Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Чвирова, А. А. Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов / А. А. Чвирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78351/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, социальная идентичность.

Профессиональная идентичность представляет собой одну из самых перспективных областей исследования современной психологии. Проблема идентичности является актуальной в контексте реализации профессионального потенциала, так как профессиональная деятельность играет значительную роль в жизни каждого человека. В процессе совершенствования в своей профессиональной деятельности человек приобретает сформировавшиеся личностные установки и образования.

Актуальность проблемы исследования профессиональной идентичности студентов-психологов обусловлена первостепенной важностью профессиональной подготовки и всестороннего развития психологов на различных этапах профессионального становления. Исходя из результатов исследования А. Ф. Бондаренко, профессиональная подготовка психологов обладает рядом проблем и противоречий [2]. Учёный утверждает, что проблематична и профессиональная идентичность психологов. Данная проблема связана, в первую очередь, с расширением спектра психологических услуг, востребованных в современном мире, что неизбежно приводит к появлению задачи рационализации целевого представления о специалисте-психологе как результату подготовки высшего профессионального психологического учебного заведения. Кроме того, в процессе обучения в вузе происходит трансформация имеющихся личностных установок, формирование образа «я-профессионал», определение целей и задач будущей профессиональной деятельности.

Исходя из положений Л. Б. Шнейдер, идентичность — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [4]. В свою очередь, изучение профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, осуществляет, во-первых − обоснование сущности и динамики профессиональной идентичности, реконструируемой в пространстве самоопределения, самоорганизации и персонализации; во-вторых — эксплицирование психологической природы идентичности в перспективе «Профессия» (Дело), «Личность» (Образ Я), «Другие» (Профессиональное сообщество); в-третьих − обоснование сущности профессиональной идентичности как феномена, в котором дело и характер людей взаимодействовали бы таким образом, что итог жизни являлся бы результатом развития личности специалиста. Следовательно, профессиональная идентичность — это набор характеристик, позволяющих реализовывать личный профессиональный потенциал, совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность в определенной области, что является одной из важнейших задач профессионального развития человека.

Одним из наиболее важных факторов становления мира профессии и профессиональной идентичности является усвоение норм и ценностей профессии, включение их в смысловую сферу личности. Так, профессиональное самоопределение тесно связано с развитием смыслового пространства личности, наполнением семантики профессионального бытия. В процессе профессионального самоопределения личность определяет дальнейшие пути профессионального развития, предполагает результаты своей учебно-профессиональной деятельности, формирует цели и установки относительно будущей профессии.

Согласно Н. Л. Ивановой, существует ряд трудностей изучения профессиональной идентичности, заключающихся в следующем: с одной стороны, профессиональная идентичность представляет собой личностное образование, с другой — непосредственно связана с членством в определённой группе людей, а именно — профессиональная группа, коллектив и др. [2]. В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием определённой системы ценностей. В течение профессионального становления человек идентифицирует себя с людьми, подобными себе, зачастую с теми представителями своей профессии, которые владеют теми или иными профессиональными качествами. Кроме того, человек может идентифицировать себя с самим собой как профессионалом на определённых стадиях развития. Из этого следует, что профессиональная идентичность в континууме «личностный — социальный» близка скорее социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности, такими как самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности и т. д.

В период обучения в вузе становление профессиональной идентичности испытывает два воздействия: организующее и активизирующее, что соответствует двум обозначенным задачам: познавательным (учебным) и личностным. Профессиональная идентичность практических психологов заключается в экзистенциальном и функциональном слиянии, соответствии человека и профессии. Исходя из положений К. А. Абульхановой-Славской, личность будущего психолога неизбежно столкнётся с проблемой «соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую она решает в комплексе с другими проблемами» [3]. Кроме того, профессиональная идентичность определяется такими аспектами, как мотивация достижения и избегания неудачи, ценностными ориентациями, отношением к затруднительным, неопределённым ситуациям, неопределённости в целом, а также элементами социальной идентичности. Личность в контексте профессиональной подготовки воспроизводит формируемые представления о будущей профессии, осуществляет профессиональное самоопределение.

Рационализацию профессиональной подготовки студентов-психологов, формирование их профессиональной идентичности можно рассматривать не как изменение содержания обучения, а как совершенствование его качества, увеличение спектра возможностей, содержания образования. Исследование функционального образа «Я», процесса становления профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе способствует устранению несовершенств, активизирует поиск новых ориентиров, целей и возможностей современного образования. Таким образом, исследование аспектов профессиональной идентичности студентов-психологов способствует повышению профессиональной подготовки будущих специалистов, что положительным образом скажется на уровне профессионализма практикующих психологов.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — 1-е изд. — Москва: Мысль, 1991. — 299 c. — Текст: непосредственный.
  2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. — 1-е изд. — Киев: Укртехпресс, 1997. — 215 c. — Текст: непосредственный.
  3. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н. Л. Иванова. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2008. — № 1. — С. 89–99.
  4. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: монография / Л. Б. Шнейдер. — 1-е изд. — Москва: МОСУ, 2002. — 256 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная идентичность, профессиональная идентичность студентов-психологов, профессиональное самоопределение, социальная идентичность, будущая профессия, период обучения, профессиональная подготовка, процесс обучения.


Похожие статьи

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характеристик...

Исследование профессионального самоопределения...

В процессе профессионального становления, меняется и профессиональное самосознание.

Объектом нашего исследования является профессиональное развитие студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе, а предметом — тренинг как форма...

Профессиональная идентичность как основной элемент...

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение. К проблеме формирования профессионального самосознания...

Феномен профессиональной самоидентификации

В статье рассматривается феномен профессиональной самоидентификации. Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная идентичность, профессиональная компетентность, профессиональная самоидентификация.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по... Процесс становления профессиональной идентичности не останавливается на выборе профессии или на окончании обучения на. идентичность...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

По мнению некоторых исследователей, профессиональная идентичность студентов — это самостоятельный психологический феномен. Профессиональная идентичность студентов– это результат целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной...

Психологические проблемы личностного и профессионального...

Профессиональная идентичность – это не только осознание своей тождественности с профессией и профессиональной общностью, но и её оценка, на основе которой складывается профессиональный образ «Я»[3, с.8]. Действительно, осознание своей принадлежности к...

Особенности профессионального обучения...

Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также...

Похожие статьи

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характеристик...

Исследование профессионального самоопределения...

В процессе профессионального становления, меняется и профессиональное самосознание.

Объектом нашего исследования является профессиональное развитие студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе, а предметом — тренинг как форма...

Профессиональная идентичность как основной элемент...

Профессиональная идентичность как комплексное, интегративное понятие исследовалось многими учеными (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков).

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение. К проблеме формирования профессионального самосознания...

Феномен профессиональной самоидентификации

В статье рассматривается феномен профессиональной самоидентификации. Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная идентичность, профессиональная компетентность, профессиональная самоидентификация.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по... Процесс становления профессиональной идентичности не останавливается на выборе профессии или на окончании обучения на. идентичность...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по...

По мнению некоторых исследователей, профессиональная идентичность студентов — это самостоятельный психологический феномен. Профессиональная идентичность студентов– это результат целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной...

Психологические проблемы личностного и профессионального...

Профессиональная идентичность – это не только осознание своей тождественности с профессией и профессиональной общностью, но и её оценка, на основе которой складывается профессиональный образ «Я»[3, с.8]. Действительно, осознание своей принадлежности к...

Особенности профессионального обучения...

Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также...

Задать вопрос