Развитие и анализ состояния рынка банковских карт в Кыргызской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Бекболсунова, П. Б. Развитие и анализ состояния рынка банковских карт в Кыргызской Республике / П. Б. Бекболсунова, А. А. Бектурганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79036/ (дата обращения: 07.10.2024).



Ориентация на онлайн-обслуживание позволяет использовать в системе банковского обслуживания недорогие технологии, в несколько раз более дешевые, чем традиционное офисное обслуживание клиентов банка. Такими технологиями являются платежные системы с помощью банковских карт, интернет-банкинг и использование мобильной связи.

Сегодня банковские пластиковые карточки считаются главным звеном электронных банковских систем и являются одним из быстро развивающихся и высокотехнологичных банковских продуктов, который в свою очередь постоянно совершенствуется. Финансовый эффект от применения карточек, основанный на оптимальном сочетании функций обращения и сбережения, заключается в равномерном во времени спросе средств на потребление и в стабильном во времени росте неиспользованных средств на карт-счетах. Совокупные остатки средств поступают в распоряжение банков и увеличивают ресурсы банковской системы, являются источником дополнительной прибыли.

Ключевые слова: платежная карта, безналичный расчет, кредитная карта, дебетовая карта, карта с овердрафтом, эмиссия, эквайринг.

The focus on online service allows the use of inexpensive technologies in the banking service system, which are several times cheaper than the traditional office service for bank clients. These technologies are payment systems using bank cards, Internet banking and the use of mobile communications.

Today, bank plastic cards are considered the main link in electronic banking systems and are one of the fastest growing and most technologically advanced banking products, which in turn is constantly being improved. The financial effect of the use of cards, based on the optimal combination of the functions of circulation and savings, lies in the uniform demand of funds for consumption over time and in the stable growth of unused funds on card accounts over time. The aggregate balances of funds go to the banks and increase the resources of the banking system, and are a source of additional profit.

Key words: payment card, bank transfer, credit card, debit card, card with overdraft, issue, acquiring.

В сфере денежного обращения банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Несмотря на то, что до сих пор электронный финансовый рынок в Кыргызской Республике практически не урегулирован специальным законодательством и регламентируется фактически только соглашением, банковские карты — один из наиболее привлекательных сегментов рынка банковских розничных услуг. На протяжении последних лет он демонстрируют динамичный рост по всем показателям. При этом это привлекательный рынок для банков, так как только треть населения Кыргызской Республики пользуется банковскими картами.

По состоянию на 1 января 2020 года на территории Кыргызской Республики услуги по эмиссии и эквайрингу банковских платежных карт предоставляли все коммерческие банки, из которых эмитентами и эквайерами карт международных платежных систем являлись 16 банков и по национальной системе «Элкарт» — 23 банка.

Общее число банковских платежных карт в обращении по состоянию на 1 января 2020 года составило 2 980,6 тыс. карт. По сравнению с III кварталом 2019 года количество карт увеличилось на 5,7 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество карт возросло на 22,5 %. [4]

В разбивке по видам распределение платежных карт, следующее:

Таблица 1

Распределение платежных карт по видам

Вид платежной карты

Количество, шт.

В % к итогу

Международные системы:

1 401 925

47,0

«Visa»

851 286

28,5

«Master Card»

54 387

1,8

«Золотая Корона» (Россия)

487 246

16,4

«UnionPayInternational»

9 006

0,3

Национальная система «Элкарт»

1 578 634

53,0

«Элкарт»

1575 068

52,9

«Элкарт-UPI»

3 566

0,1

Итого

2 980 559

100,0

Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями — Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков — платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57 %, на Europay/MasterCard примерно 26 %, на American Express — порядка 13 %, и на другие (включая DinersClub и JCB) — 4 %.

В Кыргызстане рынок пластиковых карт представлен картой «Элкарт».

