Развитие государственного оборонного заказа в период с 1917 г. до конца XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.02.2021

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, А. Н. Развитие государственного оборонного заказа в период с 1917 г. до конца XX века / А. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78742/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор анализирует основные этапы развития законодательства о контрактной системе в области государственного оборонного заказа в период с 1917 г. до конца XX века, отмечает основные нормативно-правовые акты и раскрывает их особенности.

Ключевые слова: законодательство о контрактной системе, государственный оборонный заказ, торги, участие в закупках.

Начало развития государственного оборонного заказа как части государственных закупок в советский период принято отсчитывать с революционный событий в 1917 году, когда сформировавшееся, поступательное развитие сферы государственных закупок было приостановлено новым политическим веянием большевиков, которые в корне изменили как политическую, так и общественную жизнь страны, сменили вектор развития экономики, а также ввели курс на национализацию всех производственных предприятий.

В начальный период прихода советской власти были принято два основополагающих акта, которые определяли публичность в проведении закупок, ответственность исполнителя и устанавливали так называемый предварительный залог (предшественник обеспечения) для исполнителя.

Декрет СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках (Положение)» (далее — Декрет от 30.09.1921 г.).

Декрет от 30.09.1921 г. утверждал обязательность определения исполнителей по государственному контракту путем проведения торгов в публичной форме. Более того, информация о торгах должна была быть обнародована. Декретом от 30.09.1921 г. была установлена ответственность исполнителя перед государственным заказчиком (неустойка), урегулирован вопрос взаимодействия между сторонами государственного контракта, предусматривалось вознаграждения, как в денежной форме, так и в натуре.

Декретом от 30.09.1921 г. также было установлено, что недобросовестный исполнитель по государственному контракту несет уголовную ответственность, причем она не ставится в зависимость от имущественной. В указанном акте советской власти также был предусмотрено так называемый предварительный залог, как форма обеспечения исполнения контракта исполнителем, его размер составлял 10 % от цены контракта.

Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 г. устанавливал возможность освобождения от предварительного залога для определенных категорий исполнителей смешанных акционерных обществ, кооперативов, как областных, так и всероссийский, и пр. Также указанным актом были предусмотрены случаи, когда можно было заключать контракт без проведения закупочных процедур, например в случае стихийных бедствий, выполнения работ между государственными органами.

Также одним из основных законодательных актов, регулирующих закупочную деятельность в период прихода к власти большевиков, принято считать Положение о государственных подрядах и поставках, которое было утверждено 11 мая 1927 г. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР (далее Положение от 11.05.1927 г.). Указанное Положение от 11.05.1927 г. расширило перечень случаев, когда положения законодательства о закупках не распространяли свое действие, а именно: договора с небольшой стоимостью (до 5 000 руб.), при этом срок поставки должен был быть не более 2-х недель с момента заключения договора.

Также Положение закрепляло обязательные правила по выработке необходимых технических регламентов по договору, указывало на важность в разработке предварительного договора, закрепляло обязательное содержание объявления о торгах, а также место его опубликования.

Еще в начале ХХ века проведение закупочных процедур (торгов) включало в себя несколько этапов. Первый этап заключался в том, что участники представляли свои предложения о цене, это могли быть, как закрытые конверты, так и заявления в открытой форме. Второй этап включал в себя некий состязательный момент, включающий в себя устные дебаты. Иногда так называемые устные дебаты приводили к тому, что могли быть пересмотрены условия договора. Победитель определялся по простой системе: тот, кто предложил наиболее выгодные условия, тот и побеждал. Одним из наиболее интересных моментов, в проведении закупок были так называемые льготы равенства условий, при которых, предпочтение всегда отдавалось государственным учреждениям, обществам, в которых участником было государство.

Анализируя вышеуказанного нормативно-правое регулирования в период прихода к власти большевиков, необходимо учитывать, что в начале ХХ века была общая концепция проведения закупок, как для нужд обороны государства, так и для удовлетворения иных нужд страны.

В свою очередь, необходимо отметить, что такое динамичное развитие нормативной базы в области закупок в период новой экономической политики, было прекращено с началом введения административно-плановой системы, которая, безусловно, затронула и область осуществления закупок. Только в конце 80-х годов ХХ века законодательство о закупках начнет снова развиваться в том динамичном ключе, который был заложен с приходом большевиков к власти.

В связи с утверждением новой концепции развития политической жизни страны в июле 1988 года было принято решение об утверждении Постановления Совета министров СССР ««О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы». Данный правовой акт наиболее полно и всеобъемлюще закрепил принципы формирования государственных заказов, а также установил значимость и приоритетность конкурсного направления в проведении закупочных процедур, как для государственных нужд, в том числе по обеспечению обороны и безопасности, так и для нужд потребителей.

Принято считать, что первым правовым актом, который заложил основу для развития государственных закупок в современной России, в том числе для нужд обороны страны, был Закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-I «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», который был общим актом, который отмечал значимость и необходимость проведения государственных закупок именно с применением конкурсных основ.

