Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 1610 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 326-327. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78188/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье раскрыта сущность общения и педагогической деятельности, дана характеристика основным стилям и видам педагогического общения.

Ключевые слова: общение, деятельность, педагогическое общение, стиль общения.

Общение является одним из важнейших критериев общего развития человека. Оно удовлетворяет потребность человека в том, чтобы находиться в связи с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, переживаниями, советоваться с ними, обращаться к ним за помощью.

Под общением понимается взаимодействие людей (групп, классов, индивидов), в результате которого происходит обмен знаниями, действиями, опытом, результатом деятельности. В основе общения лежит персептивный компонент, означающий понимание и принятие людьми друг друга.

Общение тесно связано с деятельностью, которая является специфической формой активности человека, направленной на воссоздание или преобразование предметов духовной или материальной культуры. Деятельность направлена на цель, реализация которой требует выполнения определенных операций, в число которых как раз и входит общение. Таким образом, получается, что без общения нет деятельности, а без деятельности нет общения.

В педагогической деятельности общение играет важную роль, поскольку успех профессиональной деятельности педагога, зависит от того, насколько правильно он организует общение с учащимися. Качествами, которые обеспечивают правильную организацию общения, являются гуманное отношение к детям, доброжелательность к ним, заинтересованность в их личной жизни и учебной деятельности, умение пользоваться различными формами приветствия и благодарности и т. п.

Педагогическая деятельность нацелена на реализацию следующих целей:

– передача познавательной информации учащимся;

– формирование у них системы научных знаний;

– воздействие на поведение, физическое и эмоциональное состояние учащихся и т. д.

Отличительной особенностью педагогической деятельности является стиль педагогического общения.

Понятие «стиль» в общем смысле означает систему индивидуальных средств, которыми пользуется человек для регуляции своих отношений с другими людьми или внешними условиями.

Стиль педагогического общения — это действия, проявляющиеся по отношению к учащимся, их родителям и коллегам, к которым относятся: понимание, сопереживание, уважение, любовь, опека, забота, жалость и т. д.

Стиль учителя способствует созданию определенного эмоционального фона во взаимодействии с учениками и подчеркивает индивидуальность и неповторимость учителя. Он складывается не сразу, а формируется постепенно в результате практической деятельности. Стиль общения отражает личность педагога, его характер, темперамент, настроение, уровень профессионализма, творческие способности.

Стиль общения во многом зависит от установок и требований общества и школы. В зависимости от этого педагогическое общение делится на следующие виды:

  1. общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя — основано на взаимодействии учителя с учащимися и их увлеченностью общим делом;
  2. общение, основанное на принципе дружелюбности — предполагает взаимную увлеченность учителя и учащихся общим творческим процессом. То есть желание учителя участвовать во взаимодействии с учащимися, обеспечивать успешность их совместной деятельности, оказывать поддержку и взаимопомощь;
  3. общение-дистанция — стиль педагогического общения, направленный на установление определенной субординации между объектами обучения с целью достижения и сохранения авторитета учителя;
  4. общение-устрашение — стиль, относящийся к негативной форме общения, поскольку он характеризует учителя как несостоявшегося педагога с низким уровнем профессионализма.

Кроме перечисленных видов педагогического общения выделяют три стиля:

  1. авторитарный стиль, который предполагает превосходство учителя над учениками, подавление любой инициативы учащихся, стремление учителя решать все вопросы, связанные с жизнедеятельностью класса основываясь на собственные установки. При авторитарном стиле общения показатели деятельности учителя и учащихся (успеваемость, дисциплина, организованность) высокие, но атмосфера, психологический климат неблагожелательны.
  2. либеральный стиль педагогического общения, в основе которого лежит нежелание учителя участвовать в совместной с учениками деятельности, равнодушие к ученикам и незаинтересованность в их проблемах. Такой стиль общения характеризуется отсутствием контроля, динамики развития учащихся.
  3. демократический стиль — обеспечивает сотрудничество учителя и учащихся, в котором учитель стремится привлечь каждого ученика к совместной деятельности, сформировать у каждого из них чувство ответственности и долга.

Итак, педагогическое общение — одна из главных составляющих успешной педагогической деятельности. От правильной его организации зависит результат всего образовательного процесса, поэтому учителю очень важно обладать критическим мышлением, чтобы уметь применять различные виды общения в своей педагогической практике.

Литература:

  1. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
  2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
  3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
  5. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, общение, педагогическая деятельность, стиль общения, учащийся, деятельность, совместная деятельность, стиль, уровень профессионализма.


Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и...

Стили педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения. В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии...

Педагогические особенности общения между учителем...

Педагогическое общение — важное условие эффективности... педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения

Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса. Задача педагога — совместно с учеником...

Особенности стилей педагогической деятельности

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и...

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога с учащимися непосредственно...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и...

Стили педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения. В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в...

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии...

Педагогические особенности общения между учителем...

Педагогическое общение — важное условие эффективности... педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения

Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция...

Педагогическое общение — это, прежде всего процесс взаимодействия, взаимоотношения между вступающими в контакт субъектами (педагогом и учеником), направленный на эффективную организацию учебного процесса. Задача педагога — совместно с учеником...

Особенности стилей педагогической деятельности

В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и...

Задать вопрос