Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Бальцер, А. В. Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения / А. В. Бальцер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78576/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, интеллект — карты, хозяйство России, предпрофильное обучение, профильное самоопределение, экологическое проектирование.

Социально-экономические преобразования, которые происходят в нашей стране, меняют организацию и содержание образования. Предпосылкой к пересмотру применения образовательных технологий является внедрение ФГОС системно-деятельностного подхода, на всех уровнях обучения. Так как системно-деятельностный подход ставит целью образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, то из всего многообразия технологий и методов нужно выбрать такие которые сделают процесс мышления обучающихся наблюдаемым. Одномерное, логическое мышление уходит в прошлое и заменяется многомерным радиантным мышлением [1] Радиантное мышление, в свою очередь помогает определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в рамках реализации проектной деятельности.

В соответствии с важностью исходного понятий проект, проектная деятельность мы провели анализ различных определений и пришли к выводу что Проект — специально организованный преподавателем совместно с обучающимися комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для обучающегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при его создании (И. М. Павлова [3], Е. С. Чеботарева [4])

Далее следовало разобраться с методикой организации проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России в рамках реализации программы дополнительного образования «Культура здоровья с основами экологического проектирования». Новые для школьников аспекты содержания раздела «Хозяйство» тесно связаны с жизнью, с социальными, экономическими, политическими, межнациональными проблемами, существующими в стране и в регионе проживания обучающихся. Следовательно, для обеспечения устойчивого развития хозяйства нашей страны необходимо уделить особое внимание экологическим аспектам, а именно экологическому проектированию. Экологическое проектирование — новая наука, изучающая объединение экологии и проектирования, связанная с дизайном, мониторингом и строительством экосистем. Раздел Хозяйство России был включен в дополнительную общеразвивающую программу, где освещалось решение экологических проблем своей местности средствами экологического проектирования. Обучающиеся в ходе реализации программы выполняли различного рода проекты такие как:

  1. Раздельный сбор мусора
  2. Участвовали в акции «Новая жизнь использованных вещей»
  3. Проектировали совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Отвечая на вопросы «Как эффективно организовать проектную деятельность и научить ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный пласт информации?» и «Как определить готовность обучающегося к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей?» я обратилась к системно — деятельностному подходу и методике составления интеллект-карт. Данная методика была разработана Тони Бьюзеном, британским психологом и получила дальнейшее развитие в трудах Михаила Евгеньевича Бершадского, профессора кафедры развития и образования академии минпросвещения России, одним из авторов концепции «Школа будущего», считавшим, что «многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми» [2]. Именно метод интеллект-карт, который основан на графической передаче комплекса ассоциаций, является эффективным инструментом для наблюдения за мышлением обучающегося. Данный метод позволяет: «глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с обучающимися в образовательном процессе»

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Еткульская СОШ» Еткульского района Челябинской области на занятиях дополнительного образования естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования»

При проведении эксперимента выделялись следующие этапы:

  1. Констатирующий эксперимент. Цель — выявления обучающихся расположенных к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей
  2. Формирующий эксперимент. Цель — подтверждение эффективности использования интеллект карт для формирования высокого уровня готовности обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

В начале эксперимента, с целью изучения профессиональных интересов, обучающихся 9-ых классов, был проведен тест, в результате проверки, которого были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Затем для достоверности и чистоты эксперимента я разделила обучающихся на две группы — экспериментальная и контрольная. В контрольной группе занятия с использованием интеллект карт не проводились, готовность обучающихся к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей формировалась стихийно. В экспериментальной группе преподавание осуществлялось с использованием интеллект карт. Методы исследования, использованные при проведении эксперимента: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа. В констатирующем эксперименте использовалась методика «Профиль» [1]

Таблица 1

Распределение обучающихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента

физика и математика

география и биология

радиотехника и электроника

механика и конструирование

химия и медицина

литература и искусство

история и политика

педагогика и медицина

предпринимательство и домоводство

спорт и военное дело

ВСЕГО ОБУЧАЮЩИХСЯ

4

25

4

2

8

5

5

2

11

9

74

Таким образом, получаем следующие данные: 25 обучающихся имеют выраженный интерес к биологии и географии, что составляет 32 % от общего числа всех учеников. Такие данные говорят о том, что большее количество обучающихся может продолжить образование в старшей школе по естественнонаучному и гуманитарному профилям.

Рис. 1

Но выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является не достаточным условием для выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.

В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены обучающиеся с выраженным интересом к биологии и географии. Как уже было сказано выше, эти обучающиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.

В начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование обучающихся по анкете профильной ориентации [1] и в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 2

Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

2

1

3

18

12

Таблица 3

Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

3

5

15

15

Исходный уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Исходный уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание дополнительной — общеразвивающей программы естественнонаучной и гуманитарной направленности «Культура здоровья человека с основами экологического проектирования» с использованием интеллект карт для формирования готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

В конце формирующего этапа эксперимента обучающиеся проводили самооценку уровня готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей по методике, представленной в методическом пособии [1].

Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 4

Распределение обучающихся контрольной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

2

1

3

18

12

Таблица 5

Распределение обучающихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору естественнонаучного профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

18

12

6

1

0

Итоговый уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Рис. 3. Итоговый уровень готовности к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

На рис. 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения обучающихся 9-х классов, на диаграмме 3 — итогового.

Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору естественнонаучного профиля обучения существенно вырос. Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения занятия с использование интеллект карт для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору естественнонаучного и гуманитарного профилей.

Литература:

  1. Бальцер А. В. Использование интеллект карт в проектной деятельности обучающихся основной школы для определения готовности к выбору естественнонаучного профиля. Методическое пособие, МБОУ «Еткульская СОШ», Еткуль — 26с.
  2. Бершадский М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. 2012. № 6. С. 203–212.
  3. Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: дисс. … канд. пед. наук. — М.: Московский государственный педагогический университет, 2007.
  4. Чеботарева Е. С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: авт. реф. дис.... канд. пед. наук. — Курск, 2010. — 26 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарный профиль, формирующий этап эксперимента, экологическое проектирование, экспериментальная группа, выбор, высокий уровень, интеллект карт, проектная деятельность, распределение обучающихся, уровень.


Ключевые слова

проектная деятельность, проект, профильное самоопределение, интеллект — карты, хозяйство России, предпрофильное обучение, экологическое проектирование

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Сформированность таких групп компетенций, как: компетенции проектирования развития и

Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому...

Промежуточный этап предполагал проверку уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности через год в

Самые существенные изменения произошли в первой экспериментальной группе, где 25 % обучающихся перешли на более высокий...

Критериально-диагностический аппарат и результаты...

На стадиях констатирующего и формирующего эксперимента выявлены уровни

Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных

Проектная творческая деятельность учащихся экспериментальной группы организована и...

Формирование знаний второклассников о ядовитых растениях...

В экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень показали 0 % второклассников и уровень выше среднего 9 % учащихся. 78 % учеников второго класса показали низкий уровень. После проведённого эксперимента результаты изменились...

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие...

Переживая этап основательного методологического переоснащения и переосмысления, проектирование все глубже проникает во все гуманитарные отрасли научного знания как технология современной культуры и как основа для создания инновационных систем...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Библиографическое описание: Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная...

Проект как средство экологического образования младших...

Формирующий этап педагогического эксперимента состоял в применении комплекса проектов экологической направленности, обеспечивающих повышение уровня экологического образования учащихся начальных классов. В данном этапе эксперимента приняли участие...

К вопросу об организации проектной деятельности учащихся при...

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, этапы проектной деятельности.

Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) является

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Проектирование развивающей образовательной среды...

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

- какие конкретные изменения должны произойти в школе? - как обеспечить достижение трёх групп образовательных результатов?

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Библиографическое описание: Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как

Сформированность таких групп компетенций, как: компетенции проектирования развития и

Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому...

Промежуточный этап предполагал проверку уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности через год в

Самые существенные изменения произошли в первой экспериментальной группе, где 25 % обучающихся перешли на более высокий...

Критериально-диагностический аппарат и результаты...

На стадиях констатирующего и формирующего эксперимента выявлены уровни

Экспериментальная группа (79 человек) — учащиеся 7–10 классов общеобразовательных

Проектная творческая деятельность учащихся экспериментальной группы организована и...

Формирование знаний второклассников о ядовитых растениях...

В экспериментальном классе на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень показали 0 % второклассников и уровень выше среднего 9 % учащихся. 78 % учеников второго класса показали низкий уровень. После проведённого эксперимента результаты изменились...

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие...

Переживая этап основательного методологического переоснащения и переосмысления, проектирование все глубже проникает во все гуманитарные отрасли научного знания как технология современной культуры и как основа для создания инновационных систем...

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Библиографическое описание: Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная...

Проект как средство экологического образования младших...

Формирующий этап педагогического эксперимента состоял в применении комплекса проектов экологической направленности, обеспечивающих повышение уровня экологического образования учащихся начальных классов. В данном этапе эксперимента приняли участие...

К вопросу об организации проектной деятельности учащихся при...

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, этапы проектной деятельности.

Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) является

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Проектирование развивающей образовательной среды...

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

- какие конкретные изменения должны произойти в школе? - как обеспечить достижение трёх групп образовательных результатов?

Задать вопрос