Педагогическая археология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Русских, В. И. Педагогическая археология / В. И. Русских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77769/ (дата обращения: 03.05.2024).



Сегодня все сложнее заинтересовать учеников на уроках истории. Стоит острый вопрос, а как можно увлечь историей весь класс, а не одну треть учеников? Как можно активизировать класс и заинтересовать его к изучению новой темы самостоятельно и как сохранить надолго полученные знания? На помощь приходит педагогическая археология, которая даёт огромный шанс учащимся себя реализовать и раскрыть весь свой потенциал на уроках и в научно-исследовательской деятельности, что позволяет углубленно изучить историю как нашей страны, так и мира, умение анализировать и сопоставлять археологические источники, работать плотно со школьным музеем и приобщится к археологическим экспедициям.

Ключевые слова: археология, педагогическая археология, педагогический потенциал, педагогическая мастерская.

Педагогическая археология представляет собой интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность. Таким образом:

— объект педагогической археологии — особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании;

— предмет педагогической археологии — взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии;

— метод педагогической археологии — деятельностный подход к развитию личности, системный характер деятельности, как антропологического явления [3].

Педагогический потенциал археологии в школе очень большой. Стоит уточнить, что под «педагогическим потенциалом» мы понимаем способность предмета (в нашем случае — археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества [4].

Использование археологического материала на уроках истории позволит учащемуся соприкоснуться с историей, повысить у учащегося интерес к изучаемому материалу, достичь желаемой педагогической цели и, что немаловажно, вызвать бурю эмоций и чувство восхищения. Конечно, не в каждой школе может находиться археологический материал, который бы подходил к теме урока или в целом бы вообще был в школьном музее. На помощь может прийти репродукция и копия археологических материалов при помощи междисциплинарного подхода.

На уроках истории при использовании археологического материала важно научить детей думать и правильно анализировать, для этого преподаватель должен использовать археологические методы исследования и познания предмета, донести детям, как правильно работать с источником.

Хочется продемонстрировать несколько примеров, как можно использовать археологические материалы, репродукцию и данные как на уроках, так и во внеурочной деятельности для привлечения интереса к урокам истории.

Первый пример работы, который хотелось бы отметить своей эффективностью в пятых и шестых классах, создан при помощи технологии «Педагогическая мастерская». Педагогическая мастерская [2] — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Что бы «Педагогическая мастерская» была эффективной, необходимо соблюдать основные принципы и правила мастерской: 1. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. 2. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника. 3. Значительный элемент неопределенности, неясности , даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы. 4. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура [1].

Учителю отводится самая главная роль. Учитель должен создать и поддерживать атмосферу доброжелательности, побудить заинтересованность каждого учащегося, работать вместе с учениками наравне. Если учителю получится реализовать все эти пункты, то результат такого урока будет высокий. Ученики будут с большим энтузиазмом изучать новый материал, так же данный урок и полученные знания они запомнят надолго, так как он будет связан с новыми эмоциями.

Так были проведены уроки в 5 и 6 классе. Тема урока «В гаванях афинского порта». Для данного урока потребуется картон или твердая бумага формата А4 и заготовленные шаблоны сосудов, заготовленная презентация по предназначению каждого сосуда. Далее распечатываем 3 разных сосуда (для зерна, для вина и для хранения продуктов) и разрезаем их как мозаику. Для еще большей эффектности можно подготовить и средних размеров коробку или ящик (40 х 40 с глубиной 20 см.), наполненный песком или землей, куда можно поместить распечатанный и уже порезанный сосуд.

В начале урока учащимся рассказывается про кувшины и вазы, ученики вспоминают все, что проходили и знали ранее из предыдущих изученных тем. Учитель рассказывает, какие сосуды были в Греции и как мы узнали об этом. Ученики формируют тему урока и ставят цели и задачи. Далее учитель предлагает познакомить учащихся с особенностями работы археологов. Учитель дает задачу ученикам: необходимо собрать «развал древнегреческих сосудов», которые использовались в порту. Учащиеся делятся на три группы самостоятельно или при помощи учителя, учитель раздает мозаику и учащиеся начинают собирать. При выполнении данного задания учащиеся должны выполнять определенные задачи, что бы интерес к процессу не пропал. Учитель должен поддерживать интерес, и доброжелательную конкуренцию между группами. Первый вопрос после того, как учащиеся собрали мозаику: почему у каждого сосуда своя форма? Учащиеся предполагают — почему такая форма? Второй вопрос: что могли перевозить в данных сосудах? Учащиеся предполагают — что можно перевозить в данном сосуде? Постепенно у учащихся в голове складывается предназначение каждого сосуда и зачем каждому своя определенная форма. Следующий вопрос к учащимся: где и в каких регионах чаще всего можно встретить данный тип сосуда. Учащиеся дают ответы и совместными усилиями достигают познания параграфа. Далее учитель показывает презентацию, как перевозили сосуд, для чего такая форма, для чего он предназначался и как могли его использовать. Под конец урока ученики понимают, были они правы или ошиблись, были ли верны их догадки, поднимается высокий эмоциональный интерес. В конце урока проводится рефлексия знаний у учащихся

Второй урок был в шестом классе. При параллельном изучении курса истории Средних веков и истории России очень удобно сравнивать и проводить анализ развития государства, культуры и религии европейских королевств и Руси.

Так после изучения главы «Формирование средневековых городов» и «Формирование древнерусских городов» с учащимися можно провести анализирующий урок при помощи «Педагогической археологии» и «мастерской».

