Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Балакина, А. С. Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях / А. С. Балакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76850/ (дата обращения: 07.12.2021).



Исследование подходов понятий предпринимательской деятельности и ее эффективности приобретают все большую актуальность в настоящее время. Изучение факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельности предприятия, позволяет оценить и ее эффективность. Показатели оценки эффективности предпринимательской деятельности охватывают все элементы ее функционирования. Система контроля при оценке эффективности предпринимательской деятельности имеет очень важное значение. Для достижения экономической эффективности требуется проведение масштабных и системных мероприятий.

Ключевые слова: эффективность, оценка, предпринимательская деятельность, показатели, прибыль.

The study of approaches to the concepts of entrepreneurial activity and its effectiveness is becoming increasingly relevant at the present time. The study of external and internal environmental factors that affect the company's activities allows us to assess its effectiveness. Indicators for assessing the effectiveness of business activities cover all elements of its functioning. The control system in assessing the effectiveness of business activities is very important. To achieve economic efficiency, large-scale and systematic measures are required.

Keywords: efficiency, evaluation, business activity, indicators, profit.

В настоящее время развитие предпринимательской деятельности является одной из приоритетных задач, что объясняется тем, что от того, насколько будет эффективно развитие предпринимательства, напрямую зависит и развитие экономики страны в целом. Успешность развития предпринимательской деятельности зависит от условий, которые участвуют в процессе формирования специфической предпринимательской среды.

Цель данной статьи — исследовать — понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях.

Используемые в исследовании методы. В данной исследовании применялись как общенаучные, так и специальные методы: системный, метод анализа и синтеза, индукции и дедукции.

В настоящее время законодательный подход к определению предпринимательской деятельности комплексно отражен в ГК РФ в п. 1 ст. 2 первой части: предпринимательская — это деятельность самостоятельного характера, которую гражданин осуществляет на свой риск, ориентированная на получение прибыли систематически, будь то продажа товаров или оказание услуг, выполнение работ с учетом ее обязательной регистрации [1]. Как можно определить из данного понятия, признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, это:

– самостоятельный характера;

– получение прибыли;

– обязательная регистрация предприятия.

Рассмотрим подробнее данные понятия при помощи деления их на составляющие.

  1. Самостоятельный характер предпринимательской деятельности предполагает, что гражданин принимает участие в гражданском обороте лично, действуя от собственного имени, в силу собственной воли и ради собственного интереса. Иначе говоря, предпринимательская — это такая деятельность, осуществляемая исключительно в силу собственной воли гражданина-предпринимателя, ради его собственного интереса, и совершенно не зависит от каких-либо третьих лиц [2].

Согласно определениям, содержащимся в научной литературе, под предпринимательской средой принято понимать комплекс из взаимосвязанных субъективных и объективных факторов, которые создают возможности для достижения определённых целей и получения успеха субъектом предпринимательской деятельности [6, С.76]. Происхождение термина «предпринимательство» имеет глубокие английские корни, его автором принято считать ученого из Англии 18 века Ричарда Кантильона, согласно точке зрения которого предпринимательство — это экономическая деятельность, итогом которой является приведение в соответствие предложения и спроса на товар в условиях состояния постоянного риска. Кроме указанного автора, изучением понятия предпринимательской деятельности занимались и другие экономисты, в частности, можно отметить Карла Маркса, Торстейна Веблена, Йозефа Шумпетера. Каждый из них придерживался своего, отличимого от остальных мнения относительно данного понятия; они проводили сравнение предпринимательства с различными факторами производства [2]. В ГК РФ приводится определение предпринимательской деятельности, согласно которой под данным понятием понимается самостоятельная деятельность, которая осуществляется на свой страх и риск и направлена на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения определенных работ или оказания определенных услуг лицами, которые зарегистрировали себя в данном качестве и в установленном порядке [1].

Как известно, главная цель любой компании, любого предприятия, независимо от их масштаба — это повышение эффективности их деятельности, максимизация прибыли. Под эффективностью принято понимать умение получить желаемый результат с применением минимальных на это издержек.

На эффективность деятельности компании оказывают воздействие различные факторы, как внешней, так и внутренней среды. К внешним факторам относятся экономические, политические, правовые, природные и прочие факторы; к внутренним — непосредственно внутренняя среда компании, степень развитости форм собственности и пр.

Для эффективной оценки предпринимательской деятельности требуется применение показателей, охватывающих все элементы ее функционирования. Можно выделить следующие показатели эффективности предпринимательской деятельности: объем продукции; инвестиционная и инновационная деятельность предприятия; валовой продукт; экспорт и импорт основной продукции [6, С.76]. Для проведения оценки деятельности предприятия требуется оценить показатели экономической эффективности. Именно благодаря им складывается общее представление о степени конечного результата в соотношении с понесёнными затратами или использованными ресурсами. Среди подобных показателей можно выделить общую рентабельность, рентабельность активов, уровень текущей ликвидности, уровень автономии, производительность труда, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств, оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности и другие. Именно после комплексной оценки данных показателей у руководства и управляющего персонала предприятия складывается объективная картина по поводу того, эффективно ли функционирует предприятие и не несёт ли оно убытки [3, С.31].