Элкарт — это национальная платежная карта Кыргызской Республики. На карту можно получить или пополнить ее, с нее легко снять наличные деньги, перевести их в любой регион страны или оплатить товары и услуги. Карта Элкарт обслуживается во всех устройствах коммерческих банков по всей стране. Карту Элкарт выпускают все коммерческие банки на территории Кыргызской Республики, а обеспечивает техническое взаимодействие ЗАО Межбанковский Процессинговый Центр. ЗАО МПЦ — это оператор национальной платежной системы Элкарт, а также предоставляет процессинговые и клиринговые услуги коммерческим банкам по картам международных платежных систем Visa, UnionPay, Mastercard, Mir. ЗАО МПЦ был создан в 2004 году и имеет лицензию Национального банка Кыргызской Республики в качестве Оператора платежной системы.

Название Элкарт состоит из двух слов «электронная» и «карта», сокращенно Элкарт, есть также другое объяснение, как «Эл» по-кыргызски народ и «карта», т. е. народная карта. Почему народная? Так как основной идеей Элкарт было предоставить всему народу Кыргызстана недорогое, удобное и простое средство оплаты и хранения своих денег. Поэтому Элкарт принимается к обслуживанию в любом устройстве по работе с картами на территории Кыргызстана по самым низким тарифам. Карта Элкарт обслуживается там, где другие платежные карты могут не обслуживаться.

Платежная карта Элкарт — это карта национальной платежной системы, акционерами которой являются Национальный банк Кыргызской Республики, 14 коммерческих банков Кыргызстана и другие акционеры. Участие в развитии коммерческих банков Кыргызстана, а также поддержка Национального банка Кыргызской Республики делает национальную платежную карту Элкарт — картой для всего населения страны, обеспечивает ее высокую надежность и сохранность ваших денег.

Для обслуживания карты Элкарт за границей есть возможность получить кобейджинговую карту «Экарт/UnionPay», которая принимается к обслуживанию в более 80 странах мира. Начиная с 2019 года запущено обслуживание карты Элкарт в терминальной Российской Платежной системе МИР.

Бишкек характеризуется самыми высокими показателями в части концентрации филиалов/сберкасс коммерческих банков, финансовых ресурсов. Об этом говорится в материалах Национального банка Кыргызской Республики. Соответственно, рынок платежных услуг в столице является наиболее развитым. Так, за 4 квартал 2019 года доля от общего объема операций с использованием банковских карт по городу Бишкек составила 58 %. Наиболее низкий показатель в Таласской области –2,9 %. Объем остатков депозитной базы на банковских счетах в коммерческих банках по системам расчетов с использованием карт по состоянию на конец 4 квартала 2019 года составил 26,3 млрд сомов. По сравнению с показателем 3 квартала 2019 года наблюдалось увеличение на 8,28 %, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 17 %. НБКР прогнозирует 60 % доли безналичных платежей к 2025 году. Как отметил Национальный банк, ежегодно безналичные расчеты увеличиваются. В 2019 году наблюдается рост по сравнению с 2018 годом на 30 %. В сравнении с европейскими странами, где безналичные расчеты составляют 97 %, а в России — 75 %, Кыргызстан еще находится на пути развития и становления безналичных расчетов, и по расчетам НБКР, к 2025 году процентное соотношение безналичных расчетов планируется довести до 60 %. [4]

Таблица 2

Показатели развития рынка карт Кыргызской Республики

Показатели

2018 г.

2019 г.

Изменение

абс.

отн., %

Количество эмитированных платежных карт (тыс.шт.)

2 432,6

2 980,6

548,0

22,5

Количество эмитированных платежных карт на 1 тыс.человек (трудоспособного и пенсионного возраста)

588

709

121

20,6

Количество операций, совершенных с использование платежных карт (млн.транзакций)

11,0

13,6

2,6

23,6

Объем операций, совершенных с использованием платежных карт (млн.сом)

56 307,9

72 974,1

16666,2

29,6

Отношение объема безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт на территории КР к ВВП (%)

11,4

13,1

1,7

14,9

Банковская карта в современном мире — это своеобразный маленький сейф, который, даже если потеряется, сгорит, утонет или будет украден, сохранит в безопасности ваши деньги.

