Правовое регулирование охраны окружающей среды в топливно-энергетическом комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 14.02.2021

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Путинцева, Ю. Н. Правовое регулирование охраны окружающей среды в топливно-энергетическом комплексе / Ю. Н. Путинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78644/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор попытается рассмотреть эколого-правовое регулирование деятельности субъектов тепловой энергетике в РФ.

Ключевые слова: экологическое право, экология, юриспруденция, правовое регулирование.

Реализация энергетических проектов, функционирование топливно-энергетического комплекса требует соблюдения общих экологических требований, установленных для хозяйственной и иной деятельности, а также специальных требований, предназначенных для различных отраслей энергетики — тепловой, атомной, гидроэнергетики.

Важность эффективности государственного регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса объясняется его значимостью в развитии современной России. Эффективное управление всегда основывается на грамотном правовом обеспечении процессов и отношений, существующих в данной сфере. Указанная необходимость в наличии эффективной правовой базы обусловливается самой сущностью данного комплекса, важность которого заключается в предоставлении энергетических ресурсов как важного блага, пользующегося спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Сложная система правового регулирования представлена прежде всего элементами общего и специального законодательства. К числу первых можно отнести Конституцию РФ, Бюджетный кодекс (БК РФ), Гражданский кодекс (ГК РФ), Земельный кодекс (ЗК РФ), Налоговый кодекс (НК РФ), Таможенный кодекс (ТК РФ). Такое обилие кодифицированных нормативно-правовых актов обусловлено, во-первых, сложностью правовых отношений в данной сфере. Во-вторых, тем, что ТЭК является составной частью экономики страны, и общие положения нормативно-правовых актов (НПА), устанавливающие правой статус субъектов отрасли, цели их работы, специфику задач государственного управления данной отраслью, обязанности по охране окружающей среды, характер внутренних и внешних связей и прочее, считаются общими для многих секторов экономики. Правовые нормы, относящиеся к специальному законодательству, представляют большой научный и практический интерес. По причине того, что подобные правовые нормы находятся в тесной взаимосвязи, основываются на общем законодательстве и не противоречат ему, но имеют специфическую направленность правового регулирования, они выделяются как отдельный блок НПА. Подобная группа актов, содержащих узконаправленные нормы, получила свое название в современном научном и правовом мире — «энергетическое законодательство». Подобная особенность правового обеспечения присуща многим отраслям экономики. Такой пласт НПА можно разделить на два вида правовых норм.

Первый из них — это те правовые нормы, которые содержатся в общем законодательстве, но имеют энергетическую направленность. Примером может послужить п. «и» ст. 71 Конституции РФ, где указано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика. Аналогичным примером является Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Второй вид — это те нормативные акты, которые относятся к энергетическому законодательству и существуют в виде отдельного правового акта. Так, Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа», определяющий основы государственного регулирования экспорта газа, носит прямой характер и регулирует только конкретную сферу. В общем виде основная нормативно-правовая база, прямо или косвенно регулирующая деятельность ТЭК, а также используемая субъектами данных правоотношений, содержит в себе большое количество законодательных актов.

Помимо законодательных актов существует большое количество подзаконных актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и подведомственных ему структур, которые прямо или косвенно регулируют правоотношения в ТЭК. Несмотря на относительно длинный перечень правовой базы, регламентирующей деятельность рассматриваемой отрасли, «нельзя сказать о том, что система действующих законов, регулирующих энергетическую отрасль, совершенна и позволяет правоприменителям, в том числе судьям, эффективно использовать Законы и подзаконные акты в своей профессиональной деятельности». Выходом из данной ситуации может стать объединение и закрепление всех существующих правовых актов в единый комплексный закон — «Энергетический кодекс Российской Федерации». Такой кодифицированный акт будет регулировать отношения и процессы, происходящие в ТЭК, на всех этапах: от поиска и добычи энергетического ресурса до его потребления и сбыта. По мнению ряда, ученых, такой кодекс создаст предпосылки для обособления энергетического права в отдельную, самостоятельную отрасль права. Здесь было бы целесообразно выделить важность введения в него определений основных понятий, таких как: топливно-энергетический комплекс, энергия, энергетический ресурс, источник энергии и прочих. Немаловажной проблемой остается вопрос об энергосбережении. На наш взгляд, осмысленным был бы подход, предусматривающий разумное совмещение методов государственного регулирования и методов поощрения субъектов хозяйствования, использующих энергию с максимальной эффективностью, т. е. рационально. На решение данной задачи направлена Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», одним из направлений которой является усовершенствование нормативно-правовой базы в области энергосбережения.

