Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Маслова, Е. А. Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций / Е. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78115/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Ключевые слова: дипломное проектирование, общие и профессиональные компетенции, проект.

Главной задачей современного профессионального образования является комплексная подготовка рабочих и специалистов, способных применять полученные знания в процессе практической деятельности в современных изменяющихся условиях.

Сегодня общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим преподаватель должен вовлекать обучающихся в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная деятельность каждого обучающегося, предполагающая:

– осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

– умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

– умение находить необходимую информацию.

Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Для обучающихся по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах реализуется технология проектной деятельности в форме разработки дипломных проектов. Именно проектный метод позволяет развивать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся, формировать общие компетенции такие, как организация собственной деятельности, принятие решении, ответственность, самостоятельность, поиск необходимой информации. При работе над проектом появляется исключительная возможность для формирования у обучающихся профессиональных компетенции, так как в условиях дипломного проекта, в ситуациях близких к реальным обучающиеся наиболее ярко могут проявить полученные знания и практические умения.

Работа над дипломным проектом состоит из нескольких этапов:

  1. определение темы дипломного проекта;
  2. формирование основной идеи дипломного проекта;
  3. проектирование и разработка приложения;
  4. оформление текстового документа дипломного проекта;
  5. защита дипломного проекта.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Определение темы дипломного проекта — данный этап, пожалуй, самый интересный и сложный. Тема дипломного проекта должна быть актуальной, современной и обязательно носить прикладной характер, то есть созданный проект по данной теме должен быть реальным, полезным. Обязательным условием при выборе темы является заинтересованность обучающихся, их предпочтения и планы на дальнейшее трудоустройство, так как на данный момент программирование включает в себя множество различных направлений — разработка web-приложений, разработка мобильных приложений, разработка игр, программирование баз данных и т. д.

Так в 2019 и 2020 годы качестве тем дипломных проектов обучающимся были предложены следующие темы:

  1. Автоматизация деятельности по учету студентов в образовательном учреждении.
  2. Автоматизация итогового тестового контроля по дисциплине.
  3. Автоматизация деятельности приемной комиссии образовательного учреждения.
  4. Продвижение предприятия средствами Web-технологий.
  5. Разработка приложения для мобильного телефона.
  6. Разработка компьютерной игры в жанре квеста.
  7. Автоматизация деятельности методического кабинета по работе с электронными документами и т. д.

Следует отметить, что разрабатываемые проекты рассматривались на примере конкретных организаций, а в разработке проекта, помимо руководителя и обучающегося, принимали участие так называемые «заказчики», в роли которых выступали представители и сотрудники организации. Так, например, при выполнении дипломных проектов по автоматизации деятельности приёмной комиссии, учету студентов, тестовому контролю представителями заказчика были преподаватели и сотрудники нашего образовательного учреждения. Именно они оценивали интерфейс и функциональную составляющую разрабатываемого приложения, а также соответствие цели и техническому заданию.

Формирование основной идей дипломного проекта — данный этап плотно переплетается с первым, но имеет свои особенности. Результатом данного этапа является составление технического задания, содержащего идею и детали дипломного проекта. Например, при разработке приложения для автоматизации деятельности методического кабинета по работе с электронными документами обучающиеся, учитывая отсутствие на рынке программного обеспечения похожего приложения, разработали базу данных с учетом особенностей учреждения — двухуровневая подготовка, виды обрабатываемых документов (рабочая программа, контрольно-оценочные средства и т. д.).

Проектирование и разработка приложения — данный этап очень большой и требует значительных усилий как со стороны обучающихся, так и со стороны руководителя дипломного проекта. Именно на данном этапе для качественного выполнения проекта, обучающиеся используют полученные знания и умения, учатся осуществлять поиск информации, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения, а также осознают значимость выбранной специальности и себя в ней как будущего специалиста.

По результатам выполнения дипломного проекта выставляется интегральная оценка по установленным критериям. Оценка по критериям производится по дихотомической шкале (0 — показатель не проявлен, 1–4 —показатель проявлен не в полном объеме, 5 — показатель проявлен полностью).

В оценочном листе подсчитывается максимально возможный балл по всем показателям и суммарный балл, полученный студентом при прохождении Государственной итоговой аттестации.

В критерии оценки уровня подготовки обучающегося по специальности входят:

– уровень усвоения обучающимся материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

– уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;

– обоснованность, четкость, логичность изложения ответов;

– оригинальность решений (предложений) выпускника.

На защиту дипломного проекта в качестве председателя государственной аттестационной комиссии приглашается представитель работодателя.

Дополнительно хотелось бы отметить, что в этом учебном году подготовка к дипломному проектированию началась с подготовки обучающихся к курсовому проектированию на третьем и четвертом курсе.

