Особенности законодательного регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, А. А. Особенности законодательного регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг. / А. А. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78332/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматриваются особенности правового регулирования и правовой режим эмиссии ценных бумаг, анализируются изменения в российском законодательстве в сфере обращения корпоративных ценных бумаг, рассматриваются основные проблемы и перспективы развития законодательства в сфере эмиссии ценных бумаг.

Ключевые слова: инвестор, корпоративная ценная бумага, выпуск ценных бумаг, эмиссия, эмитент, государственная регистрация эмиссии.

The article deals with the peculiarities of legal regulation and legal regime of securities issue, analyzes changes in Russian legislation in the sphere of corporate securities circulation, considers the main problems and prospects for the development of legislation in the sphere of securities issue.

Key words: investor, corporate security, issue of securities, issue, issuer, state registration of the issue.

Одним из особенно частых и результативных способов привлечения внимания потенциальных инвесторов в области рынка ценных бумаг заключается в выпуске обществом новых ценных бумаг, такой процесс носит название эмиссия [11]. Корпоративные ценные бумаги распределяются обычно среди большого круга заинтересованных юридических и физических лиц, что влечет к увеличенному и привлекательному размеру финансирования, а также в свою очередь объясняет желание предполагаемых владельцев иметь высокую степень правовой защиты своих финансов активов.

Отличием ценных бумаг, изданных методом проведения эмиссии, от иных разновидностей бумаг, является тот факт, что эмиссионные бумаги размещаются отдельными выпусками и каждый выпуск обладает равными правами и особенностями их реализации, что подтверждает Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»(далее — Закон о рынке ценных бумаг). Процедура выпуска ценных бумаг должна пройти государственную регистрацию [6]. Этапность вышеуказанной процедуры отличается наличием определенных нюансов и достаточной сложностью. Участниками этого мероприятия являются эмитент, государственные, инвесторы, а также иные лица, задействованные в данном процессе, такие как поручители и аудиторы.

Мероприятия по выпуску ценных бумаг обозначены несколькими этапами [4], которые я освещу в довольно подробной степени в этой публикации. В соответствии с принятым решением организации о выпуске ценных бумаг — первоначальный и очень значимый этап, который содержит полностью сформированный перечень информации и критериев, применяемых к данному процессу, и составляет его стартовую ступень. Список сведений, отраженных в решении о размещении, установлен на законодательном уровне, кроме того, состав сведений должен быть определен внутренними нормативными документами компании. Утверждение решения о выпуске ценных бумаг — второй этап процедуры выпуска, который, как правило, принимается высшим органом компании. Этот документ содержит значительный пласт информации, необходимой для закрепления прав, предоставляемых будущему инвестору и должен быть зарегистрирован уполномоченным органом. Требования к содержанию, оформлению и сроках в части регистрации решения о выпуске закреплены законодательством Российской Федерации [6]. Только по завершению данного процесса эмитент вправе приступить к подаче рекламы в официальных источниках и запустить операции по размещению бумаг. Все необходимые сведения (информация) отражены в Положении № 706-П [4].

Так, до начала действия новых изменений в Закон о рынке ценных бумаг в 2018 году при размещении бумаг в отношении инвесторов в количестве более пятисот, официализация выпуска была сопряжена с государственной регистрацией проспекта ценных бумаг (3-я ступень выпуска бумаг) [6], но после регистрации нововведений, коснувшихся этого Закона и вступивших в действие с 28.12.2018 года, такая необходимость теперь отсутствует, но только при условии приобретения ценных бумаг квалифицированным инвесторами в силу Закона, а также лицами, имеющими преимущественное правом покупки бумаг. Вышеописанные нововведения предусматривают некие послабления, заключающиеся в том, что ценные бумаги, о которых шла речь выше, должны конвертироваться в акции, и это ни коим образом не должно влиять на их количество. Проспект открывает для участников процесса эмиссии довольно значительный объем сведений об организации, инициирующей эмиссию, начиная со сведений об органах управления и заканчивая сведениями о финансовой деятельности этого лица. Проспект необходим компании для привлечения увеличенного количества инвесторов и максимального потока инвестиций. В целях соблюдения защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в инструменты юридического лица, законодательством детально и последовательно освещены требования к составу проспекта. Решением о выпуске обозначен срок, по завершению которого должно прекратиться распространение инструментов эмитента, и этот срок не может превысить отметку в один год с момента окончания процесса регистрации. Кроме того, в решении обозначено конкретное количество бумаг к размещению, превысить которое эмитент не в праве. Тем не менее, для эмитента законодательно установлено некое послабление, заключающееся в отсутствии ограничений по выпуску меньшего количества ценных бумаг, чем отражено в решении. Сведения о реальном объеме выпущенных бумаг общество должна отразить в отчете.

