развитие внимания, зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры 1. «Желтая полянка» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина. Взрослый предлагает собрать для куклы Маши желтую полянку — начинает её собирать, а затем предлагает ребёнку завершить самостоятельно, комментируя при этом его действия.

2. «Тук- тук- тук! –строим дом» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый показывает нарисованный дом и предлагает ребёнку тоже построить дом.

Тук- тук- тук! — строим дом (стучим кулачком по кулачку)

Дом высокий (поднимаем руки)

Дом с окном (руки вместе и разводим в стороны)

С острой крышей и трубой (руки «крышей»)

В доме мы живем с тобой (обнимаемся)

Далее ребёнок вместе со взрослым разукрашивает крышу дома.

3. «Надень шапочки» — учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящиеся действия. Взрослый показывает прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрируя как надо надевать шапочки на пальцы. Ребёнок поочерёдно надевает напёрстки на каждый палец своей руки. Потешка: Пальчики гуляют, шапки надевают,

Раз, два, три, четыре пять –

Вышли пальчики гулять!

4. «Нарисуй картину» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, имитировать звуки домашних животных. Взрослый предлагает ребёнку «поле» — шершавый коврик, части животных и геометрические формы на липучке. Взрослый начинает и предлагает ребёнку присоединиться рисовать картину, комментируя действия ребёнка, называя форму и цвет.

Занятие 22.

1. Развитие зрительного, тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с игрушками (игрушки те же, что и на предыдущем занятии плюс одна новая) — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка одну за другой игрушки, показывает и кладёт на стол, а взрослый эмоционально «удивляется» и называет их. Ребёнку предлагается повторить название и положить их обратно. Каждое действие поощряется и эмоционально комментируется. Игра может повториться несколько раз.

2. «Сложи узор» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина.

Взрослый предлагает сложить узор из Альбома заданий (листы 1, 2, 3), при неудаче помогает, комментируя при этом свои действия, а затем предлагает ребёнку повторить выполнение задания.

3. «Зайчики» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый предлагает ребёнку «слепить зайку из снега»: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Мы слепили снежный ком, имитация лепки

Ушки сделали потом, прикладывание кистей рук к макушке

И как раз вместо глаз указательный и средний палец соединить в кольцо Угольки нашлись у нас. и приложить к глазам

Зайка вышел как живой: ритмичное хлопанье в ладоши

Он с хвостом и головой! покачивание головой

под музыку «Полька Яна»

4. «Кто мой детёныш?» — учить узнавать детёнышей домашних животных по характерным признакам. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки взрослых животных и предлагает по одной картинки с изображением детёнышей. Ребёнок должен совершить правильный выбор и положить её рядом с взрослым животным.

Занятие 23.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики, развитие кинестетического контроля.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать на ощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с предметами (кубик, колечко, шарик) — даёт его потрогать, потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка один за другим предмет, показывает, называет его, и кладёт обратно в мешочек. Ребёнку предлагается «вслепую» достать определённый предмет, показать, назвать и положить обратно. Взрослый контролирует процесс, эмоционально поддерживает. Игра повторяется несколько раз.

2. «Сложи узор» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина.

Взрослый предлагает сложить узоры из Альбома заданий (листы 4,5,6), при неудаче помогает, комментируя при этом свои действия, а затем предлагает ребёнку повторить выполнение задания.

3. «Зайка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с зайкой: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит, присесть на корточки, приложить кисти рук голове,

Вот так, вот так, он ушами шевелит сгибать и разгибать ладони

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: стоя ритмично хлопать в ладоши

Хлоп,-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, прыжки на месте

Надо зайке поскакать:

Прыг-скок, прыг-скок,

Надо зайке поскакать

под музыку «Полька Яна»

4. «Кто мой детёныш?» — учить узнавать детёнышей домашних животных по характерным признакам. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки взрослых животных и предлагает по одной картинке с изображением детёнышей. Ребёнок должен совершить правильный выбор и положить её рядом с взрослым животным. Далее ребёнку предлагается собрать разрезные картинки или пазлы в виде детёнышей домашних животных.

Занятие 24.

1. Развитие внимания, зрительного и тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Волшебный мешочек» — вызвать у ребёнка интерес доставать и обнаруживать наощупь определённые предметы из мешочка. Взрослый показывает ребёнку мешочек с предметами (кубик, колечко, шарик, деревянный брусок), потрясти его — изучить. Далее извлекает из мешочка один за другим предмет, показывает, называет его, и кладёт обратно в мешочек. Ребёнку предлагается «вслепую» достать определённый предмет, показать, назвать и положить обратно. Взрослый контролирует процесс, эмоционально поддерживает. Игра повторяется несколько раз.

2. «Сложи узор» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина.

Взрослый предлагает сложить узоры из Альбома заданий (листы 4,5,6) при неудаче делает сам, комментируя при этом свои действия, а затем предлагает ребёнку повторить выполнение задания.

3. «Антошка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с зайкой: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Заводите хоровод вокруг гармошки, имитация ходьбы

Посмотрите, как играет наш Антошка.

