Проблема профицита вагонного парка в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Майстренко, В. С. Проблема профицита вагонного парка в России / В. С. Майстренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78242/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор пишет о динамике изменения профицита парка грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД», приводит примеры решения проблемы .

Ключевые слова: профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы.

Проблема профицита грузовых вагонов возникла в России не так давно. Причиной этому стало снижение объема грузовых перевозок при растущем производстве вагоностроительных заводов.

В 2015–2016 годах эту проблему попытались решить сокращением парка грузовых вагонов с истекшим сроком службы и запретом эксплуатации вагонов с продленным сроком службы. Так за 2015 год было списано около 110 тысяч «вагонов-долгожителей», за 2016 — около 115 тысяч. Благодаря высоким темпам списания вагонов, а также увеличению погрузки на сети РЖД профицит парка в России снизился почти вдвое. И если к февралю 2015 года простаивало около 150 тысяч единиц, то в феврале 2017 года этот показатель составил всего 85 тысяч единиц. [1]

После восстановления ставок аренды до сервисного уровня, позволяющего своевременно выполнять техническое обслуживание вагонов, улучшилась ситуация и с неисправным парком. Количество такого подвижного состава сократилось на 40 тысяч вагонов (30 %) — со 120 тысяч единиц в феврале 2015 года до 80 тысяч единиц в феврале 2017 года.

Казалось бы, баланс уже наступил, но пока только в отдельных сегментах подвижного состава. Это касалось полувагонов, хопперов для перевозки зерна и минеральных удобрений, крытых вагонов, лесовозных платформ и химических цистерн. Ситуация неопределенности пока сохраняется в сегментах нефтебензиновых цистерн и цементовозов. [2]

В 2017 году ситуация кардинально поменялась. Спрос на вагоны ощутимо превысил предложение, что привело к увеличению арендной ставки. Так, из-за массовых списаний парка полувагонов, ограничений производства и резкого роста перевозок угля (+9,6 % к январю — июлю 2016 года), промышленного сырья (+11,6 %) и лесных грузов (+3,9 %) ставка аренды выросла до 1500–1700 рублей в сутки. [3]

Ситуация начала исправляться, когда к октябрю 2017 года объем закупок подвижного состава в два раза превысил объем списания. Однако в 2018 году дефицит грузовых вагонов существенно сказывался на отрасли грузовых железнодорожных перевозок.

Рынок оперирования железнодорожными вагонами стабилизировался лишь к середине 2019-го года. Однако эксперты снова ожидали профицита вагонов.

В конце января 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети увеличился на 7,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и достиг 1 016 872 единиц. В январе 2019 года он составлял 949 428 единиц. Общее количество грузовых вагонов на сети РЖД в январе 2020 года составило 1 172 286 единиц, что на 5,1 % больше, чем в январе 2019 года, когда он насчитывал 1 114 322 единиц. Увеличение общего парка затронуло такие типы вагонов, как полувагоны, крытые, цистерны и прочие. При этом снижение численности общего парка отмечено лишь в сегменте рефрижераторов. [4]

Рост профицита грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» продолжился в декабре 2020 года — на 4 % к уровню ноября 2020 года и на 28 % к уровню декабря 2019 года. Рост числа невостребованных вагонов в январе подтвердили и участники рынка.

Общее количество вагонов, находящихся в среднем за сутки на сети, превысило 1,2 млн. Этот показатель в декабре составлял 1,202 млн — на 0,3 % больше, чем в ноябре (1,199 млн), и на 2,9 % больше, чем годом ранее (1,169 млн).

В прошлом году существенно вырос профицит полувагонов на сети (+36 тысяч единиц к 2019 году). Ставки аренды на него продолжают снижаться, небольшой рост возможен лишь с марта-апреля

Помимо того, что на сети регулярно существует сезонный профицит и неравномерность спроса на вагоны, свои коррективы ввела пандемия новой коронавирусной инфекции. По многим родам грузов в 2020 году снизилась погрузка по отношению к 2019 году.