Финальная стадия эмиссионного процесса обозначена двумя условиями по результату исполнения которых размещение бумаг является завершенным. Первое условие заключается в окончании размещения по истечению запланированного для данного процесса срока, второе условие акцентировано на том, что срок для размещения инструментов эмитента будет являться завершенным после того, как будет продана последняя бумага. После распределения ценных бумаг и во исполнение законодательных норм юридическое лицо обязано незамедлительно предоставить отчет об итогах выпуска ценных бумаг регулятору. Исполнить данную норму законодательства необходимо в сроки, установленные регулятором, которые не должны превышать тридцати дней после завершения размещения бумаг [6].

Оформление отчета об итогах выпуска— это четвертая ступень, имеющая очень важное значение в особенности для первоначальных владельцев таких бумаг. Хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что до регистрации отчета об итогах выпуска ценные бумаги не могут обращаться на условиях публичного размещения. Регистрация регулятором содержит в себе сдерживающее условие, предназначенное для первоначальных владельцев, которые не имеют права совершать какие-либо действия с указанными ценными бумагами. Вышеописанная мера создает оберегающий фактор для инвесторов на вторичном рынке от риска того, что выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по причине отказа в государственной регистрации. Ничтожным выпуск ценных бумаг может быть объявлен в ситуации, когда общество в процессе эмиссии совершило какие-либо нарушения действующего законодательства, а также в случае несоответствия документов форматам и содержанию таких документов, зарегламентированных в требованиях к порядку и срокам проведения эмиссии. Это событие может затронуть эмитента на любом из этапов, если имеются на то законодательно обусловленные основания.

Законодательная процедура выпуска корпоративных ценных бумаг является сложным и многогранным процессом в части состава и количества задействованных участников отношений, что можно сказать и о подзаконных документах, но учитывая изменчивость и динамичность рынка ценных бумаг законодательные нормы постоянно требуют их детализации и обновления.

В 2019–2020 годах в Закон о рынке ценных бумаг было внесено большое количество изменений, которые затронули в том числе и процедуру эмиссии. В конце 2018 года Президентом Российской Федерации был утвержден Федеральный закон от 27.12.2018 года № 514-ФЗ (далее — Закон) [8]. Небольшое количество нововведений начали действовать с 28.12.2018 года. Они касаются привилегированных акций, имеющих преимущество в части получения дивидендов, облигаций без срока погашения. Основной объем принятых изменений, зарегламентированных этим Законом, начал действовать в 2020 году, а именно, с этого момента в обращении остаются только бездокументарные ценные бумаги, тогда как бумажные сертификаты полностью выйдут из обращения. Более того, изменения коснулись порядка проведения эмиссии, учитывая обновленные правила к проспекту, срокам регистрации выпуска, кроме того изменения затронули облигации, имеющие залоговое обеспечение.

Законом утвержден регламент акционерного общества в отношении смены организационно-правовой формы (далее — ОПФ) на публичное акционерное общество (далее — «ПАО»). Проспект акций должен быть согласован Советом Директоров компании сразу по окончании проведения процедуры собрания, по результату которого принимается решение по изменению вида общества, а именно об организации «ПАО». Название компании в проспекте полностью раскрывает ее статус, в нашем случае «ПАО». Сформированный пакет документации для регистрации проспекта подается в Банк России до внесения указанных изменений по организации в ЕГРЮЛ. Изменения, принятые Банком России начинают действовать незамедлительно с момента их внесения. Законом ужесточен перечень требований как к самим профессиональным участникам, так и к деятельности ими осуществляемой, что сказалось на увеличении количества оснований для отзыва регулирующим органом лицензий у организаций [8].

Исходя из вышеизложенного, наиболее ожидаемым нормативным актом являются новые стандарты выпуска ценных бумаг, отражающие способы реализации этих законодательных изменений, а именно, Положение № 706-П от 19.12.2019г. В связи с изданием данного документа перестало действовать Положение Банка России от 21.10.2015 № 500-П [9].