Для роста показателей эффективности деятельности предприятия необходимо использовать системы контроля. Они необходимы для оценки управления (реакция на изменения внешней среды) и выявления факторов, негативно влияющих на достижение запланированных результатов. Предпринимательство — неотчуждаемая часть нынешнего рыночного общества. Именно от его эффективной деятельности зависит плодотворная, приносящая успех работа предприятий и их конкурентоспособность на рынке. Следовательно, для улучшения деятельности предприятия нужно уметь правильно оценивать эффективность предпринимательской деятельности, что можно достичь, применяя определенные системы контроля.

Желая увеличить эффективность деятельности, зачастую руководство компаний рассчитывает достигнуть конкретного финансового результата. Рассмотрим основные способы увеличения эффективности предпринимательской деятельности. Первый и, пожалуй, самый важный способ — это снижение затрат. Этого можно добиться, если оптимизировать производство, сократить ценовые условия по закупкам, сократить персонал или уровень его заработной платы. Повышение производительности труда, уменьшение объемов используемого сырья, отходов, автоматизация производства — это модернизация процессов (производства), что является вторым способом повышения эффективности предприятия.

Третий способ — это изменения в организационной структуре, которое позволяет затрагивать структуру управления, коммуникации, принципы и методы обслуживания клиентов. Усиление маркетинговой системы на предприятии является четвертым из основных способов. Его задача — это поиск новых возможностей для организации, максимальный рост объемов продаж товара, привлечение целевой аудитории и другое. Каждый из этих способов имеет свои методы осуществления и может быть детализирован в более полном объеме [5, С.1427]. Повышение экономической эффективности должно сопровождаться инициативой сотрудников на любом уровне организации, поэтому вся система организации должна быть настроена на это. Очень часто комплекс мероприятий, повышающий эффективность предприятия, затрагивает сразу всю его деятельность. Такой подход позволяет использовать синергетический эффект, заключающийся в интеграции, соединении, слиянии отдельных частей в единую систему. Руководство должно проводить регулярный анализ информации о состоянии внешней и внутренней среды, если оно заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. Исходя из этого анализа, будет ясно, какие из факторов можно применить в будущем для стратегического развития и повышения эффективности. Рассмотрим некоторые из таких факторов: Минимизация задействованных ресурсов. Организация тем эффективнее, чем меньше используется оборудования, технологий, персонала при сохранении объемов выпуска продукции; Улучшение производительности и эффективности персонала за счет повышения квалификации и обучения, оптимизации системы, поиска более профессиональных кадров, повышения мотивации; Повышение социально-психологических факторов. Большим толчком для развития может стать применение инструментов децентрализации; Использование результатов научно-технического прогресса. К снижению конкурентоспособности и дальнейшей ликвидации может привести игнорирование новых технологий или нежелание их внедрения в связи с необходимостью инвестиций. Использование инвестиционного капитала и других механизмов стороннего финансирования. Открыть пути повышения эффективности деятельности предприятия может даже приватизация [4, С. 22–24].

Таким образом, можно сделать вывод, что для достижения экономической эффективности требуется проведение масштабных и системных мероприятий. Даже не смотря на положение, в котором находится предприятие, грамотный подход, применение обоснованных методов и инструментов могут повысить эффективность деятельности любой компании.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ГК: текст с изменениями и дополнениями на 4 октября 2020 года: [принят Государственной думой 21 ноября 1994 года: одобрен Советом Федерации 21 июня 1996 года]. — Москва: Эксмо-Пресс, 2020. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978–5–04–116343–3. — Текст: непосредственный.
  2. Грубенкова Д. О. Предпринимательство в теориях Кантильона, Маркса, Веблена и Шумпетера: сравнительный анализ // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2.
  3. Ещенко Е. С., Лешина О. С. Теоретические и практические аспекты анализа эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2015. № 11.3. С. 30–34.
  4. Повышение эффективности предпринимательской деятельности / И. А. Горбунова, О. В. Галкина, Е. Е. Казанцева, А. Е. Радова // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 22–24.
  5. Садыкова Л. Г. К вопросу о сущности категории «эффективность» // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1426–1430.
  6. Теслин, С. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации / С. В. Теслин, А. С. Кривцова. // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 206–210.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, экономическая эффективность, внутренняя среда, система контроля, ГК РФ, повышение эффективности, получение прибыли, продажа товаров, самостоятельный характер, собственный интерес.


Задать вопрос