Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 10.02.2021

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, Н. В. Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов / Н. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 193-194. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78554/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.

Ключевые слова: зрелость, социально-психологические факторы зрелости, личностная зрелость, юношество.

Возраст студентов — период активного профессионального развития личности. В этот период юноши и девушки определяются с выбором будущей профессии, строят свои планы на будущую жизнь. При этом их планы касаются не только профессионального развития и роста, они также задумываются о семье. Подобный процесс самоопределения и самореализации требует от студентов определенного уровня сформированности тех или иных психических процессов, а также психологических характеристик личности.

Можно говорить о том, что возраст студенчества ответственен за формирование социально-психологических аспектов зрелости личности.

В рамках изучения социально-психологических аспектов зрелости студентов в литературе можно встретить много научных работ.

Так, в работах Е. Г. Каменевой и Н. В. Шрамко раскрывается содержание понятия «социальная зрелость личности», под которой понимается интегральное качество личности, которое необходимо для полноценного функционирования и жизнедеятельности в обществе.

В работах М. А. Емельяновой, А. О. Кошелевой и др. определена психолого-педагогическая специфика образовательного процесса, профессиональной подготовки, входе которых происходит формирование, развитие социальной зрелости личности.

Согласно возрастной периодизации, к концу позднего юношеского периода начинает развиваться и формироваться личностная зрелость студентов. Для данного возрастного этапа характерно формирование ведущих мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Кроме этого, в этом возрасте отмечается стремление личности к саморазвитию, к самосовершенствованию в различных областях (интеллектуальной, творческой).

Таким образом, мы можем говорить, что период студенчества является сенситивным в развитии личностных качеств. В результате благоприятного завершения данного возрастного этапа личность приобретает внутреннее единство с собой, она осознает связи внутренних и внешних событий. Кроме этого, у личности формируется целостное поведение, умение соотносить свои поступки с общепринятыми нормами.

В исследованиях О. В. Горбуновой зрелость личности студентов рассматривается сквозь призму временной перспективы, которая выступает в качестве социально ценного качества личностной зрелости, так как играет важную роль в установлении основы автономии личности.

Помимо вышеописанных характеристик и процессов, важным аспектом становления личностной зрелости является рассмотрение личности в пространстве событийной общности.

Как мы отмечали ранее, в студенческом возрасте человек стремится найти свое место в профессиональной области, в области создания семьи и т. п. Помимо этого, для данного возрастного этапа характерно формирование и развитие потребности в поиске и осознании смысла жизни. То есть, мы можем говорить, что юноши и девушки испытывают потребность в определении своих смысложизненных ориентаций, ценностных ориентаций, своих ценностей и целей в жизни.

Более того, в этот период отмечается изменение/смена различных компонентов Я-концепции. Следствием этого может являться осознание разницы между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Таким образом, мы можем говорить о формировании нового уровня самосознания личности. На этом уровне происходят изменения в отношении к себе: осуществляется переход от частных самооценок к общей самооценке, которая носит целостный характер, автономный от внешних стимулов. Кроме этого, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть реальная самооценка начинает основываться на координации поведения, собственных взглядов, убеждений и результатов деятельности.

В работах Л. В. Клочковой описаны уровни личностной зрелости: оптимальный, допустимый, критический. У некоторых ранняя взрослость совпадает с периодом студенчества. Если студент совмещает учебу и работу, то у него меняется и социальный статус. В рамках качественных изменений личности в этот период также могут проявляться противоречия между сущностью нового социального статуса личности, который обуславливает повышение стремления к автономии и постоянным чувством несвободы, связанное с невозможностью формировать свою внутреннюю позицию взрослого человека.

Таким образом, подводя итог, можно выделить ряд социально-психологических факторов, влияющих на степень зрелости личности студента.

Во-первых, это формирование устойчивого самосознания и стабильность «образа Я», изменение характера самооценки.

Во-вторых, формирование индивидуального жизненного стиля, осмысление собственной жизни.

Кроме этого, можно говорить об изменении социального статуса, его принятии. К факторам социально-психологической зрелости личности можно отнести стремление к профессиональному самоопределению, самовыражению, саморазвитию.

