Электрический расчет непрерывно перемещающейся нагрузки в MatLab/Simulink | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гречишников, В. А. Электрический расчет непрерывно перемещающейся нагрузки в MatLab/Simulink / В. А. Гречишников, Я. В. Бредихин, М. Н. Петрова, Р. В. Кокушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78427/ (дата обращения: 05.05.2024).



Расчет систем тягового электроснабжения является основной задачей проектирования электрифицированных железных дорог. Выбор количества питающих линий, уставок защит, силового оборудования тяговых подстанций и линий обратного тока основывается на расчетных токах нормального режима нагрузки с различной парностью движения и режимов короткого замыкания. Производство необходимых расчетов выполняется, на современном этапе, на основе компьютерной модели проектируемого участка.

MatLab/Simulink является одной из наиболее удобных и эффективных программ для инженерных расчетов и может быть использован для моделирования систем тягового электроснабжения, так как включает в себя большой набор расчетных методов, обширную библиотеку силовых электротехнических элементов и имеет возможность создания сложных моделей.

Задачи

Первичными данными для проектирования являются параметры электрифицированного участка (длина участка, эквивалентный уклон, внутреннее сопротивление тяговой подстанции, напряжение холостого хода подстанции, мощность или ток короткого замыкания на вводах, пикетаж объектов электроснабжения и остановочных пунктов, тип и масса подвижного состава, марки тяговых трансформаторов, преобразовательных агрегатов, фидеров, отсосов и т. д.) и система тока.

Тяговый расчет электроподвижного состава.

На основе данных, указанных выше, производится тяговый расчет, в ходе которого определяются зависимости тока ЭПС и его скорости от времени хода по участку. Пример результатов упрощенного тягового расчета представлен на рисунке 1.

Результаты упрощенного тягового расчета

Рис. 1. Результаты упрощенного тягового расчета

Далее составляется схема замещения системы тягового электроснабжения (см. рис. 2) в которую входят: система внешнего электроснабжения, модели тяговой подстанции, линии контактной сети, рельсовой цепи и электроподвижного состава с исполненным тяговым расчетом.

Представление схемы замещения СТЭ в виде виртуальной модели, выполненной в среде Matlab/Simulink

Рис. 2. Представление схемы замещения СТЭ в виде виртуальной модели, выполненной в среде Matlab/Simulink

Блочная структура модели:

1) Внешнее электроснабжение

a) Электростанции — первичные источники напряжения (110 кВ переменного тока).

b) Линии электропередач (ЛЭП) — система проводов, выполняющая функцию передачи электроэнергии на расстояние.

2) Тяговые подстанции

3) Контактная сеть

4) Электроподвижной состав

5) Вспомогательные блоки

a) Блоки контактов контактной сети и рельса (на модели node) — устанавливают электрическое соединение между контактной сетью и ЭПС.

b) Блок Тяговый расчет

c) Блок Измерения — измерительные приборы для мониторинга тока и напряжения на токоприемнике ЭПС.

При моделировании контактной сети и ЭПС в электрической схеме замещения возникает сложность, обусловленная тем, что в специализированной библиотеке SimPowerSystems MatLab/Simulink нет блоков, моделирующих перемещающуюся нагрузку, которой является ЭПС.

Решение данной проблемы

Эту задачу необходимо разделить на две подзадачи: движение по участку без узлов в схеме замещения и переход с одной зоны питания на другую.

Первая подзадача:

Контактная сеть имеет погонное сопротивление, следовательно, сопротивление от узла схемы до движущегося ЭПС будет изменяться. Изменение этого сопротивления и будет моделировать “движение” ЭПС от одного узла к другому. В качестве узлов схемы могут выступать точки присоединения тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения и т. д. к контактной сети.

Запишем уравнение, которое описывает изменение тока в элементе контактной сети в зависимости от напряжения на этом элементе, в виде:

где — погонное активное сопротивление контактной сети (Ом/км),

— погонное индуктивное сопротивление контактной сети (Гн/км),

— комплексное погонное сопротивление контактной сети (Ом/км).