Одним из решений проблемы простоя вагонов может стать создание плана востребованности вагонов, где будет учитываться, сколько имеется вагонов на сети в данный момент, сколько необходимо произвести в следующем месяце, а также номенклатура необходимых вагонов. После чего этот план высылать операторам и производителям подвижного состава для понимания. Также необходимо провести утилизацию устаревшего подвижного состава или сдавать этот состав в страны, с дефицитом вагонов. [5]

Помимо списания парка старых вагонов, немаловажно работать над повышением эффективности имеющегося подвижного состава — уменьшением рабочего парка вагонов и снижением оборота вагона.

Рабочий парк вагонов — это основная часть наличного парка вагонов, используемая на сети железных дорог для перевозки пассажиров и грузов. Вагонный грузовой рабочий парк состоит из вагонов, находящихся в поездах в движении, под местными операциями (погрузка, выгрузка, сортировка и пр.) и вне поездов в груженом и порожнем состоянии, ожидающих включения в поезда. [7] Рассчитать рабочий парк вагонов можно по следующей формуле [6]:

(1.1)

где — затраты вагоно-часов в поездах;

–то же под грузовыми операциями;

— то же на технических станциях.

Оборот вагона — основной показатель использования вагонного парка железных дорог по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки. Для железной дороги (отделения) оборот вагона — среднее время от момента окончания погрузки или приёма вагона в гружёном состоянии от соседних железных дорог (отделений) до момента следующей погрузки или сдачи вагонов. Оборот вагона включает:

− время нахождения вагона на станции после его погрузки;

− время пробега вагона в поездах от станции погрузки до станции выгрузки;

− время на переработку вагона на попутных сортировочных и участковых станциях;

− время нахождения вагона на станции выгрузки;

− время пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки (если погрузка вагона производится не на той станции, где он выгружен);

− время на погрузку. [7]

Эксперты считают, что пиковое значение профицита подвижного состава ожидается в августе-сентябре текущего года. Далее часть вагонов будет списана из-за истечения срока службы, после чего последует небольшая стабилизации на рынке. [5]

Литература:

  1. Вагоны уходят из парка / Яблонский Николай, Комаров Дмитрий. — Текст: непосредственный // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 216. — С. 11.
  2. Парк приходит к балансу. — Текст: электронный // ОВК: [сайт]. — URL: uniwagon.com (дата обращения: 29.01.2021).
  3. Аренда вагонов бьет рекорды. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: vedomosti.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  4. В январе 2020 года рабочий парк грузовых вагонов на сети вырос на 7,1 % в годовой динамике. — Текст: электронный // РЖД-Партнер.ру: [сайт]. — URL: rzd-partner.ru(дата обращения: 29.01.2021).
  5. С вагонами не расставайтесь. — Текст: электронный // Gudok.ru: [сайт]. — URL: gudok.ru (дата обращения: 29.01.2021).
  6. Технический железнодорожный словарь / Н. Н. Васильев [и др.]. — Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1941. — 2974 c. — Текст: непосредственный.
  7. Железнодорожный энциклопедический словарь. — Текст: электронный // МОЯЖД.РФ: [сайт]. — URL: myrailway.ru(дата обращения: 29.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): вагон, подвижной состав, единица, оборот вагона, тысяча, время нахождения вагона, время пробега вагона, порожнее состояние, рабочий парк вагонов, Россия.


Ключевые слова

профицит, парк вагонов, грузовой вагон, срок службы

Похожие статьи

Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик...

Вагоны-рестораны входят в состав ночных поездов, маршрут которых больше 600км и в них предусмотрено персональное обслуживание каждого гостя официантами вагона. Вагоны-бар (бистро) входят в состав ночных поездов, длина маршрута которых колеблется от 400 до 600...

Мероприятия по сокращению простоя вагонов на пути выгрузки угля

Оборот вагона — среднее время от момента окончания погрузки или приёма вагона в

Оборот вагона включает: время нахождения вагона на станции после его погрузки; время

Оборот вагона определяет потребность в вагонах рабочего парка для выполнения перевозок.

2 этап: Минимизация среднесуточного пробега вагонов

Оборот вагона представляет собой сумму времени нахождения вагона в поездах на участках (в движении и на промежуточных станциях) и транзитного вагона — на технических станциях (в транзитных поездах и под переработкой), а также станциях погрузки и выгрузки.

Оптимизация функционирования склада управления закупок ОАО...

