Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 09.01.2021

Статья просмотрена: 1968 раз

Библиографическое описание:

Дьяконова, Е. А. Формирование трудовых резервов страны в 1940–1945 гг. / Е. А. Дьяконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77441/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена изучению становления и развития системы трудовых резервов в СССР в первой половине 1940-х гг. Значительное внимание в статье уделено процессу создания системы трудовых резервов.

Ключевые слова: трудовые резервы, ремесленные училища, школы ФЗО, железнодорожные училища, молодежь, подготовка рабочих кадров.

The article is devoted to the study of the formation and development of the manpower reserve system in the USSR during the Great Patriotic War of 1941–1945. Considerable attention was paid to the process of creating a system of labor reserves.

Keywords: manpower Reserves, vocational training, workschools, railway schools’,youth, training of workers.

Подготовка квалифицированной рабочей силы в СССР проводилась с первых дней Советской власти. Коммунистическая партия и правительство придавали огромное значение делу подготовки молодого рабочего класса. Требования быстро развивающейся социалистической экономики, чрезвычайно обостренная международная обстановка конца 1930-х годов обусловили создание в 1940 году системы государственных трудовых резервов.

2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» было положено начало организации училищ и школ трудовых резервов. На основе Указа были утверждены новые типы учебных заведений: двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища, и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий. В школы ФЗО принимались юноши в возрасте 15–17 лет и девушки 16–18 лет. В училища принимались юноши 14–15 лет и девушки 15–16 лет [15].

В школах ФЗО подготавливались рабочие массовых профессий: слесари, забойщики, плотники, столяры, штукатуры, маляры. Ремесленные и железнодорожные училища готовили рабочих таких профессий, как токарь-универсал, подручный столяр, аппаратчик, моторист, электромонтер, помощник паровозных машинистов.

В школы ФЗО металлургической, угольной и горнорудной промышленности принимались главным образом юноши. Все учащиеся со дня приема в училища и школы находились на полном государственном содержании. За счет государства они получали трехразовое питание, рабочую и выходную одежду, учебники и учебные пособия, имели право бесплатного проезда по железной дороге [13].

За подготовку рабочих кадров отвечало Главное управление трудовых резервов СССР (ГУТР СССР), к основным задачам которого относились:

  1. «подготовка государственных трудовых резервов для промышленности и транспорта;
  2. распределение по решению Совнаркома СССР государственных трудовых резервов, подготовленных в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения» [9, с. 775–776].

2 октября 1940 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О призыве (мобилизации) городской и сельской молодёжи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО». В соответствии с вышеуказанным Постановлением в стране ежегодно объявлялся призыв молодежи от 14 до 17 лет в ремесленные училища и школы ФЗО [12]. Их выпускники ежегодно направлялись на государственные предприятия. Таким путем обеспечивался постоянный приток в промышленность и на транспорт квалифицированных кадров.

13 ноября 1940 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О массовой политической работе в связи с призывом городской и колхозной молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично заводского обучения». Основным содержанием агитационной работы среди населения, а также призываемой молодёжи, были:

  1. «широкая популяризация Указа Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах», разъяснение значения и необходимости создания мощных трудовых резервов в нашей стране;
  2. ознакомление с правилами приёма в училища и школы ФЗО;
  3. ознакомление с профилем и профессиями этих учебных за-ведений» [13, c. 3].

С целью усиления ответственности за нарушения трудовой дисциплины наводился порядок в ремесленных училищах и школах ФЗО, где имели место факты опозданий, прогулов и дезертирства. На основании Постановления Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1940 года «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)» дезертиров разыскивали, возвращали на место учебы или передавали суду. За грубое нарушение дисциплины учащиеся оправлялись в трудовые колонии сроком на один год [10, с. 245].

Для привлечения учащихся ФЗО к активной борьбе за укрепление учебно-производственной дисциплины и правил социалистического общежития 8 мая 1941 г. был создан Товарищеский суд школ ФЗО, Ремесленных и Железнодорожных училищ. Товарищеский суд был призван «воспитывать у учащихся социалистическое отношение к труду и прививать учащимся нетерпимость к проступкам» [12. Л. 1].

15 мая в 1941 г. состоялся первый выпуск учащихся школ фабрично-заводского обучения. Выпуск дал народному хозяйству страны 250 тыс. квалифицированных рабочих. Организация ремесленных и железнодорожных училищ, школ ФЗО накануне Великой Отечественной войны имела стратегически важное значение для государства. Еще до начала войны школы и училища дали промышленности и транспорту четверть миллиона молодых рабочих, среди них 49 тысяч рабочих угольных и горностроительных профессий, 101 тыс. рабочих строительных профессий, 41 тыс. слесарей разных специальностей, свыше 12 тыс. станочников, 7 тыс. рабочих металлургических специальностей, свыше 5 тыс. электрогазосварщиков, свыше 14 тыс. железнодорожников [11, с. 3].