Топ-топ, ножки,

Хлоп-хлоп, ладошки хлопки в ладошки

Выше ножки, выше ножки! марш с высокими коленями

Громче бей в ладошки! хлопки в ладошки под музыку «Полька Яна»

4. «Нарисуй картину» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, имитировать звуки домашних животных.

Взрослый предлагает ребёнку «поле» — шершавый коврик (фланелеграф), элементы животных и геометрические формы на липучке. Взрослый начинает и предлагает ребёнку присоединиться рисовать картину липучками, комментируя действия ребёнка, называя форму и цвет.

Занятие 25 1. Развитие внимания, зрительного восприятия и памяти. 2. Формирование зрительно-двигательной координации. 3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики. 4. Развитие сенсорного и понятийного мышления. Игры 1. «Весёлые зверушки» — закреплять представление о частях тела животных, их местоположении, действовать по образцу. Взрослый предлагает ребёнку «части» тела, картонную поверхность в форме туловища собаки и образец. Совместно со взрослым ребёнок дополняет «туловище» головой, лапами, ушами, хвостом. Взрослый при этом комментирует все действия, называя части.

2. «Сложи узор» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина. Взрослый предлагает сложить узоры из Альбома заданий (листы 7,8,9) при неудаче делает сам, комментируя при этом свои действия, а затем предлагает ребёнку повторить выполнение задания.

3. «Музыканты» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с зайкой: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

На пианино: ля-ля-ля, шевелят пальцами

Так музыканты играют.

На барабанах: бам, бам, бам, шлёпают ладонями по коленям

Так музыканты играют.

И на трубе: ду, ду, ду, изображают игру на трубе

Так музыканты играют

А колокольчики динь, динь, динь встряхивают расслабленными частями рук Так музыканты играют, А на гармошке: тра -ля –ля, сводят и разводят кулачки Так в детском саду мы играем

4. «Кто ещё пришёл?» — закреплять у детей представления о домашних животных. Взрослый показывает 3 картинки (кошка, корова, собака), спрашивает — кто это? Все картинки кладутся на стол. Затем ребёнок закрывает глаза и на стол кладётся лошадка. Открыв глаза, ребёнок должен ответить на вопрос — кто ещё пришёл? Картинки меняются и игра повторяется 2–3 раза. Количество картинок может увеличиться.

Занятие 26.

1. Развитие зрительного, тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Собери пазл» (двусоставной, большой, деревянный) — учить ребёнка зрительному анализу.

Взрослый выкладывает перед ребенком половинки пазла, и предлагает дополнить их подходящими другими половинками. Оказание помощи необходимо.

2. «Геоконт» — познакомить ребёнка с возможностями игровых действий с Геоконтом. Взрослый предлагает ребёнку сложить квадраты разной величины.

3. «Медведь в берлоге» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку поиграть: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

Повторяется несколько раз. Как под горкой ладонь под кулачком Снег, снег, опущенные руки, шевелят пальцами И на горке ладонь над кулачком Снег,снег, опущенные руки, шевелят пальцами А под снегом ладонь под кулачком Спит «лодочкой» ладони под щекой Медведь, руки в стороны, переступают с ноги на ногу Тише, тише, указательные пальцы поочерёдно подносят к губам Не шуметь! «грозят» указательным пальцем (под музыку «Полька Яна»)

4. «Лови рыбку» (магнитный тренажёр) — учить ребёнка совершать тонкие движения рук, знакомить со свойством магнита, взаимодействовать. Взрослый предлагает ребёнку магнитные удочки и набор рыбок. «Ловля» происходит одновременно обеими руками. Сопровождается «эмоциональным» общением — радость за улов, одобрение.

Занятие 27.

1. Развитие зрительного, тактильного восприятия и внимания.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики, развитие кинестетического контроля.

4. Развитие сенсорного мышления.

Игры.

1. «Строитель» — учить ребёнка действовать по образцу. Взрослый из своего набора строит сооружение и даёт ребёнку такой же набор фигур — построй так же (один цилиндр, 4 кубика и призма).

2. «Мышиная семейка» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов. Взрослый предлагает ребёнку «показать мышиную семейку»: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений.

Повторяется несколько раз.

Это папа — мышь. показывается большой палец

Он большой и сильный.

У него гладкая шерстка, гладит большой палец

Маленькие ушки большой и указательный пальцы в кольцо

И вот такой хвост! широко разводятся руки, показывая длину

Это мама — мышь. показывается указательный палец

Она добрая и красивая.

У неё гладкая шерстка, гладит указательный палец

Маленькие ушки большой и средний пальцы в кольцо

И вот такой хвост! показывается длина покороче

А это — мышка Малышка. показывается мизинец

Она хорошая и послушная.

У неё гладкая шерстка, гладит мизинец

Маленькие ушки большой палец и мизинец в кольцо

И вот такой хвостик! показывается самый маленький хвостик

3. «Геоконт» — познакомить ребёнка с возможностями игровых действий с Геоконтом. Взрослый предлагает ребёнку сложить окружности разной величины.

4. «Бусы для мамы» — учить ребёнка выделять цвет, размер, форму, учить действовать по образцу. Взрослый на верёвку нанизывает бусины разных цветов, форм и размеров. Ребёнок должен повторить узор, имея такой же набор бусин (из игрового комплекта Пертра)

Занятие 28.

