Исследование взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 15.02.2021

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Сучилина, Ю. А. Исследование взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ / Ю. А. Сучилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 179-184. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78638/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена проблеме исследования взаимосвязи стилей детско-родительских отношений и психологической адаптации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: адаптация, ДОУ, стиль детско-родительских отношений, дошкольник.

Постановка проблемы

Дошкольное образовательное учреждение (Далее — ДОУ) несет для дошкольника функцию первого внесемейного социального института, становится первым образовательным учреждением, с каким ребенок начинает контактировать. Начало знакомства с ДОУ, время нахождения в нем для дошкольников обладает некоторыми специфичными чертами. Во-первых, это изменения во многих аспектах окружающей их действительности, среды, в которой ребенок привык находиться. Во-вторых, это преобразования в образе жизни и деятельности младшего дошкольника. Для этого изменения характерны определенные стрессовые факторы: длительное расставание с близкими взрослыми в первый раз жизни, попадание в неизвестную ребенку предметно-пространственную среду, достаточно длительная коммуникация с незнакомыми детьми и взрослыми [1].

Современные исследования доказывают, что среди родителей возрастает спрос на ранние образовательные услуги. Из этого вытекает проблема адаптации дошкольников к ДОУ. Родители заинтересованы в том, чтобы адаптация ребенка прошла безболезненно, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Увеличение возраста начала посещения дошкольного образовательного учреждения с 1,8 до 3 лет, сопровождаемое увеличением образовательной нагрузки, делают проблему адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения особенно актуальной. Будучи связанным с появлением важнейших базовых новообразований личности, возникновение которых невозможно вне социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития, дошкольный возраст — это наиболее уязвимый период развития [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в психолого-педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт по подготовке детей к поступлению в ДОУ.

Проблему адаптации к ДОУ изучали: Р. М. Айсина [1], Е. В. Барышникова [2], В. Н. Белкина [3], О. В. Богаткина [4], Т. В. Костяк [5], Г. Б. Монина [6], Ю. В. Поршнева [7], Т. Ю. Сидоркина [8], Н. В. Соколовская [9], Г. А. Урунтаева [10], О. В. Хухлаева [11].

Несмотря на большое количество научно-практических работ, посвященных решению данной проблемы, обоснованных исследований по психолого-педагогическому сопровождению адаптации к ДОУ дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений, данная проблема является актуальной.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации дошкольников к ДОУ.

Объект исследования: адаптация дошкольников к ДОУ.

Предмет исследования: взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и дошкольников к ДОУ.

Гипотеза: стиль родительского отношения оказывает влияние на степень адаптации дошкольников к ДОУ: у дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений (либеральный, индифферентный) преобладает «тяжелый», «усложненный» уровень адаптации к ДОУ.

Методология

Исследование психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений, проходило в три этапа: первый этап — поисково-подготовительный; второй этап — опытно-экспериментальный, третий этап — контрольно-обобщающий.

Методы и методики исследования:

  1. Теоретические: методы (анализ литературы, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование).
  2. Эмпирические: констатирующий, формирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам:

1) «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной).

2) «Оценка эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада» (А. Остроухова).

3) «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина).

  1. Методы количественной обработки данных: коэффициент корреляции К. Пирсона, Т-критерий Вилкоксона.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 60 детей от 3 до 4 лет.

Результаты и обсуждение

Исследование проводилось на базе детского сада № 30 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 60 детей от 3 до 4 лет.

Семьи детей, участвующих в эксперименте, полные, исследуемые дети имеют младших сестер или братьев. Воспитанием детей в основном занимаются родители, в редких случаях бабушки и дедушки. Основным видом деятельности детей группы является игра, а также другие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Дети ярко и непосредственно выражают свои чувства, они открыты для новых впечатлений и знаний. Воспитатель внимательна к детям, проявляет заботливое отношение к ним, умеет поддерживать познавательную активность и развивает самостоятельность детей.

Изучая стили воспитания родителей по методике «Стратегии семейного воспитания» (автор С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной), мы получили следующий результаты, отображенные на рисунке 1.

Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (в процентном соотношении) (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) у родителей дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения

Рис. 1. Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (в процентном соотношении) (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) у родителей дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения

Результаты исследования стиля родительского воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» (С. С. Степанов в модификации И. И. Махониной) показали, что у 28 % (17 человек) опрошенных родителей выявлен авторитетный стиль воспитания. Такие родители проявляют к детям теплоту, внимание, используют убеждение, обучают ребенка социальным навыкам, проявляют интерес к общению ребенка со сверстниками. Родители контролируют ребенка, при необходимости могут заставить делать то, что нужно, ожидая от ребенка разумного, зрелого поведения. Авторитетные родители прислушиваются к мнению ребенка и могут уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль воспитания выявлен у 47 % (28 человек) родителей, которые жестоко контролируют поведение своих детей и требуют от них строгого соблюдения правил. Сдержаны в отношениях с детьми, редко проявляют нежность, понимание и сочувствие, мнение ребенка не учитывают, при неподчинении наказывают.

У 15 % (9 человек) родителей выявлен пренебрегающий (индифферентный) стиль, при котором родители не удовлетворяют потребности и интересы ребенка, озабочены лишь собой и своими проблемами.

Снисходительный (либеральный) стиль воспитания у 10 % (6 человек), они воспринимают ребенка таким, какой он есть, не ограничивая поведение ребенка. Эмоциональная близость к ребенку может различаться от любящих и нежных до холодных и отстраненных.

На рисунке 2 представлены результаты оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова).

Результаты исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова)

Рис. 2. Результаты исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова)

На основании анализа данных исследования уровня адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике оценки эмоционального профиля дошкольников при адаптации к условиям детского сада (А. Остроухова), можно сделать следующие выводы.

Средний уровень адаптированности — 42 % (25 человек). У них наблюдаются проблемы эмоционального и социального плана, а также проблема со сном.

Легкая адаптация отмечается у 13 % (8 человек) детей, такие дети интересуются игрой со сверстниками, у них хороший аппетит, спокойный сон, эмоциональный фон положительный.

42 % (25 человек) детей имеют усложненную адаптацию, и дезадаптация наблюдается у двух детей 3 % (2 человека) от исследованной группы, имеются проблемы социального плана, нарушение сна, аппетита. Такие дети пугливы, могут проявлять агрессию к окружающим сверстникам.

Результаты степени психологической адаптации дошкольников по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» отражены на рисунке 3.

Результаты исследования психологической адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина)

Рис. 3. Результаты исследования психологической адаптации дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительского отношения по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» (Н. Д. Ватутина)

Результаты степени психологической адаптации дошкольников по методике «Оценка показателей психологической адаптации дошкольников» Н. Д. Ватутиной показали, что у 38 % (23 человека) дошкольников легкая степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 14,7 баллов.

У дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: положительное эмоциональное состояние; проявляют инициативу в социальных контактах с детьми и со взрослыми; принимают инициативу взрослого; активны, проявляют интерес в познавательной и игровой деятельности; активны при поддержке взрослого; реакция на изменение привычной ситуации: принятие.

У 18 % (11 человек) дошкольников средняя степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 12,2 балла. У этих дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: положительное эмоциональное состояние; вступают в контакт с детьми при поддержке взрослого; принимают инициативу взрослого; познавательная и игровая деятельность: проявляют интерес; активны при поддержке взрослого; реакция на изменение привычной ситуации: принятие или тревожность.

У 44 % (26 человек) дошкольников тяжелая степень психологической адаптации, их средние показатели составляют 8,2 балла. У этих дошкольников выявлены следующие особенности психологической адаптации: неустойчивое или отрицательное эмоциональное состояние; пассивны в социальных контактах с детьми; в социальных контактах со взрослыми проявляется реакция протеста, уход от контакта; пассивны в познавательной и игровой деятельности; реакция на изменение привычной ситуации: тревожность; непринятие.

Таким образом, анализируя данные исследования взаимосвязи стилей детско-родительского отношения и психологической адаптации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации можно сделать следующие выводы: дошкольники, чьи родители выбрали авторитарный, и авторитетный стиль воспитания имеют средний и легкий уровень адаптированности. Дети с трудной адаптацией и дезадаптацией, чьи родители выбрали либеральный и индифферентный стили воспитания.

Представим результаты корреляционного анализа показателей адаптации дошкольников к ДОУ, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений.

Таблица 1

Корреляционный анализ взаимосвязей показателей адаптации дошкольников к ДОУ и стилей детско-родительских отношений (метод К. Пирсона )

Стиль воспитания

Уровень адаптации

Легкая

Средняя

Усложненный

Дезадаптация

Авторитарный

0.114

-0.066

0.003

0.158

Индифферентный

0.005

-0.001

-0.134

-0.05

Либеральный

0.03

0.04

-0.099

0.008

Заключение

Получены следующие результаты: у большинства родителей, которые занимаются эмоциональным воспитанием и выбравшие авторитетный стиль, дети легко адаптировались, они здоровы, отношения со сверстниками складываются благополучно. У родителей с выявленным авторитарным стилем воспитания (неодобряющие родители) дети имеют средний уровень адаптированности.