В условиях начавшейся войны 27 июля 1941 г. Государственный комитет обороны СССР принял решение о переключении учебно-производственной деятельности школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленных и железнодорожных училищ на выполнение государственных оборонных заказов. Газета «Правда» писала: «Необходимо быстро и решительно перестроить всю работу, подчинив ее нуждам и интересам фронта. Ни малейшего промедления!» [6, C. 1]. Это призыв быстро нашел отражение в деятельности трудовых резервов. Училища и школы развернули в своих мастерских и на предприятиях производство боеприпасов, оружия и инструментов, необходимых для армии и флота, авиации и транспорта.

Константин Вишняков-Вишневицкий в своей работе «Нам открыты все пути» описал трудовые дни молодых ребят на предприятиях: «На заводе имени Кирова, как и на большинстве ленинградских предприятий, производство перестраивалось на нужды фронта. Перед коллективом была поставлена задача — обеспечить бесперебойный и современный ремонт легких танков. Работа предстояла большая и трудоемкая, а специалистов на заводе становилось все меньше.

В цехах ребята становились на освободившиеся рабочие места. Останавливались. Привыкали. Слушали опытных людей внимательно, серьезно. Озорства и баловства как не бывало» [5, c. 97].

Особую роль трудовые резервы сыграли в обеспечении квалифицированной рабочей силой промышленных предприятий восточных районов. В районы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Казахстана и Средней Азии было направлено 1313 тыс. квалифицированных рабочих, подготовленных в училищах и школ ФЗО [8, c. 36]. «22 июня 1941 г. была проделана большая работа, трудились все без исключения. Демонтировались станки и перевозились на площадку, где уже были поданы вагоны. Тут же быстро и организованно шла погрузка. Оборудование было вывезено полностью. На станции Голиковка всех сотрудников и учащихся училища посадили в вагоны и отправили в Свердловск» — вспоминает учащийся училища № 2 г. Петрозаводска Сорокин Виктор Иванович [2, с. 73].

Выполнение плана подготовки кадров в 1942 г. потребовало от учебной сети еще больших усилий, максимального использования всех источников пополнения рабочей силы. В целях обеспечения рабочей силой предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства 13 февраля вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». От мобилизации освобождалось население в возрасте от 16 до 18 лет, которые призывались в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища [18]. Подготовленные квалифицированные рабочие кадры направлялись в основном в промышленность, на строительство и транспорт.

Коллегией Главного управления трудовых резервов и ЦК ВЛКСМ 2 июня 1942 года было принято совместное Постановление об организации Всесоюзного социалистического соревнования. В ходе соревнования только учащиеся школ ФЗО и ремесленных училищ в 1943 году дали фронту продукции на сумму 95 миллионов рублей. Партия нацеливала молодёжь на борьбу за высокую производительность труда, на самоотверженную работу, на усиление помощи фронту. С каждым днем возрастало число передовиков среди рабочей молодежи [7, c.1].

Важную роль в улучшении работы учебных заведений в системе профтехобразования сыграло соревнование за успешное овладение профессией. Победителям присваивалось звание «Лучшее ремесленное», «Лучшее железнодорожное училище». Одним из победителем этого соревнования явилось железнодорожное училище № 1 Московской области, а также больших успехов добилось ремесленное училище № 5 Свердловской области [3, c. 3].

Трудовой подвиг и самоотверженная работа учащихся училищ нашли отражение во фрагменте дневника Всеволода Вишневского: «На военных заводах нарастают темпы производства. На радиозаводе 14-летняя девочка дает пятнадцать единиц, а до войны на этом же месте давали три. Огромный напор, конвейерная система. Девушки обучились работе за девять-десять месяцев. Знают две-три детали в совершенстве: свою и соседей справа и слева. Дают точную сборку» [4, c. 62].

За образцовое выполнение задания по производству и за отличные успехи в организации учебного процесса в училищах и школах учащиеся и работники государственных резервов награждались знаком «Отличник Государственных резервов, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». За успешное выполнение задания по выпуску специальной продукции для нужд фронта и для нужд обороны страны училища награждались орденами «Трудового Красного Знамени», «Красной звезды», «Знак почета» [1, с. 181].

В годы войны среди молодежи велась активная политическая и культурно-просветительская работа. Проводились лекции и беседы, встречи с фронтовиками, писателями, поэтами, деятелями искусства, развивалась художественная самодеятельность, проводились спортивные соревнования. Все было направлено на то, чтобы будущие рабочие росли подлинными патриотами и культурными людьми.

