Формирование здорового образа жизни у детей в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Формирование здорового образа жизни у детей в условиях дошкольной образовательной организации / А. М. Яценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77200/ (дата обращения: 05.05.2024).



Дошкольный возраст является очень важным для малыша. Ребенок усиленно растет и развивается, именно в это время закладываются основы здоровья и здорового образа жизни. Главными помощниками в этот нелегкий для детей период могут стать лишь педагоги дошкольной образовательной организации и семья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, физическое развитие, культура здоровья, личная гигиена, режим дня, ФГОС, ДОО.

Самая важная педагогическая задача — это формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Сегодня в мире гаджетов, родителям нелегко заставить ребенка побегать на улице, сделать зарядку, а тем более задумываться о своём здоровье. Многие родители из-за своей занятости не могут уделить своим детям, столько внимания сколько хотелось бы. Поэтому на воспитателей детских садов ложится ответственность за формирование основ здорового образа жизни своих воспитанников.

Здоровье — это состояние полного физического и духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни — направлен на сохранение здоровья, профилактику болезней путем: закаливания, правильного режима питания, физической активности, соблюдении правил личной гигиены и т. д.

Авторы отмечают (В. Г. Игнатович, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И.Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, и др.), − что система образования имеет большое значение в формировании основ здорового образа жизни — эта проблема не только медицинская, но и педагогическая, ведь грамотно сформированная воспитательно-образовательная деятельность с ребенком зачастую в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Проблема здоровья всегда была и остается актуальной, ведь с каждым годом процент детей, имеющих отклонения в здоровье, увеличивается все больше и больше, среди дошкольников прослеживается постоянное увеличение уровня заболевания.

Это связано с негативными явлениями современной жизни: низким уровнем здравоохранения; негативными факторами окружающей среды; многочисленные вредные привычки общества, которые наблюдают дети (курение, алкоголизм, нецензурная лексика, наркомания и т. д.); а также невысокой степенью формирования брака и семьи.

Дошкольный возраст для ребенка очень важен, именно в это время дети растут и развиваются, становятся сильнее у них усиленно формируются психические процессы и высшая нервная система. Поэтому многие родители и педагоги сталкиваются с такими трудностями как: перемены настроения у ребенка, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий, неусидчивость, быстрая утомляемость.

У детей этого возраста закладываются основы здоровья и здорового образа жизни, культуры здоровья, физического развития.

В дошкольной образовательной организации главными условиями формирования здорового образа жизни являются:

  1. соблюдение режима дня: виды деятельности нужно четко распределить (прием пищи, игровая деятельность, познавательная деятельность, прогулка на свежем воздухе, сон, физическое развитие)
  2. правила личной гигиены: (умываться, чистить зубы, мыть руки после прогулки и перед каждым приемом пищи, быть опрятным, пользоваться только своей расческой и т. д.)
  3. здоровое питание: (фрукты, овощи, рыба, мясо, каши и т. д., здоровая нежирная пища) сбалансированное питание.

Для повышения уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни, педагоги дошкольного учреждения проводят с детьми беседы, после чего, для закрепления проводят опрос, например:

1) Что такое здоровье?

2) Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

3) Какие вредные привычки вы знаете?

4) Какая еда полезная, а какая вредная?

5) Что вы знаете о своем организме? и т. д.

Также важно отметить, что каждое дошкольное образовательное учреждение работает на основе — это:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в котором учитываются:

– индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

– возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

– охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;(1)

  1. Основная образовательная программа ДОО: программа разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе). ООП разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, с учетом соответствующих примерных ООП ДО.
  2. Парциальные программы ДОО (дополнение к ООП): это занятия и методики, направленные на развитие мелкой моторики, чистой речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления.

Таким образом, можно отметить, что процесс формирования ЗОЖ сопоставим с активным (подвижным) образом жизни, соблюдении правил личной гигиены, а также режима дня, правильного (сбалансированного) питания, Здоровый образ жизни формируется в ходе режимных моментов, групповых занятий, прогулок на свежем воздухе, в трудовой и игровой деятельности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. Новикова. − М.: Мозаика-синтез, 2010. − 96 с.
  3. Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Здоровый образ жизни, личная гигиена, дошкольный возраст, ребенок, физическое развитие, дошкольная образовательная организация, дошкольное образовательное учреждение, игровая деятельность, культура здоровья, свежий воздух.


Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель...

Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни

В уголке «доктор» посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года №...

Влияние педагогических условий на формирование здорового...

Основная задача по физическому развитию детей программы «Радуга» — сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий

Забота о здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко, Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст, родитель...

Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни

В уголке «доктор» посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года №...

Влияние педагогических условий на формирование здорового...

Основная задача по физическому развитию детей программы «Радуга» — сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как...

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного...

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий

Забота о здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

Библиографическое описание: Исаенко, Ю. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения.

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Задать вопрос