Требования по охране окружающей среды должны соблюдаться при эксплуатации объектов тепловой энергетики. Такие требования установлены, например, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российский Федерации от 24 марта 2003 года № 115, в соответствии с которыми при работе тепловых энергоустановок следует принимать меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, шума, вибрации и иных вредных физических воздействии, а также по сокращению безвозвратных потерь и объёмов потребления воды. В организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, разрабатывается план мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу при объявлении особо неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с региональными природоохранными органами, предусматривающий мероприятия по предотвращению аварийных и иных залповых выбросов, и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Тепловые энергоустановки, на которых образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание или возможность захоронения на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации. Складирование или захороненные отходов на территории предприятия, эксплуатирующую тепловую установку, не допускается. Установки для очистки и обработки загрязненных сточных вод принимаются в эксплуатацию до начала предпусковой очистки теплоэнергетического оборудования. Организации, эксплуатирующие тепловые энергоустановки, осуществляют контроль и учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объёмов воды, забираемых и сбрасываемых в водные источники с использованием постоянно действующих автоматических приборов, а при их отсутствии или невозможности применения — с использованием прямых периодических измерений и расчетных методов.

Конкретными задачами государственного регулирования тогда станут, в частности, обеспечение структурных изменений в экономике, принятие программ по стимулированию использования инновационных технологий, решение проблемы энергосбережения, что в свою очередь требует смены устаревших технологий и оборудования. Неразвитость нормативно-правовой базы управления ТЭК ведет к тому, что электроэнергетические компании не выполняют своих обязательств по выполнению инвестиционных программ, ориентируются на зарубежные фирмы, поставляющие оборудование и предоставляющие дорогое сервисное обслуживание. Топливно-энергетический комплекс имеет колоссальное значение для экономики и развития нашей страны в целом. Однако максимальное его использование в качестве двигателя экономики невозможно до тех пор, пока не будут решены существующие проблемы, одной из которых является несовершенство законодательной базы, которая должна отвечать не только современным требования правового регулирования, но и мировым стандартам.

Литература:

  1. Нестеренко С. А. Теоретические аспекты развития топливно-энергетического комплекса России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2014. — № 3 (150). — С. 15–20. Гензель В. Правовое обеспечение энергетики // ЭЖ-Юрист. — 2014. — № 38. — URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc
  2. Экономика 37 Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11. 2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года». — URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учеб. / Под ред. д.ю.н. В. В. Романовой. — М.: Изд-во «Юрист», 2015. — 656 с.
  3. Романова В. В. Тенденции развития энергетического права на национальном уровне // Юридический мир. — 2016. — № 8. — С. 57–62.
  4. Самошин Ю. В. Ключевые направления развития ТЭК России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 7. — С. 62–69.
  5. Лахно П. Г. Энергетические право Российской Федерации: становление и развитие. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. — 179 с.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (ред. от 31.03.2017 г.). — URL: http://base. garant.ru/70644238
  7. Бондаренко А. Б. Актуальные проблемы правового регулирования в сфере электроэнергетики // Правовой энергетический форум. — 2015. — № 2. — С. 18–23
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11. 2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года». — URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026.
  9. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учеб. / Под ред. д.ю.н. В. В. Романовой. — М.: Изд-во «Юрист», 2015. — 656 с.
  10. Романова В. В. Тенденции развития энергетического права на национальном уровне // Юридический мир. — 2016. — № 8. — С. 57–62.
  11. Самошин Ю. В. Ключевые направления развития ТЭК России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 7. — С. 62–69.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, топливно-энергетический комплекс, акт, окружающая среда, РФ, государственное регулирование, общее законодательство, Российская Федерация, специальное законодательство, тепловая энергетика.


Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования договора...

Правовое регулирование правоотношений в сфере энергоснабжения осуществляется

Анализируя текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утверждённой

В Стратегии также предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся...

Система надзорных органов в области энергетической...

Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России

Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая

Топливно-энергетический комплекс состоит из множества отдельных сфер экономической...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике экологический аудит на...

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

окружающая среда, Конституция РФ, окружающая природная среда, экологическая безопасность, акт, Российская Федерация, область охраны, орган, отношение, хозяйственная деятельность человека.

Энергетическое право | Статья в журнале «Молодой ученый»

Надо заметить, что энергетическое право, как таковое, и энергетическое законодательство, являющиеся, по сути, достаточно молодыми понятиями, крайне заинтересованы в дальнейшем изучении явлений, связанных с предметом регулирования энергетического права.

Нормативно-правовое регулирование различных видов...

Нормативно-правовое регулирование различных видов деятельности по экологической

Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность

ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными...

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Эффективное использование энергии охраняет окружающую среду, экономит деньги. В последнее двадцатилетие энергетика

Около трети потенциала энергосбережения имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть сосредоточена в остальных...

Административная ответственность за экологические...

В соответствии с конституционными требованиями Российская Федерация формирует и осуществляет государственную политику в области охраны окружающей

В соответствии с деятельным законодательством административная и уголовная ответственность физ. лиц за...

Существенный пробел законодательного регулирования...

Ведущей отраслью Российской Федерации является энергетическая отрасль, охватывающая производство, передачу, сбыт и использование

Законодательство устанавливает лишь право пользования инфраструктурой СНТ. Иными нормативными правовыми актами также не...

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования договора...

Правовое регулирование правоотношений в сфере энергоснабжения осуществляется

Анализируя текст Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утверждённой

В Стратегии также предлагается внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся...

Система надзорных органов в области энергетической...

Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России

Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая

Топливно-энергетический комплекс состоит из множества отдельных сфер экономической...

Проблемы экологического законодательства и их влияние на...

Вопросы кодификации экологического законодательства РФ. Экологический кодекс РФ, экологическое законодательство, окружающая среда. В российском же законодательстве и практике экологический аудит на...

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

окружающая среда, Конституция РФ, окружающая природная среда, экологическая безопасность, акт, Российская Федерация, область охраны, орган, отношение, хозяйственная деятельность человека.

Энергетическое право | Статья в журнале «Молодой ученый»

Надо заметить, что энергетическое право, как таковое, и энергетическое законодательство, являющиеся, по сути, достаточно молодыми понятиями, крайне заинтересованы в дальнейшем изучении явлений, связанных с предметом регулирования энергетического права.

Нормативно-правовое регулирование различных видов...

Нормативно-правовое регулирование различных видов деятельности по экологической

Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность

ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными...

Эффективное сбережение энергоресурсов – одно из ключевых...

Эффективное использование энергии охраняет окружающую среду, экономит деньги. В последнее двадцатилетие энергетика

Около трети потенциала энергосбережения имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть сосредоточена в остальных...

Административная ответственность за экологические...

В соответствии с конституционными требованиями Российская Федерация формирует и осуществляет государственную политику в области охраны окружающей

В соответствии с деятельным законодательством административная и уголовная ответственность физ. лиц за...

Существенный пробел законодательного регулирования...

Ведущей отраслью Российской Федерации является энергетическая отрасль, охватывающая производство, передачу, сбыт и использование

Законодательство устанавливает лишь право пользования инфраструктурой СНТ. Иными нормативными правовыми актами также не...

Задать вопрос