Учитывая довольно значительный объем поправок в регуляторных механизмах такой сложной законодательно-обусловленной процедуры, как эмиссия корпоративных ценных бумаг, введенных в действие за последнее время, остаются не охваченными ряд вопросов, требующих дополнительного нормативного уточнения и обоснования в отношении деятельности рынка ценных бумаг и функционирования профессиональных участников, овладения определенными гарантиями, защищающими права инвесторов, регламентированию отношений, без которых невозможные процессы по изданию новых бумаг, соблюдению интересов миноритарных акционеров, ужесточения контроля за порядком выпуска корпоративных ценных бумаг и предотвращения случаев недобросовестной конкуренции на корпоративном рынке.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 26.12.1995№ 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021);
  3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  4. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»(зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158);
  5. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  6. Федеральный закон от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  7. Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»;
  8. Федеральный закон от 27.12.2018г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»;
  9. Положение Банка России от 21.10.2015 N 500-П «О порядке приостановления и возобновления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40162);
  10. Крикливец А. А., Сухомыро П. С. Рынок ценных бумаг: основные проблемы и тенденции развития. М., 2019. С.54;
  11. Хоменко Е. Г. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. М., 2008. С. 149;
  12. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. 2-е изд., перераб. и доп. в 2 т. Т. I. М., 2007. С. 296.
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, выпуск, изменение, итог выпуска, размещение бумаг, Банк России, государственная регистрация, инвестор, Российская Федерация, юридическое лицо.


Ключевые слова

инвестор, эмитент, эмиссия, корпоративная ценная бумага, выпуск ценных бумаг, государственная регистрация эмиссии

Похожие статьи

Коммерческий банк как эмитент на рынке ценных бумаг

Выпуски ценных бумаг банки могут осуществлять после государственной регистрации в департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России или территориальном учреждении Банка России.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране. Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов...

Основные этапы становления и развития института эмиссии...

Уставы компаний на акциях являлись в Российской Империи, по порядку их утверждения, государственными

При этом на часть их выпусков российским государством выдавались так называемые

В Российской Федерации на сегодняшний день акционерное общество, как...

Сравнительный анализ правового регулирования эмиссии ценных...

Выпуск ценных бумаг подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация обязательна для всех видов

Размещение ценной бумаги. После размещения необходимо составить отчет об итогах выпуска, и пройти процедуру его регистрации.

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

Роль банков на рынке ценных бумаг многогранна: они могут выступать как крупные портфельные инвесторы, как профессиональные участники

В России в начале 90-х гг. была принята европейская модель регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг.

Особенности эмиссии ценных бумаг как способа мобилизации...

5. государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Документ предоставляется в регистрирующий орган не позже чем через 30 дней после завершения размещения выпуска; содержит всю информацию о выпуске [1].

Классификация ценных бумаг в российской практике

При бездокументарной форме выпуска лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в бездокументарной форме. В данном случае ценная бумага предстает в виде записи по счету.

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

Значительное увеличение числа размещений, совершенствование российской регулятивной и

РФ лидирует среди стран Европы. Сумма IPO российских компаний составляет порядка 30 млрд. долл

Моисеенко О. Н., Раицкая Ю. С. Проблемы IPO на рынке ценных бумаг в России...

Рынок ценных бумаг РФ: тенденции и особенности развития

– рынок ценных бумаг РФ активно развивается. Среди брокеров наблюдается активный процесс консолидации, вследствие слияний и поглощений, а также активной работы регулятора, направленного на очищение рынка от псевдоброкеров

Похожие статьи

Коммерческий банк как эмитент на рынке ценных бумаг

Выпуски ценных бумаг банки могут осуществлять после государственной регистрации в департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России или территориальном учреждении Банка России.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране. Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов...

Основные этапы становления и развития института эмиссии...

Уставы компаний на акциях являлись в Российской Империи, по порядку их утверждения, государственными

При этом на часть их выпусков российским государством выдавались так называемые

В Российской Федерации на сегодняшний день акционерное общество, как...

Сравнительный анализ правового регулирования эмиссии ценных...

Выпуск ценных бумаг подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация обязательна для всех видов

Размещение ценной бумаги. После размещения необходимо составить отчет об итогах выпуска, и пройти процедуру его регистрации.

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

Роль банков на рынке ценных бумаг многогранна: они могут выступать как крупные портфельные инвесторы, как профессиональные участники

В России в начале 90-х гг. была принята европейская модель регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг.

Особенности эмиссии ценных бумаг как способа мобилизации...

5. государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Документ предоставляется в регистрирующий орган не позже чем через 30 дней после завершения размещения выпуска; содержит всю информацию о выпуске [1].

Классификация ценных бумаг в российской практике

При бездокументарной форме выпуска лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в бездокументарной форме. В данном случае ценная бумага предстает в виде записи по счету.

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

Значительное увеличение числа размещений, совершенствование российской регулятивной и

РФ лидирует среди стран Европы. Сумма IPO российских компаний составляет порядка 30 млрд. долл

Моисеенко О. Н., Раицкая Ю. С. Проблемы IPO на рынке ценных бумаг в России...

Рынок ценных бумаг РФ: тенденции и особенности развития

– рынок ценных бумаг РФ активно развивается. Среди брокеров наблюдается активный процесс консолидации, вследствие слияний и поглощений, а также активной работы регулятора, направленного на очищение рынка от псевдоброкеров

Задать вопрос