Эту формулу реализуем в MatLab/Simulink следующим образом:

Реализация изменения сопротивления в блоке контактной сети

Рис. 3. Реализация изменения сопротивления в блоке контактной сети

Координата S (см. рис. 3), приходящая из блока ЭПС умножается на погонное сопротивление контактной сети, что дает полное сопротивление от узла слева до текущего положения ЭПС. С помощью вольтметра (блок Voltage Measurement) снимается напряжение на элементе контактной сети, а с помощью блока Divide производится деление на полное сопротивление. В ходе деления получаем значение тока, которое поступает на Controlled Current Source.

Реализация уменьшающегося сопротивления в блоке контактной сети

Рис. 4. Реализация уменьшающегося сопротивления в блоке контактной сети

В еще одном блоке контактной сети реализуется уменьшающееся сопротивление от ЭПС до узла справа.

Вторая подзадача:

При переходе с одной питающей зоны на другую, схема электроснабжения кардинально меняется. Поэтому для непрерывного моделирования необходимо создать возможность для автоматического переключения ЭПС на другую зону питания (см. на рис. 5).

Блок MATLAB Function (см. рис. 6) создает массив, размерность которого определяется количеством межподстанционных зон (количество тп -1) и определяет состояние переключателей.

Если координата поезда больше или равна координате второй подстанции и меньше или равна координате третьей подстанции, то в первую ячейку подстанции записывается 0, а во вторую 1.

Скрипт блока управления

Рис. 5. Скрипт блока управления

Блок управления и блок контакторов

Рис. 6. Блок управления и блок контакторов

С помощью блока Demux сигнал отправляется на выключатели Breaker, которые подключаются при помощи блока Neutral к определенному участку контактной сети. Минус всегда подключен к node 0-рельсу.

На предложенной модели были выполнены расчеты и получены зависимости токов подстанций и напряжений на токоприемнике ЭПС от времени (см. рис.7).

Осциллограммы напряжения на токоприемнике и тока электровоза

Рис. 7. Осциллограммы напряжения на токоприемнике и тока электровоза

Проверка корректности выполненных вычислений

Чтобы удостовериться в грамотном выполнении вычислений, алгебраически сложим все токи тяговых подстанций, при верных вычислениях, их сумма должна быть равна току ЭПС.

Проверка корректности вычислений с помощью осциллограмм токов тяговых подстанций и тока ЭПС

Рис. 8. Проверка корректности вычислений с помощью осциллограмм токов тяговых подстанций и тока ЭПС

Как видно из графика (см. рис. 8), алгебраическая сумма токов тяговых подстанций равна току ЭПС, это свидетельствует корректности результатов, полученных в результате моделирования.

Вывод

Таким образом, в ходе исследований была реализована модель, учитывающая перемещающуюся переменную нагрузку. На основании предложенной модели была решена задача, как разработка расчёта СТЭ с учетом непрерывного перемещения ЭПС по проектируемому участку. Результаты моделирования корректны, что подтверждено в конце вычислений проверкой графическим методом.

Основные термины (генерируются автоматически): контактная сеть, блок, помощь блока, тяговое электроснабжение, Тяговый расчет, Электроподвижной состав, Внешнее электроснабжение, погонное сопротивление, полное сопротивление, упрощенный тяговый расчет.


Похожие статьи

Создание единой модели системы тягового и внешнего...

 Расчет систем тягового электроснабжения является основной задачей проектирования

– Система внешнего ЭС. – Система тягового электроснабжения с моделью ТП.

С помощью этого блока будет моделироваться электростанция. На выходе этого блока получается...

Повышение эффективности электрифицированного...

Для увеличения эффективности системы электроснабжения необходимо свести эти потери к

Повысить качество тягового электроснабжения железных дорог можно за счёт внедрения

Расчеты показали, что для выполнения всех заявленных функций на участках ж. д., где...

Потери электроэнергии в тяговой сети: причины их возникновения...