Также к факторам можно отнести формирование системы ценностных и смысложизненных ориентаций.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев, — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 288 с.
  2. Каменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: Дис. … канд. псих. наук, Оренбург, 2004. — 184 с.
  3. Клочкова Л. В. Развитие личностной зрелости студентов во взаимодействии с преподавателями в образовательном процессе вуза: Дис. … на соиск.уч.степ. канд. псих. Наук, Пятигорск, 2016 г.
  4. Клочкова Л. В. Структура и функции личностной зрелости /Л. В. Клочкова // Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону: материалы XV научно-технической конференции. — Ставрополь, 2011. — Т. 2. — С. 73–75
  5. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон, — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная зрелость, возрастной этап, период студенчества, работа, социальный статус, студенческий возраст, формирование.


Ключевые слова

юношество, зрелость, личностная зрелость, социально-психологические факторы зрелости

Похожие статьи

Формирование социально-психологической зрелости в период...

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества. Автор: Кравцова Нина Владимировна.

Социально-психологическая зрелость студентов представляет собой готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность...

Возрастные особенности развития личности студента как...

Студенческий возраст как этап развития является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека. Учебная деятельность, характеризующая студенческий этап развития, предполагает максимальное включение личности в различные...

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни. В юношеском возрасте выделяются следующие...

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Исследование социально-психологической зрелости студентов осуществлялось при

Для исследования мотивационного компонента личностной зрелости мы использовали методику

Для исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов нами была...

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность, возможность, социальная зрелость, общественная деятельность, волонтерская деятельность, личность, развитие. Социально-психологические аспекты развития...

Возрастно-психологические особенности познавательных функций...

Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. [2]. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период...

Студенчество как отдельная возрастная и социально-психологическая категория выделена в науке сравнительно недавно — в 1960-х годах.

Характерная черта развития нравственности в студенческом возрасте, опосредуется усилением сознательных мотивов в поведения.

Особенности развития личности в юношеском возрасте...

Ключевые слова: юность, развитие, развитие личности, социализация, индивидуализация. Период становления взрослого человека проходит несколько стадий, захватывая и отрочество и юношество. На каждом из возрастных этапов есть свои новообразования, социальная...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность, возможность, социальная зрелость, общественная

Социально-психологические аспекты развития... ориентация, юношеский возраст, ценность, Ценностная ориентация личности...

Похожие статьи

Формирование социально-психологической зрелости в период...

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества. Автор: Кравцова Нина Владимировна.

Социально-психологическая зрелость студентов представляет собой готовность и способность осуществлять профессиональную деятельность...

Возрастные особенности развития личности студента как...

Студенческий возраст как этап развития является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека. Учебная деятельность, характеризующая студенческий этап развития, предполагает максимальное включение личности в различные...

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни. В юношеском возрасте выделяются следующие...

Анализ данных эмпирического исследования особенностей...

Исследование социально-психологической зрелости студентов осуществлялось при

Для исследования мотивационного компонента личностной зрелости мы использовали методику

Для исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов нами была...

Личностное становление в юношеском возрасте через участие...

добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность, возможность, социальная зрелость, общественная деятельность, волонтерская деятельность, личность, развитие. Социально-психологические аспекты развития...

Возрастно-психологические особенности познавательных функций...

Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. [2]. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском...

Отношение к стрессу: стрессогенные факторы в период...

Студенчество как отдельная возрастная и социально-психологическая категория выделена в науке сравнительно недавно — в 1960-х годах.

Характерная черта развития нравственности в студенческом возрасте, опосредуется усилением сознательных мотивов в поведения.

Особенности развития личности в юношеском возрасте...

Ключевые слова: юность, развитие, развитие личности, социализация, индивидуализация. Период становления взрослого человека проходит несколько стадий, захватывая и отрочество и юношество. На каждом из возрастных этапов есть свои новообразования, социальная...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

добровольческая деятельность, юношеский возраст, возрастной период, юность, возможность, социальная зрелость, общественная

Социально-психологические аспекты развития... ориентация, юношеский возраст, ценность, Ценностная ориентация личности...

Задать вопрос