В перспективе идея дипломного проектирования состоит в том, что каждый разрабатываемый проект имел реального заказчика из представителей работодателей и возможность для реального воплощения.

Таким образом, дипломное проектирование — это тот элемент обучения, который позволяет развивать у обучающихся творческое мышление, опыт исследовательской деятельности, формировать умения самостоятельно пополнять знания, и что самое главное использовать полученные знания на практике.

Литература:

  1. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76–2. — С. 32.
  2. Бердникова, М. Н. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов/ М. Н. Бердникова, Н. Ю. Припяткина Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8 — С. 154–155.
  3. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи по педагогике. — Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 58–65.
  4. Федоров, А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. — Омск: Омскбланкиздат. — 2012. — 210 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дипломный проект, автоматизация деятельности, дипломное проектирование, обучающийся, разработка приложения, образовательное учреждение, методический кабинет, необходимая информация, основная идея, приемная комиссия.


Ключевые слова

проект, общие и профессиональные компетенции, дипломное проектирование

Похожие статьи

Разработка приложения для организации учебной деятельности...

Далее будут рассмотрены основные технологии, используемые в проекте.

Для работы с сервисами Вконтакте используется фреймворк SwiftyVK. Для хранения информации о расписании, группах пользователей и учебной информации используется онлайн-база данных...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

Проекты.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

Учебно методический комплекс дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений»...

Особенности проектирования и разработки электронных...

Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для

Тексты лекций должны содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на контрольные

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего...

Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном...

Основные термины (генерируются автоматически): система, дипломное проектирование, курсовое

Разработка программного модуля автоматизированной системы проектирования

Для использования компьютерных технологий необходимо разработать модель, построить...

Методические основы выполнения дипломного проектирования...

Руководство дипломными работами студентов заключается в современном и качественном

Для реализации главной цели дипломного проектирования необходимы данные за

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных...

Разработка программного модуля для организации отчётности по...

Проекты.

[1] Встаёт вопрос об организации отчётности внутри одной организации, с целью собрать и систематизировать необходимую информацию о научной деятельности сотрудников.

Основным недостатком этих систем является их высокая стоимость.

Модернизации системы управления образовательным...

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и эффективных управленческих решений требуется точная и достоверная информация о деятельности образовательного учреждения. В связи с низким уровнем автоматизации...

Существующий опыт в разработке моделей деятельности...

Библиографическое описание: Краевский, Я. П. Существующий опыт в разработке моделей деятельности образовательных

Основные термины (генерируются автоматически): приемная комиссия, банк аудиторий, образовательный процесс, оптимизация расписания...

Разработка системы автоматизированного тестирования

Для разработки приложения нами использовалась среда Microsoft Visual Studio 2010 Ultimate.

 В ходе данного исследования был рассмотрен процесс разработки системы автоматизированного тестирования.

Похожие статьи

Разработка приложения для организации учебной деятельности...

Далее будут рассмотрены основные технологии, используемые в проекте.

Для работы с сервисами Вконтакте используется фреймворк SwiftyVK. Для хранения информации о расписании, группах пользователей и учебной информации используется онлайн-база данных...

Автоматизация процесса разработки УМКД кафедры вуза

Проекты.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

Учебно методический комплекс дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений»...

Особенности проектирования и разработки электронных...

Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для

Тексты лекций должны содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на контрольные

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего...

Из опыта использования Arduino в курсовом и дипломном...

Основные термины (генерируются автоматически): система, дипломное проектирование, курсовое

Разработка программного модуля автоматизированной системы проектирования

Для использования компьютерных технологий необходимо разработать модель, построить...

Методические основы выполнения дипломного проектирования...

Руководство дипломными работами студентов заключается в современном и качественном

Для реализации главной цели дипломного проектирования необходимы данные за

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных...

Разработка программного модуля для организации отчётности по...

Проекты.

[1] Встаёт вопрос об организации отчётности внутри одной организации, с целью собрать и систематизировать необходимую информацию о научной деятельности сотрудников.

Основным недостатком этих систем является их высокая стоимость.

Модернизации системы управления образовательным...

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и эффективных управленческих решений требуется точная и достоверная информация о деятельности образовательного учреждения. В связи с низким уровнем автоматизации...

Существующий опыт в разработке моделей деятельности...

Библиографическое описание: Краевский, Я. П. Существующий опыт в разработке моделей деятельности образовательных

Основные термины (генерируются автоматически): приемная комиссия, банк аудиторий, образовательный процесс, оптимизация расписания...

Разработка системы автоматизированного тестирования

Для разработки приложения нами использовалась среда Microsoft Visual Studio 2010 Ultimate.

 В ходе данного исследования был рассмотрен процесс разработки системы автоматизированного тестирования.

Задать вопрос