1. Развитие внимания, зрительного и тактильного восприятия.

2. Формирование зрительно-двигательной координации.

3. Развитие и коррекция мелкой и крупной моторики.

4. Развитие сенсорного и понятийного мышления.

Игры.

1. «Сложи узор» — учить ребёнка выполнять определённые действия с кубиками Никитина.

Взрослый предлагает сложить узоры из Альбома заданий (листы 10,11,12) при неудаче делает сам, комментируя при этом свои действия, а затем предлагает ребёнку повторить выполнение задания.

2. «Геоконт» — познакомить ребёнка с возможностями игровых действий с Геоконтом. Взрослый предлагает ребёнку сложить треугольники разной величины.

2. «Колобок» — учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с зайкой: читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений. Повторяется несколько раз.

Колобок, колобок,

Тоненькие ножки,

Колобок, колобок,

Новые сапожки

Мы тебя кормили, прикладываются руки к груди, протягиваются вперёд

Мы тебя поили, те же движения

На ноги поставили, топанье ногами

Танцевать заставили движение «притоп» (под музыку «Полька Яна»).

4. «Нарисуй картину» — учить ребёнка совершать тонкие движения пальцев, имитировать звуки домашних животных. Взрослый предлагает ребёнку «поле» — шершавый коврик и геометрические формы на липучке. Взрослый начинает и предлагает ребёнку присоединиться рисовать картину липучками, комментируя действия ребёнка, называя форму и цвет.

*Упражнения, которые значительно выходят за рамки зоны ближайшего развития ребёнка временно заменяются играми с «умным песком», играми с зеркалом, «нарисуй картинку палочками», произвольными танцами под музыку с попытками вызвать желание у ребёнка повторять движения за взрослым.

Литература:

  1. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова.–СПб.: СОЮЗ.–2001.
  2. Браткова, М. В. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития/М. В. Браткова, Т. Ю. Бутусова// Дошкольное воспитание.–2010 — № 4.
  3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие под ре. Е. А. Стреблевой, Г. А. Мишиной. — М: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс /авт.-сост. Л. В. Годовникова (и др.). — Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Планирование, конспекты, образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностка/ авт.-сост. е.В.Башкирова, Н. И. Куликова, Л. В. Климина; под общ. ред. канд. пед. наук Л. В. Климиной — Волгоград: Учитель, 2016.
  6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко — М.: Просвещение, 1989.
  7. Коррекция речевых и неречевых расстройству дошкольников: диагностка, занятия, упражнения, игры/авт.-сост. Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. — изд. 2-е — Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод.пособие /А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. — М.: Дрофа, 2014
  9. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: науч.-методич. пособие/Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.–СПб.: КАРО, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): взрослый, крупная моторика, развитие, зрительно-двигательная координация, игра, движение, действие, стихотворный текст, Яна, зрительное восприятие.


Похожие статьи

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

 Данная статья посвящена развитию зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребенка к школе, так как поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, появляются новые...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности. зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Знание особенностей развития зрительного восприятия позволит офтальмологам и тифлопедагогам путем специально организованных коррекционно-педагогических игр и упражнений обеспечить процесс восстановления зрительных функций и зрительного...

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Библиографическое описание: Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь

Все дети, любя игры и потешки, в которых требуется согласование движений и текста.

Для развития динамической координации можно взять комплекс упражнений в сочетании...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается

Поэтому упражнения пятого этапа включают работу с текстом: предложениями

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления воспринимаемой информации с выполнением мелких моторных действий с задачей выполняемого задания. Несформированность зрительно-моторных координаций может быть...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей

Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие...

Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений...

- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из

Была подобрана и разработана гимнастика для мелкой моторики рук с мячом, которая представляет...

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Улучшается координация движений, зрительно-пространственное восприятие.

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от. Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения...

Похожие статьи

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

 Данная статья посвящена развитию зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребенка к школе, так как поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, появляются новые...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности. зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Знание особенностей развития зрительного восприятия позволит офтальмологам и тифлопедагогам путем специально организованных коррекционно-педагогических игр и упражнений обеспечить процесс восстановления зрительных функций и зрительного...

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Библиографическое описание: Климченко, О. Г. Влияние моторного развития на речь

Все дети, любя игры и потешки, в которых требуется согласование движений и текста.

Для развития динамической координации можно взять комплекс упражнений в сочетании...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений...

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается

Поэтому упражнения пятого этапа включают работу с текстом: предложениями

При подборе стихотворного материала для логоритмических игр и упражнений учитывается...

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления воспринимаемой информации с выполнением мелких моторных действий с задачей выполняемого задания. Несформированность зрительно-моторных координаций может быть...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей

Мы строим работу по развитию зрительного внимания, памяти и восприятия через следующие...

Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений...

- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из

Была подобрана и разработана гимнастика для мелкой моторики рук с мячом, которая представляет...

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Улучшается координация движений, зрительно-пространственное восприятие.

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет

развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости...)

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от. Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения...

Задать вопрос