Газета «Комсомольская правда» за 1944 год писала: «Во многих наших училищах и школах молодежь живет культурной, интересной жизнью. В свободные дни учащиеся ходят в театры, музеи, стадионы. Частые гости в училищах и общежитиях — лекторы, агитаторы, беседчики. Художественные ансамбли и кружки воспитали много талантливых певцов, музыкантов» [7, с. 3]. Всеволод Вишневский в «Дневниках военных лет» привёл пример того, как прошел литературный вечер на Кировском заводе в Ленинграде 6 марта 1943 года: «С подъемом провели литературный вечер. Зал-подземелье заполнен главным образом молодежью. Хороший вечер!» [4, c. 63].

С 1943 года в системе трудовых резервов были созданы специальные ремесленные училища для воспитания, профессионального и общего обучения детей возрастом 12–13 лет, оставшихся без родителей. Дети за 3–4 года получали семилетнее образование и рабочую специальность [14].

В результате целенаправленной и напряженной работы с 1940 по 1945 год в промышленность, на строительство и транспорт из государственных трудовых резервов было направлено 2 миллиона 250 тысяч квалифицированных рабочих и рабочих массовых профессий. Общее количество училищ и школ ФЗО в стране с 1940 по 1945 год увеличилось с 1550 до 2570 шт. [16, c. 1].

Война потребовала высоких темпов подготовки рабочих кадров, их количественного роста. В годы войны система трудовых резервов, несмотря на трудности и недостатки в организации ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, справилась с подготовкой рабочих кадров для различных отраслей промышленности, в т. ч. оборонной.

Литература:

  1. Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: 3 т. / С. Я. Батышев и др. — М.: Профобразование,1999. Т. 3. 488 с.
  2. Грибанова, Н. А. Трудовыерезервы: годы и судьбы: (воспоминания ветеранов начального профессионального образования Карелии) / сост. Н. А Грибанова, Т. А. Гусева. — Петрозаводск: VERSO, 2010. 175 с.
  3. В главном управлении трудовых резервов при СНК СССР и центральном комитете ВЛКСМ // Известия. № 295 (7981). 1942. 4 с.
  4. Вишневский В. В. Дневники военных лет (1943, 1945 гг.) — М.: Советская Россия, 1974. 432 с.
  5. Вишняков-Вишневецкий, К. А. Нам открыты все пути: История профтехобразования в Ленинграде и Ленинградской области / В. В. Шапкин. — М.: Лениздат, 1982. 260 с.
  6. Все подчинить интересам обороны! // Правда. 1941. № 180 (8588). 4 с.
  7. За знамя государственного комитета обороны! // Комсомольская правда. 1942. № 154 (8925). 4 с.
  8. Митрофанова, А. В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.). / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 486 с.
  9. Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917–1967 гг.: сб. Документов. — М.: Политиздат, 1967. Т.2. 1929–1940 гг. С. 776–777.
  10. Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы) (указ от 28 декабря 1940 г.). — М.: Ведомости Верховного совета СССР, 1945. С. 245.
  11. Подготовка трудовых резервов // Правда. 1941. № 263 (8681). 4 с.
  12. Положение о Товарищеском суде школы, фабрично-заводского обучения, ремесленного и железнодорожного училища. Центральный Государственный Архив Историко-политических Документов Санкт-Петербурга. (ЦГАИПД СПб). Ф. Р‑24 Оп. 7. Д. 603. Л. 3.
  13. Постановление СНК СССР от 02.10.1940 N 1852 «О призыве городской и колхозной молодежи в Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично-Заводского Обучения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
  14. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» // MIL. PRESS FLOT [сайт]. [2010]. URL: https://flot.com.
  15. Призыв в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО // Правда. 1940. № 317 (8383). 4 с.
  16. Трудовые резервы Советского Союза // Правда. 1945. № 236 (10007). С. 1.
  17. Указ Президиума ВС СССР ОТ 2.10.1940 «О государственных резервах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
  18. Указ Президиума ВС СССР от 13.02.1942 «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): училище, школа, резерв, подготовка рабочих кадров, рабочий, фабрично-заводское обучение, профессия, СССР, учащийся, Главное управление.


Ключевые слова

молодежь, трудовые резервы, подготовка рабочих кадров, ремесленные училища, школы ФЗО, железнодорожные училища

Похожие статьи

Потенциал традиций в современном профобразовании

- низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства; - ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей.

Появился новый тип учебного заведения ФЗО (фабрично-заводское обучение), выполнявший государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих.

Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на...)

В училищах готовили квалифицированных рабочих для крупной, мелкой и кустарной промышленности.

В начале XX века в Забайкалье остро стояла проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров.