Учитель заранее подготавливает материал, в нашем случае это будут фотографии с археологическими находками и примерный археологический план города. Мы взяли западноевропейский город, восточноевропейский и древнерусский город. Учитель рассказывает про особенности появление городов в Европе и на Руси. Учащиеся формируют тему урока. Так учитель рассказывает об особенности археологии в изучении городов. Учащиеся ставят цели и задачи. Учащиеся сами или при помощи учителя делятся на три группы. Каждой группе учитель выдает фотографии с археологическими находками и реконструкцией города Западной Европы, Восточной Европы и Руси. Учащиеся должны проанализировать фотографии и ответить на следующие вопросы: к какому времени принадлежит город? Какой регион? Предположить, к какому королевству город относится? Какая религия в городе преобладает? Богатый ли город? Учащиеся начинают вливаться в работу, идут бурные обсуждения, учащиеся рассматривают все предоставленные им материалы. Далее каждая группа учащихся делает выводы по своей фотографии и дает ответы на вопросы. От каждой группы может выступить один человек или по три человека. После выступления каждой группы учащимся предлагается сравнить, в чем сходство и различие каждого города. На данном уроке учащиеся могут увидеть, где совершили ошибки, где их догадки были верны, правильно или не правильно определили принадлежность города. Они сразу это увидят и поймут, почему они подумали не так, каждая группа учащихся и сам преподаватель может указать на допущенные ошибки. Одна из главных задач учителя в данный момент: не допустить дискуссионного спора между группами, сохранить дружественную конкуренцию. Данный прием можно отнести к элементам мозгового штурма, когда каждый включается в работу, а главное, что учащееся узнают культурное сходство и различие разных регионов.

Литература:

  1. Мухина И. А., Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ. (Тип. ун-та). — 209 с.; см.
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б.Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — СПб.: КАРО, 2014.
  3. Бровко, Д. В. Феномен педагогической археологии / Д. В. Бровко. — Текст: непосредственный // Уссурийский краеведческий вестник. — 2004. — № 3. — С. 5–9.
  4. Фролов, И. В. Педагогический потенциал археологии / И. В. Фролов. — // http://www.rezerv.narod.ru/frolov.html: [сайт]. — URL: (дата обращения: 16.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, педагогическая археология, урок, урок истории, учитель, археологический материал, город, Русь, сосуд, школьный музей.


Ключевые слова

педагогический потенциал, археология, педагогическая археология, педагогическая мастерская

Похожие статьи

«Путешествие в историю вещей» (музейный урок для учащихся...)

А). Показ экскурсоводами музея коллекции ручек школьного музея. Рассказ об истории гусиного пера, писало, чернильницы, стальных перьев.

А). Рассказ подготовленного учащегося об истории создания азбуки. — Мы продолжаем путешествие в историю вещей.

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

На уроках истории курские учителя активно применяют сведения о жизни в немецком тылу, организации сопротивления населения

Таким образом, печатных материалов о применении краеведческого материала на уроках истории в школах Курской области не существует...

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу...

Использование памятников археологии в организации...

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного

Пещерный комплекс расположен в 36 километрах от города Сатка, ближайший населенный...

Становление краеведения в России как элемента...

В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе впервые поднял М. В. Ломоносов.

Педагоги-просветители России обращают своё внимание на экскурсии и используют их в учебном процессе.

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения...

Использование краеведческого материала на уроках...

Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах

Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках...

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Учитель- краевед должен уметь увлечь детей этой полезной для общества и самой личности работой, требующей большой организованности, тактичности, упорства и терпения, помочь им осознать ее важность и значимость для себя и для общества.

Использование материалов об архитектурных памятниках как...

Одной из основных задач, реализуемых на уроках истории, является развитие у учащихся

Поэтому очень важно, чтобы учитель истории излагал материал о памятниках архитектуры в

Значение использования материалов об архитектурных памятниках на уроках истории и их...

Похожие статьи

«Путешествие в историю вещей» (музейный урок для учащихся...)

А). Показ экскурсоводами музея коллекции ручек школьного музея. Рассказ об истории гусиного пера, писало, чернильницы, стальных перьев.

А). Рассказ подготовленного учащегося об истории создания азбуки. — Мы продолжаем путешествие в историю вещей.

Опыт использования краеведческого материала на уроках...

На уроках истории курские учителя активно применяют сведения о жизни в немецком тылу, организации сопротивления населения

Таким образом, печатных материалов о применении краеведческого материала на уроках истории в школах Курской области не существует...

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Изучение материалов краеведения осуществляется на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу...

Использование памятников археологии в организации...

Археология — наука о древности. Археологическая культура — это комплекс

К сожалению, памятники археологии недостаточно используются в практике местного школьного

Пещерный комплекс расположен в 36 километрах от города Сатка, ближайший населенный...

Становление краеведения в России как элемента...

В России вопрос использования местного краеведческого материала в педагогическом процессе впервые поднял М. В. Ломоносов.

Педагоги-просветители России обращают своё внимание на экскурсии и используют их в учебном процессе.

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения...

Использование краеведческого материала на уроках...

Местный материал доступен учащимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах

Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроках...

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Учитель- краевед должен уметь увлечь детей этой полезной для общества и самой личности работой, требующей большой организованности, тактичности, упорства и терпения, помочь им осознать ее важность и значимость для себя и для общества.

Использование материалов об архитектурных памятниках как...

Одной из основных задач, реализуемых на уроках истории, является развитие у учащихся

Поэтому очень важно, чтобы учитель истории излагал материал о памятниках архитектуры в

Значение использования материалов об архитектурных памятниках на уроках истории и их...

Задать вопрос