Развитие безналичных платежей и использование пластика в Кыргызстане только начинается. Большинство держателей карт не используют их для оплаты покупок и услуг. Статистика Национального банка показывает, что свыше 90 % всех операций приходится на снятие средств. Остальные держатели все-таки хранят деньги на карте, совершают покупки в интернете и оплачивают услуги и товары через POS-терминалы.

В республике рынок пластиковых карт пока только развивается. В основном кыргызстанцы предпочитают не держать деньги на карте и после получения средств в большинстве случаев сразу обналичивают их.

По итогам 2019 года в Кыргызстане число выпущенных карт выросло на 20,8 % и достигло 3 миллионов штук. [4]

Количество выпущенных в Кыргызстане карт, тыс. шт.

Рис. 1. Количество выпущенных в Кыргызстане карт, тыс. шт.

Отмечается, что объем операций с использованием платежных карт в 2019 году составил около 240 млрд. сом. и вырос по сравнению с 2018 г. на 22,3 %. Число установленных банкоматов и POS-терминалов выросло до 1,7 тысячи и 11,1 тысячи единиц.

Количество операций в торгово-сервисных предприятиях с использованием карт в 2019 г. составило 11,1 миллиона платежей. По сравнению с 2018 г. показатель вырос на 73,4 %. Объем операций с картами составил 18,5 млрд. сом. и вырос на 69,7 %.

Таблица 3

Платежи, осуществленные посредством банковских карт

Показатели

2018 г.

2019 г.

Изменение

% к итогу

% к итогу

абс.

отн., %

Количество произведенных платежей (тыс. транзакций), в т. ч.:

38 000,0

100,0

47 703,4

100,0

9 703,4

25,5

в торговых терминалах

6 384,0

16,8

11 067,2

23,2

4 683,2

73,4

по выдаче наличности

31 616,0

83,2

36 636,2

76,8

5 020,2

15,9

Сумма произведенных платежей (млн. сом)

196 241,7

100,0

237 860,7

100,0

41 619,0

21,2

в торговых терминалах

10 989,5

5,6

18 315,3

7,7

7 325,8

66,7

по выдаче наличности

185 252,2

94,4

219 545,4

92,3

34 293,2

18,5

Рассчитано по данным регулятивной отчетности коммерческих банков

Количество произведенных платежей посредством банковских карт выросло в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 9703,4 тыс. транзакций, или на 25,5 %. Сумма произведенных платежей посредством банковских карт выросло на 41619 млн. сом., или на 21,2 %, что говорит о росте безналичных платежей.

Статистика на протяжении нескольких лет показывает, что платежные карты применяются в Кыргызстане, к сожалению, в основном для снятия наличных денег — свыше 90 % от общего объема операций. Остальные держатели все-таки хранят деньги на карте, совершают покупки в интернете, а также оплачивают услуги и товары через POS-терминалы. В 2019 году показатель снятия наличных денег с карты составлял 92,3 % (табл. 4, 5).

Как показывают таблицы 4 и 5 наиболее востребованными в Кыргызстане платежными системами являются — Элкарт, Visa, Золотая корона и Master Card. Также мы видим, несмотря на незначительное снижение в динамике, карты в основном используют для снятия денег. Это обусловлено отсутствием заметных изменений в потребительской психологии и поведении пользователей платежных карт, низким уровнем финансовой грамотности, а также отказом торгово-сервисных предприятий в установке POS-терминалов для приема оплаты посредством платежных карт.

Таблица 4

Платежи, осуществленные посредством банковских карт различными системами в торговых терминалах [1]

2018 г.

2019 г.

Сумма произведенных платежей (млн. сом)

196 241,7

237 860,7

Локальные системы

Алай Кард

-

-

Золотая Корона

108,0

50,8

Мир

-

0,6

Другие

-

-

Международные системы

Visa

8238,5

13035,1

Master Card

797,7

1196,8

Другие

-

-

AMEX

65,4

60,6

UPI

10,2

7,0

Национальная система

Элкарт

1666,5

3932,3

Элкарт-UPI

29,1

35,1

В торговых терминалах в % к общему количеству

5,6

7,7

Таблица 5

Платежи, осуществленные посредством банковских карт различными системами по выдаче наличности [1]

2018 г.

