Интегрированное обучение иностранному языку на примере математики и иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Цуркан, Т. С. Интегрированное обучение иностранному языку на примере математики и иностранного языка / Т. С. Цуркан, К. А. Коткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77173/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье авторы рассматривают интегрированный подход к обучению иностранному языку на примере математики и иностранного языка.

Ключевые слова: интеграция, иностранный язык, CLIL.

В настоящее время существует большое изобилие приёмов и методик по обучению иностранному языку. По сравнению с классическим подходом преподавания иностранного языка, современные методики направлены на удовлетворение самого распространённого желания обучающегося — возможность свободно разговаривать на иностранном языке. Таким образом, из 4 компетенций: чтение, письмо, говорение и аудирование (восприятие речи на слух), большее внимание уделяется говорению и аудированию.

А если учащиеся могли бы использовать иностранный язык для обучения, что одновременно позволило бы им применять иностранный язык на практике? Данный вопрос уже давно имеет ответ.

Дэвид Марш в статье «The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe» предлагает такому методическому подходу следующее определение: «Контентно-языковое интегрированное обучение относится к любому двойственно-направленному образовательному контексту, в котором дополнительный язык, не являющийся первым языком вовлечённых в деятельность учащихся, а используется в качестве средства обучения и изучения неязыкового контента. Он имеет двойственную направленность, потому что, в то время как внимание может быть преимущественно сосредоточено либо на предметном содержании, либо на языке, оба аспекта всегда учитываются». Реализация данного метода осуществляется разными способами. Обычно занятия проводятся учителями иностранного языка или учителями-предметниками, которые имеют достаточные знания и квалификацию.

Наиболее очевидная причина успеха данного подхода заключается в том, что на изучение языка не нужно выделять дополнительное время в учебной программе. Более того, автор подметил интересную особенность: учащиеся старшего возраста всё больше предпочитают «учиться по мере использования и использовать по мере обучения», что соответствует сиюминутной цели (актуальной цели современности). [1]

Лалетина Т. А. в своей статье «Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку» выделяет следующие аспекты CLIL и способы их реализации:

1. Культурный аспект

– Изучение и понимание культуры других стран;

– Развитие навыков межкультурного общения;

– Изучение особенностей соседних стран, регионов и национальных меньшинств;

– Расширенное понимание культурных взаимоотношений.

2. Социальный аспект

– Подготовка к интернационализации, особенно в рамках европейской интеграции;

– Возможность сдать экзамен на получение сертификата международного образца;

– Повышение образовательного уровня в рамках школьной программы.

3. Языковой аспект

– Повышение общего уровня языковой компетенции;

– Развитие коммуникативных навыков;

– Углубленное понимание как родного, так и иностранного языка;

– Развитие заинтересованного отношения как к родному, так и к иностранному языку;

– Использование иностранного языка для прикладных целей.

4. Предметный аспект

– Возможность разностороннего изучения предмета;

– Доступ к специальной предметной терминологии посредством иностранного языка;

– Подготовка к дальнейшему обучению или к работе.

5. Обучающий аспект

– Возможность использования разных обучающих стратегий;

– Использование разных методов и форм классной работы;

– Повышение мотивации обучающихся [2].

Таким образом, одновременное изучение иностранного языка и любого неязыкового предмета предоставляет дополнительные средства обучения, которые предполагают ряд преимуществ, связанных как с изучением языка, так и с изучением неязыковых предметов.

Рассмотрим интеграцию математики и иностранного языка. Анализ примерной основной образовательной программы основного общего образования [3] позволяет сделать вывод, что ряд тем по математике программы основного общего образования возможно вынести для более глубокого изучения на внеурочной деятельности. Кроме того, если эти темы изучать на иностранном языке, будут достигаться и аспекты, упомянутые выше (культурный, социальный, языковой, предметный, обучающий).

Составим для примера тематическое планирование внеурочной деятельности по математике на английском языке для учеников 9 класса, рассчитанное на 20 учебных часов (табл. 1). Данная программа внеурочной деятельности может быть построена по принципу клуба — английского творческого клуба, где учащиеся могут удовлетворить свои познавательные интересы по математике, развить коммуникативные навыки, раскрыть свой творческий потенциал.

Таблица 1

Тема

Кол-во часов

1

Введение в курс. Основная математическая терминология на английском языке.

1

2

Analysis of the information presented in the table. Анализ информации, представленной в таблице

2

3

Solving optimization problems. Решение задач на оптимизацию

2

4

Analysis of graphs and charts. Анализ графиков и диаграмм

3

5

Solving problems for distance, speed and time. Решение задач на движение

3

6

Solving problems for interest. Решение задач на проценты

2

7

Solving various problems. Решение различных задач

2

8

Pythagorean theorem. Теорема Пифагора

2

9

Creation of the project «House of My Dreams». Создание проекта «Дом моей мечты»

2

10

Projects estimate presentation «House of My Dreams». Презентация сметы проектов «Дом моей мечты»

1

Благодаря такому построению процесса обучения математики, активно формируется заинтересованность учащихся в обоих предметах, а также новый словарный запах, развиваются коммуникативные навыки. А самое главное, это отличная возможность применения языка на практике.