При расчете платы за использование привлеченных вагонов применяют следующие показатели: среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций, среднее время нахождения вагона в ремонте, расчетное тарифное расстояние перевозки, средняя скорость...

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

Внедрение в хозяйственную практику системы взаимного пользования вагонами создало потенциал возможностей для сокращения оборота вагона, длины порожнего пробега, потребности в подвижном составе, что в итоге явилось предпосылкой к снижению тарифов и...

Анализ европейского парка грузовых вагонов | Статья в журнале...

Ключевые слова: европейский парк грузовых вагонов, железнодорожные вагоны, цистерны, груз

В сложенном состоянии вагоны серии «О» можно использовать для соединения вагонов и

Вагоны-платформы серии «R» также могут быть оборудованы низкими бортами (до 50 см)...

пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой...

Оборот вагона включает: время нахождения вагона на станции после его погрузки; время. пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки (если погрузка вагона. В целях повышения эффективности использования подвижного состава и удовлетворения...

Технология работы припортовой станции с местными вагонами

Простой местного вагона является важным эксплуатационным показателем работы станции. Его превышение приводит к затруднению нормальной работы станции, снижает пропускную способность станции и способствует повышению оборота вагона и рабочего парка вагонов.

Расчет интегрального показателя качества эксплуатационной...

В приведенной формуле эффект от изменения производительности вагона включает эффект от изменения среднесуточного пробега вагона, процента

В 2010 и в 2013 годах уровень качества эксплуатационной работы ниже уровня 2009 года, в то же время наблюдается снижение...

Похожие статьи

Сравнение общих, технических и эксплуатационных характеристик...

Вагоны-рестораны входят в состав ночных поездов, маршрут которых больше 600км и в них предусмотрено персональное обслуживание каждого гостя официантами вагона. Вагоны-бар (бистро) входят в состав ночных поездов, длина маршрута которых колеблется от 400 до 600...

Мероприятия по сокращению простоя вагонов на пути выгрузки угля

Оборот вагона — среднее время от момента окончания погрузки или приёма вагона в

Оборот вагона включает: время нахождения вагона на станции после его погрузки; время

Оборот вагона определяет потребность в вагонах рабочего парка для выполнения перевозок.

2 этап: Минимизация среднесуточного пробега вагонов

Оборот вагона представляет собой сумму времени нахождения вагона в поездах на участках (в движении и на промежуточных станциях) и транзитного вагона — на технических станциях (в транзитных поездах и под переработкой), а также станциях погрузки и выгрузки.

Оптимизация функционирования склада управления закупок ОАО...

При расчете платы за использование привлеченных вагонов применяют следующие показатели: среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций, среднее время нахождения вагона в ремонте, расчетное тарифное расстояние перевозки, средняя скорость...

Россия — родина логистики | Статья в сборнике международной...

Внедрение в хозяйственную практику системы взаимного пользования вагонами создало потенциал возможностей для сокращения оборота вагона, длины порожнего пробега, потребности в подвижном составе, что в итоге явилось предпосылкой к снижению тарифов и...

Анализ европейского парка грузовых вагонов | Статья в журнале...

Ключевые слова: европейский парк грузовых вагонов, железнодорожные вагоны, цистерны, груз

В сложенном состоянии вагоны серии «О» можно использовать для соединения вагонов и

Вагоны-платформы серии «R» также могут быть оборудованы низкими бортами (до 50 см)...

пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой...

Оборот вагона включает: время нахождения вагона на станции после его погрузки; время. пробега вагона в порожнем состоянии до станции новой погрузки (если погрузка вагона. В целях повышения эффективности использования подвижного состава и удовлетворения...

Технология работы припортовой станции с местными вагонами

Простой местного вагона является важным эксплуатационным показателем работы станции. Его превышение приводит к затруднению нормальной работы станции, снижает пропускную способность станции и способствует повышению оборота вагона и рабочего парка вагонов.

Расчет интегрального показателя качества эксплуатационной...

В приведенной формуле эффект от изменения производительности вагона включает эффект от изменения среднесуточного пробега вагона, процента

В 2010 и в 2013 годах уровень качества эксплуатационной работы ниже уровня 2009 года, в то же время наблюдается снижение...

Задать вопрос