2019 г.

Сумма произведенных платежей (млн. сом)

196 241,7

237 860,7

Локальные системы

Алай Кард

-

-

Золотая Корона

23607,1

14256,9

Мир

-

-

Другие

-

-

Международные системы

Visa

77130,2

97818,6

Master Card

5084,7

8101,7

Другие

-

-

AMEX

29,9

32,9

UPI

1027,6

797,4

Национальная система

Элкарт

77823,8

98125,4

Элкарт-UPI

623,3

347,5

По выдаче наличности в % к общему количеству

94,4

92,3

Для решения этих проблем правительство приняло постановление, обязывающее предпринимателей и юридических лиц устанавливать устройства для приема безналичных платежей с использованием банковских карт — POS-терминалы.

В перечень организаций, обязанных установить устройства, вошли аптеки, АЗС, магазины, гостиницы, станции технического обслуживания и другие.

В Нацбанке считают, что внедрение и популяризация в Кыргызстане безналичных платежей поможет улучшить ситуацию с защитой прав потребителей, увеличит налоговые поступления в бюджет страны, а также способствует усилению контроля за оборотом денежных средств и уменьшит теневой оборот наличных. [2]

Отметим, что наибольшим количеством POS-терминалов в стране обладают «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН», KICB, «Оптима Банк», DemirBank и «РСК Банк». Актуальная статистика по количеству POS-терминалов приведена в «Рейтинге коммерческих банков Кыргызстана». [3]

Распределение платежных карт в Кыргызстане по видам, %

Рис. 2. Распределение платежных карт в Кыргызстане по видам, %

Карта «Золотая Корона», как можно судить по диаграмме, в Кыргызстане самая популярная. Ее держателями являются более 494 тыс. человек. Карта Visa, в масштабах страны, не сильно уступает ей и насчитывает более 422 тыс. держателей. Остальные виды карт международной системы по численности находятся в пределах плюс-минус 15 тыс. держателей.

Таким образом, население КР неохотно переходят с наличных денег на пластик, в стране не сформировалась культура оплаты покупок банковскими картами. Главная причина этого — отсутствие широкой сети POS-терминалов во всех местах, где граждане совершают покупки.

Постановления правительства, обязывающие устанавливать терминалы, по факту не работают, а коммерческим банкам в одиночку, без административного ресурса, тяжело исправлять эту ситуацию. Хотя банки стимулируют людей не просто снимать деньги с карт, а оплачивать ими покупки и услуги с помощью всевозможных бонусных программ и акций.

Медленное развитие безналичных платежей будет продолжаться до тех пор, пока оплата картами не станет доступна повсеместно. И до тех пор, пока масса предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, будет продолжать работать в так называемой серой зоне.

Литература:

  1. НБ КР: Регулятивная отчетность коммерческих банков
  2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 декабря 2017г. № 2017-П-14/51–7-(ПС) «Об Основных направлениях развития платежной системы Кыргызской Республики на 2018–2022 годы»
  3. https://www.akchabar.kg
  4. https://www.nbkr.kg
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызстан, Кыргызская Республика, банк, Национальный банк, платеж, система, AMEX, UPI, выдача наличности, национальная система.


Похожие статьи

Мастерчейн-технологии в системе функционирования банка

Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни- не стала исключением и сфера банкинга. Кроме того, ежегодно появляются новые банковские продукты, что делает банковскую сферу сложнее и многогранное. Информационные технологии призваны оптими...

Состояние цифрового банкинга в Российской Федерации

Цифровой банкинг — это процесс внедрения новых и развивающихся технологий в рамках всей организации финансовых услуг в сочетании с соответствующими изменениями во внутренних и внешних корпоративных и кадровых отношениях для эффективного и действенно...

Цифровой рубль и его необычные интеграции в бизнес

Данная статья рассматривает вопросы запуска цифрового рубля. Центробанк РФ готовит к запуску цифровой рубль. Его основная цель — стать альтернативой национальной валюте и обеспечить быстрые и безопасные финансовые операции на территории России. Одна...

Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками Франции

Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства. Второй ра...