Общее заведывание делами школы возлагалось на Совет. Обучение сопровождалось немалыми трудностями, потому что в одном классе учились...

Подготовка профессиональных кадров для легкой...

Подготовка и обучение новых, основных рабочих кадров осуществлялась по нескольким каналам: в профессионально-технических училищах, непосредственно на производстве путем бригадного, индивидуального ученичества и курсового обучения. Все перечисленные виды подготовки использовались и на предприятиях легкой промышленности Южного Урала, о чем...

Развитие системы профессионального образования военных...

30 марта 1918 года на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО).

Первый период характеризуется созданием системы специальных военно-учебных заведений, предназначенных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных кадров различного...

Кадровая политика Бельского речного пароходства во второй...

Обучение в школе ФЗУ длилось 1,5 года, однако учащиеся достаточного объема знаний и практического навыка не получают [1, c. 5]. Все

Учебный комбинат занимается подготовкой и переподготовкой кадров, и обучением рабочих техминимуму.

В связи с этим крайне необходимо поставить перед Наркомводом СССР вопрос об организации водного техникума в г...

Проблемы включения периодов обучения в СПТУ, на курсах...

«з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах...

Подготовка кадров в контексте истории социально-культурной...

Библиографическое описание: Гурин, Н. А. Подготовка кадров в контексте истории социально-культурной деятельности.

Другим аспектом может стать вопрос подготовки кадров для данной сферы. Здесь уже можно выделить ряд отличительных моментов.

На региональном уровне на себя эту функцию брали методические кабинеты региональных управлений культуры.

Развитие системы профессионального образования в Омской...

Для подготовки квалифицированных рабочих при Омском механическом и Литейном заводе, заводе Рандрупа организуются школы

Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся определялось при заводе

Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели большое социальное значение...

Проблемы организации главных и малых народных училищ по...

Предусматривалось обучение по классно-урочной системе, то есть если раньше учитель занимался

Первоначально Иркутское Главное народное училище расположилось в каменном здании градской гражданской школы, которое было построено в 1782 на

Поскольку городские управления плохо обеспечивали содержание училищ, эта обязанность повсеместно пала на...

Похожие статьи

Потенциал традиций в современном профобразовании

- низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства; - ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей.

Появился новый тип учебного заведения ФЗО (фабрично-заводское обучение), выполнявший государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих.

Низшие технические школы и училища России начала XX в. (на...)

В училищах готовили квалифицированных рабочих для крупной, мелкой и кустарной промышленности.

В начале XX века в Забайкалье остро стояла проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров.

Общее заведывание делами школы возлагалось на Совет. Обучение сопровождалось немалыми трудностями, потому что в одном классе учились...

Подготовка профессиональных кадров для легкой...

Подготовка и обучение новых, основных рабочих кадров осуществлялась по нескольким каналам: в профессионально-технических училищах, непосредственно на производстве путем бригадного, индивидуального ученичества и курсового обучения. Все перечисленные виды подготовки использовались и на предприятиях легкой промышленности Южного Урала, о чем...

Развитие системы профессионального образования военных...

30 марта 1918 года на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО).

Первый период характеризуется созданием системы специальных военно-учебных заведений, предназначенных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных кадров различного...

Кадровая политика Бельского речного пароходства во второй...

Обучение в школе ФЗУ длилось 1,5 года, однако учащиеся достаточного объема знаний и практического навыка не получают [1, c. 5]. Все

Учебный комбинат занимается подготовкой и переподготовкой кадров, и обучением рабочих техминимуму.

В связи с этим крайне необходимо поставить перед Наркомводом СССР вопрос об организации водного техникума в г...

Проблемы включения периодов обучения в СПТУ, на курсах...

«з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах...

Подготовка кадров в контексте истории социально-культурной...

Библиографическое описание: Гурин, Н. А. Подготовка кадров в контексте истории социально-культурной деятельности.

Другим аспектом может стать вопрос подготовки кадров для данной сферы. Здесь уже можно выделить ряд отличительных моментов.

На региональном уровне на себя эту функцию брали методические кабинеты региональных управлений культуры.

Развитие системы профессионального образования в Омской...

Для подготовки квалифицированных рабочих при Омском механическом и Литейном заводе, заводе Рандрупа организуются школы

Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся определялось при заводе

Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели большое социальное значение...

Проблемы организации главных и малых народных училищ по...

Предусматривалось обучение по классно-урочной системе, то есть если раньше учитель занимался

Первоначально Иркутское Главное народное училище расположилось в каменном здании градской гражданской школы, которое было построено в 1782 на

Поскольку городские управления плохо обеспечивали содержание училищ, эта обязанность повсеместно пала на...

Задать вопрос