Литература:

  1. David, Marsh Content and language Integrated Learning (CLIL). A Development Trajectory / Marsh David. —: University of Córdoba, 2012. — 516 c.
  2. Лалетина, Т. А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку // Международная научно-практическая конференция «Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/conf/iubpe1/report?memb_id=4487
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 26.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, CLIL, внеурочная деятельность, решение задач, английский язык, изучение языка, Интегрированный подход, моя мечта, основное общее образование.


Похожие статьи

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального...

 CLIL (Content and Language Integrated Learning) — термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно — изучение предмета посредством иностранного языка...

Изучение иностранного языка с применением элементов...

Библиографическое описание: Сафарова, А. М. Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в

CLIL (Content and Language Integrated Learning) — термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных...

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

 На сегодняшний день изменились подходы к изучению иностранного языка. Язык рассматривается как основной инструмент для получения качественных знаний, отвечающих международным требованиям. Одним из таких подходов является предметно-языковое...

Технология CLIL на уроках английского языка | Статья в журнале...

Ключевые слова: CLIL, проекты, английский язык. Ученик, который учится без желания

Принципиально важно, что эта технология не предполагает углубленного изучения языка.

Технология CLIL способствует созданию пространства выбора образовательной деятельности...

Педагогическая технология интегрированного смешанного...

CLIL, иностранный язык, урок, группа, студент, способ организации деятельности, предметно-языковое интегрированное обучение. иностранный язык, язык, материал, интегрированное обучение, изучение языка, английский язык, иностранный язык...

Актуальные формы внеурочной деятельности по иностранному...

 Ключевые слова: внеурочная деятельность, иностранный язык, направления организации, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектная

Начать нужно с того, чтобы рассмотреть какие формы и способы организации внеурочной деятельности существуют и как выбирают...

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку...

Сегодня иностранный язык как предмет изучения считается одним из приоритетных

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Интеграция английского языка и предметов школьного курса...

Учитель английского языка Москаленко С. В. и учитель математики Пермякова Н. В. проводят интеграцию двух школьных предметов

Мы поставили перед собой задачу отыскать точки соприкосновения предметов математики и английского языка, показать пример широкого...

Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная...

Иностранный язык обладает значительным личностно-созидающим потенциалом, что является важнейшим фактором становления свободной личности, субъекта собственного жизнетворчества, осознающего смысл своей жизни и труда. Кроме того, изучение языка...

Похожие статьи

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального...

 CLIL (Content and Language Integrated Learning) — термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных языках. CLIL преследует две цели, а именно — изучение предмета посредством иностранного языка...

Изучение иностранного языка с применением элементов...

Библиографическое описание: Сафарова, А. М. Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в

CLIL (Content and Language Integrated Learning) — термин, описывающий обучающие методики, где предметы преподаются на иностранных...

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

 На сегодняшний день изменились подходы к изучению иностранного языка. Язык рассматривается как основной инструмент для получения качественных знаний, отвечающих международным требованиям. Одним из таких подходов является предметно-языковое...

Технология CLIL на уроках английского языка | Статья в журнале...

Ключевые слова: CLIL, проекты, английский язык. Ученик, который учится без желания

Принципиально важно, что эта технология не предполагает углубленного изучения языка.

Технология CLIL способствует созданию пространства выбора образовательной деятельности...

Педагогическая технология интегрированного смешанного...

CLIL, иностранный язык, урок, группа, студент, способ организации деятельности, предметно-языковое интегрированное обучение. иностранный язык, язык, материал, интегрированное обучение, изучение языка, английский язык, иностранный язык...

Актуальные формы внеурочной деятельности по иностранному...

 Ключевые слова: внеурочная деятельность, иностранный язык, направления организации, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектная

Начать нужно с того, чтобы рассмотреть какие формы и способы организации внеурочной деятельности существуют и как выбирают...

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку...

Сегодня иностранный язык как предмет изучения считается одним из приоритетных

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Интеграция английского языка и предметов школьного курса...

Учитель английского языка Москаленко С. В. и учитель математики Пермякова Н. В. проводят интеграцию двух школьных предметов

Мы поставили перед собой задачу отыскать точки соприкосновения предметов математики и английского языка, показать пример широкого...

Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная...

Иностранный язык обладает значительным личностно-созидающим потенциалом, что является важнейшим фактором становления свободной личности, субъекта собственного жизнетворчества, осознающего смысл своей жизни и труда. Кроме того, изучение языка...

Задать вопрос