Методы управления активами коммерческого банка

Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть операций банка, формирующих его активы. Активные операции банка — это размещение собственных и привлеченных средств банка с целью получения дохода. Такие операции учитываются на ак...

Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

В настоящее время предприятия не в полной мере пользуются возможностями кредита, а именно правом инвестирования в инновационные проекты, которые способствуют более ускоренному получению прибыли и своевременному расчету с кредиторами. Банкам, в свою о...

Преимущества цифровой трансформации нефтегазовой отрасли: проект «Интеллектуальное месторождение»

В современных кризисных условиях на рынке энергоресурсов, в частности на рынке углеводородного сырья, для нефтегазодобывающих компаний на первое место выходит вопрос повышения эффективности производства, в том числе за счет автоматизации производстве...

Роль Центрального банка в банковской системе РФ

В экономике под банковской системой понимается совокупность различных банков, кредитно-денежных учреждений и некоторых экономических организаций, исполняющие различные банковские операции. Экономическая система каждого государства не может существов...

Зарубежный опыт правового регулирования электронных денежных средств

В статье рассматривается опыт зарубежных стран в области правового регулирования электронных денежных средств. Автор анализирует законодательные акты и нормативные документы, принятые в различных государствах для регламентации использования электронн...

Потребительское кредитование пожилых граждан и молодёжи: необходимость законодательного регулирования

Предметом настоящей статьи является потребительское кредитование особо незащищенных в финансовом плане категорий населения: молодежи и пожилых граждан. Актуальность обусловлена тем, что финансовый сектор сильно изменился, появилось много новых финанс...

Похожие статьи

Мастерчейн-технологии в системе функционирования банка

Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни- не стала исключением и сфера банкинга. Кроме того, ежегодно появляются новые банковские продукты, что делает банковскую сферу сложнее и многогранное. Информационные технологии призваны оптими...

Состояние цифрового банкинга в Российской Федерации

Цифровой банкинг — это процесс внедрения новых и развивающихся технологий в рамках всей организации финансовых услуг в сочетании с соответствующими изменениями во внутренних и внешних корпоративных и кадровых отношениях для эффективного и действенно...

Цифровой рубль и его необычные интеграции в бизнес

Данная статья рассматривает вопросы запуска цифрового рубля. Центробанк РФ готовит к запуску цифровой рубль. Его основная цель — стать альтернативой национальной валюте и обеспечить быстрые и безопасные финансовые операции на территории России. Одна...

Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками Франции

Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства. Второй ра...

Методы управления активами коммерческого банка

Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть операций банка, формирующих его активы. Активные операции банка — это размещение собственных и привлеченных средств банка с целью получения дохода. Такие операции учитываются на ак...

Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

В настоящее время предприятия не в полной мере пользуются возможностями кредита, а именно правом инвестирования в инновационные проекты, которые способствуют более ускоренному получению прибыли и своевременному расчету с кредиторами. Банкам, в свою о...

Преимущества цифровой трансформации нефтегазовой отрасли: проект «Интеллектуальное месторождение»

В современных кризисных условиях на рынке энергоресурсов, в частности на рынке углеводородного сырья, для нефтегазодобывающих компаний на первое место выходит вопрос повышения эффективности производства, в том числе за счет автоматизации производстве...

Роль Центрального банка в банковской системе РФ

В экономике под банковской системой понимается совокупность различных банков, кредитно-денежных учреждений и некоторых экономических организаций, исполняющие различные банковские операции. Экономическая система каждого государства не может существов...

Зарубежный опыт правового регулирования электронных денежных средств

В статье рассматривается опыт зарубежных стран в области правового регулирования электронных денежных средств. Автор анализирует законодательные акты и нормативные документы, принятые в различных государствах для регламентации использования электронн...

Потребительское кредитование пожилых граждан и молодёжи: необходимость законодательного регулирования

Предметом настоящей статьи является потребительское кредитование особо незащищенных в финансовом плане категорий населения: молодежи и пожилых граждан. Актуальность обусловлена тем, что финансовый сектор сильно изменился, появилось много новых финанс...

Задать вопрос