Дети, имеющие усложненный уровень адаптации и дезадаптации, чьи родители прибегают к индифферентному и либеральному стилю, являются невмешивающимися и отвергающими родителями. Дети имеют проблемы с эмоциональным фоном, более импульсивны, не умеют выстраивать отношения со сверстниками, нарушены социальные контакты, плохо адаптируются к новым условиям.

Итак, результаты исследования взаимосвязи адаптации к ДОУ дошкольников и стилем детско-родительских отношений, свидетельствуют о том, что стиль родительского воспитания оказывает влияние на степень адаптации дошкольников к ДОУ: у дошкольников, воспитывающихся в семьях с деструктивным стилем детско-родительских отношений (либеральный, индифферентный), преобладает «тяжелый», «усложненный» уровень адаптации к ДОУ.

Гипотеза исследования доказана. Цель достигнута, задачи решены.

Литература:

  1. Айсина, Р. М. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. М. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. — 2012. — № 6 — C. 46 –51.
  2. Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Электронный ресурс] / Елена Барышникова // Концепт. — 2015. — № 03 (март). — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15066.htm. — Загл. с экрана.
  3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2012. — 236 с.
  4. Богаткина, О. В. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми [Текст]: учеб. пособие / О. В. Богаткина, Е. А. Долженко, А. А. Долженко. — Москва: Учитель, 2015. — 212 с.
  5. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Татьяна Костяк. — Москва: Академия, 2012. — 176 с.: ил.
  6. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. — Санкт-Петербург: Речь, 2012. — 238 с.
  7. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук. Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности [Текст] / Юлия Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — № 20. — С. 137–142.
  8. Сидоркина, Т. Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению [Текст]: автореферат дисс. на соискание уч. Степени канд. псх.н. / Татьяна Сидоркина. — Санкт-Петербург, 2012. — 22 с.: ил.
  9. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст]: практическое пособие / Надежда Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2011. — 188 с.: ил.
  10. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Галина Урунтаева. — Москва: Академия, 2014. — 272 с.: ил.
  11. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст]: учеб. пособие / Ольга Хухлаева. — Москва: Академия, 2013. — 184 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деструктивный стиль, детский сад, психологическая адаптация, детско-родительское отношение, дошкольник, отношение, психологическая адаптация дошкольников, родитель, семейное воспитание.


Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ...

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как...

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей...

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья, семья

ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи...

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала

В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду — это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной

• Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям — тогда адаптация ребенка...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Рисунки детей помогли нам выявить отношение ребёнка к членам семьи и семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, и какое место в семье...

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно — воспитание в детском саду, где

Ребенок быстро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны...

Установление партнерских отношений с родителями как условие...

 Период адаптации — очень серьезный этап в жизни дошкольника. У ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни.

Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

Родительское отношение понимается, в данном случае, как система разнообразных чувств и эмоций по отношению к ребенку, определенных поведенческих паттернов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его...

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания — установки и...

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ...

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог. Детско-родительская привязанность как...

Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей...

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья, семья

ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи...

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала

В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной

родитель, Ребенок, воспитание ребенка, детский сад, детско-родительский клуб, Педагог.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...

Организация успешной адаптации ребенка к детскому саду — это кропотливая, объемная работа, которая дает хороший результат лишь при совместной

• Если поменять отношение родителей к детскому саду- они станут доверять воспитателям — тогда адаптация ребенка...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Рисунки детей помогли нам выявить отношение ребёнка к членам семьи и семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, и какое место в семье...

Семья и ее роль в воспитании личности дошкольников.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно — воспитание в детском саду, где

Ребенок быстро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны...

Установление партнерских отношений с родителями как условие...

 Период адаптации — очень серьезный этап в жизни дошкольника. У ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни.

Разработать рекомендации для родителей по созданию психологического комфорта в семье в период адаптации.

Деструктивные особенности взаимодействия в системе...

Родительское отношение понимается, в данном случае, как система разнообразных чувств и эмоций по отношению к ребенку, определенных поведенческих паттернов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его...

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания — установки и...

Задать вопрос