Так, тяговая сеть железной дороги имеет большое количество нагрузок индуктивного

Помимо падения напряжения от наличия реактивных сопротивлений, которые, как указано выше

Повышение номинального напряжения в тяговой сети для уменьшения рабочих токов и...

Определение тягового сопротивления почвообрабатывающей...

Определение тягового сопротивления почвообрабатывающей машины. С учетом выше приведенных расчетов, тяговое сопротивление УКПА-2,4 для глубокого рыхления почвы (при твердости почвы , площадь фронтальной проекции рабочих органов , скорости движения ) равно

Разработка структурной схемы и алгоритма функционирования...

Тяговая батарея служит источником энергии для электропривода. Она включает в себя комплект аккумуляторных батарей. Внешнее управление — внешняя по отношению к электроприводу система управления более высокого уровня, поставляющая необходимую для...

Некоторое сравнение систем электроснабжения постоянного...

 Исторически первой появилась система тягового электроснабжения постоянного тока.

Для электроснабжения современного высокоскоростного движения тяжелая контактная сеть

Следующим достоинством можно назвать равномерную загрузку фаз внешней системы...

Расчет эффективности применения накопителей электрической...

КПД электрической передачи тепловоза; КПД тяговых электродвигателей.

При любой конструкции и схеме электроподвижного состава должна быть предусмотрена его работа в

...МПЗ предусмотрено оборудование тепловоза внешней силовой розеткой Р и установка в.

Выбор системы возбуждения тяговых электрических двигателей...

Выполним расчет следующих вариантов работы системы возбуждения тяговых

Результаты расчета тяговых характеристик при работе системы независимого возбуждения с

Системы управления электрическим подвижным составом постоянного тока: методические указания к...

Похожие статьи

Создание единой модели системы тягового и внешнего...

 Расчет систем тягового электроснабжения является основной задачей проектирования

– Система внешнего ЭС. – Система тягового электроснабжения с моделью ТП.

С помощью этого блока будет моделироваться электростанция. На выходе этого блока получается...

Повышение эффективности электрифицированного...

Для увеличения эффективности системы электроснабжения необходимо свести эти потери к

Повысить качество тягового электроснабжения железных дорог можно за счёт внедрения

Расчеты показали, что для выполнения всех заявленных функций на участках ж. д., где...

Потери электроэнергии в тяговой сети: причины их возникновения...

Так, тяговая сеть железной дороги имеет большое количество нагрузок индуктивного

Помимо падения напряжения от наличия реактивных сопротивлений, которые, как указано выше

Повышение номинального напряжения в тяговой сети для уменьшения рабочих токов и...

Определение тягового сопротивления почвообрабатывающей...

Определение тягового сопротивления почвообрабатывающей машины. С учетом выше приведенных расчетов, тяговое сопротивление УКПА-2,4 для глубокого рыхления почвы (при твердости почвы , площадь фронтальной проекции рабочих органов , скорости движения ) равно

Разработка структурной схемы и алгоритма функционирования...

Тяговая батарея служит источником энергии для электропривода. Она включает в себя комплект аккумуляторных батарей. Внешнее управление — внешняя по отношению к электроприводу система управления более высокого уровня, поставляющая необходимую для...

Некоторое сравнение систем электроснабжения постоянного...

 Исторически первой появилась система тягового электроснабжения постоянного тока.

Для электроснабжения современного высокоскоростного движения тяжелая контактная сеть

Следующим достоинством можно назвать равномерную загрузку фаз внешней системы...

Расчет эффективности применения накопителей электрической...

КПД электрической передачи тепловоза; КПД тяговых электродвигателей.

При любой конструкции и схеме электроподвижного состава должна быть предусмотрена его работа в

...МПЗ предусмотрено оборудование тепловоза внешней силовой розеткой Р и установка в.

Выбор системы возбуждения тяговых электрических двигателей...

Выполним расчет следующих вариантов работы системы возбуждения тяговых

Результаты расчета тяговых характеристик при работе системы независимого возбуждения с

Системы управления электрическим подвижным составом постоянного тока: методические указания к...

Задать вопрос