Именно в 1995 году был принят основополагающий правовой акт, который регулировал проведение закупок для нужд безопасности и обороны страны — Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Данный нормативно-правовой акт уже закрепил тот основной набор понятий, который упоминается в контексте государственного оборонного заказа, а именно: государственный заказчик, головной исполнитель, исполнитель, также установил основные функции заказчика и требования к исполнителю, указывал на необходимость согласования цены по контракту, выполняемому в целях государственного оборонного заказа, причем цена должна была быть, безусловно, обоснованной.

Необходимо принять во внимание, что вышеуказанный нормативно-правовой акт просуществовал около 12 лет, что говорит о его универсальности по сравнению правовыми актами, которые регулировали осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «О государственном оборонном заказе»//СЗ РФ.1996. № 1.
  2. Декрет СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках (Положение)»// Известия ВЦИК 1921 № 230.
  3. Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 27 июля 1923 г. «Положение о государственных подрядах и поставках»// Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1923. № 171.
  4. Положение о государственных подрядах и поставках (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11 мая 1927 г.)// СЗ СССР. 1928. № 28. Ст. 291.
  5. Постановление Совета министров СССР от 25 июля 1988 г. № 889 «О порядке формирования государственных заказов на 1989 и 1990 годы».// СП СССР. 1988. № 26. Ст. 71.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, государственный контракт, власть большевиков, государственный заказчик, контрактная система, называемый предварительный залог, ответственность исполнителя, период прихода, правовой акт, СССР.


Ключевые слова

торги, государственный оборонный заказ, законодательство о контрактной системе, участие в закупках

Похожие статьи

Понятие государственного оборонного заказа

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты. В настоящий период времени официально-закрепленное в нормативно-правовой системе...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Таким образом, в регламентации как государственного оборонного заказа, так и контрактной системы задействованы гражданское, административное, бюджетное право. Нами было замечено, что правовое регулирование именно государственного оборонного заказа...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

Изменения направлены на повышение ответственности государственного заказчика и головного исполнителя по реализации государственных контрактов, а также на предотвращение нарушений при выполнении государственного оборонного заказа.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Понятие государственного контракта данное законодателем в Гражданском кодексе

Государственный контракт — это соглашение между субъектами гражданско-правовых...

Особенности банковского сопровождения государственного...

Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях

Важно отметить, что на основании рамочного контракта счета не резервируются и не открываются

Государственный оборонный заказ — что важно знать?

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Выявляются многочисленные нарушения условий государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа, например, нарушаются сроки его исполнения, соисполнители привлекались без согласования с заказчиком...

История возникновения государственных закупок

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных

Ключевые слова : история, закупки, контрактная система. Закупка товара, работы, услуги для

Распад СССР требовал обновлений законодательной базы в сфере государственных закупок...

Анализ понятия «государственного заказа» в доктринальном...

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, анализ, контрактная система.

По мнению автора, понятие государственного оборонного заказа не может в полной мере идентифицироваться с понятием государственного заказа, так как оборонный...

История развития контрактной системы закупок для обеспечения...

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в. Первый

Упоминание о государственных закупках можно найти в период правления Алексея...

Похожие статьи

Понятие государственного оборонного заказа

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты. В настоящий период времени официально-закрепленное в нормативно-правовой системе...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Таким образом, в регламентации как государственного оборонного заказа, так и контрактной системы задействованы гражданское, административное, бюджетное право. Нами было замечено, что правовое регулирование именно государственного оборонного заказа...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

Изменения направлены на повышение ответственности государственного заказчика и головного исполнителя по реализации государственных контрактов, а также на предотвращение нарушений при выполнении государственного оборонного заказа.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Государственный контракт в системе государственных закупок является инструментом

Понятие государственного контракта данное законодателем в Гражданском кодексе

Государственный контракт — это соглашение между субъектами гражданско-правовых...

Особенности банковского сопровождения государственного...

Особенности банковского сопровождения государственного оборонного заказа на предприятиях

Важно отметить, что на основании рамочного контракта счета не резервируются и не открываются

Государственный оборонный заказ — что важно знать?

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Выявляются многочисленные нарушения условий государственных контрактов, заключенных в рамках государственного оборонного заказа, например, нарушаются сроки его исполнения, соисполнители привлекались без согласования с заказчиком...

История возникновения государственных закупок

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных

Ключевые слова : история, закупки, контрактная система. Закупка товара, работы, услуги для

Распад СССР требовал обновлений законодательной базы в сфере государственных закупок...

Анализ понятия «государственного заказа» в доктринальном...

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, анализ, контрактная система.

По мнению автора, понятие государственного оборонного заказа не может в полной мере идентифицироваться с понятием государственного заказа, так как оборонный...

История развития контрактной системы закупок для обеспечения...

В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.

Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в. Первый

Упоминание о государственных закупках можно найти в период правления Алексея...

Задать вопрос