Идеология понятия «смерть»: от истоков к современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ефимова, Н. С. Идеология понятия «смерть»: от истоков к современности / Н. С. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76710/ (дата обращения: 01.12.2021).



Ключевые слова: смерть, отношение, отношение к смерти, страх смерти.

Keywords: death, attitude, attitude towards death, fear of death.

Отношение к смерти напрямую влияет на выбор человеком своего пути. От того как он воспринимает такие взаимосвязанные вещи как жизнь и смерть, от того что в его поведении преобладает в большей степени стремление к жизни или избегание смерти, будет зависеть построение его ценностной сферы, его мировоззрение и выбор жизненного пути в целом.

Поскольку такие философские понятия как жизнь и смерть, непрерывно проникают во все уголки человеческой жизни, оказывая огромное влияние на поведение и мировоззрение человека.

Рассматривая отношение к смерти в различные исторические и культурные периоды, можно отметить, что существовали разные периоды отношения к жизни и смерти. Одни из них ознаменовываются непринятием одной части и полной отдачей интереса второй, другие периоды характеризуются гармоничным отношением жизни и смерти. В частности, в древней культуре Востока смерть не существовала как полное прекращение жизни, больше места уделяется мыслям о перерождении, возможности изменения воплотиться вновь в образе подобающему существованию и делам, совершенным в нем, в нынешнем обличии. Здесь жизнь и смерть представлены как два равных и параллельных пути существования, между которыми проводится определенный предел, устранение которого требует определенной подготовки и коллективных действий [4].

По-другому дело обстоит в христианской культуре, аспект связи со смертью можно найти и там. В этой культуре смерть рассматривается как зло, неотделимое от человеческой природы, потому что познание смерти не позволяет примирить ее, потому что смерть является началом греховной природы человека. С другой стороны, физическая смерть — это не конец жизни, между ними существует разрыв, который может длиться вечно. Здесь в определенном смысле можно увидеть сосуществование жизни и смерти, потому включает в себя символический их смысл [2].

На Руси была известная культурная традиция, свидетельствующая о том, что подготовка к смерти была чем-то естественным и занимались ей задолго при жизни. Например, гробы для всей семьи хранились в домах, могилы тоже находились в одном месте. В русских деревнях такая практика была распространена повсюду, в том числе и то, что человек перед приходом смерти чувствовал, что подходит срок, ложился в гробу, находился в полном сознании, и его начинали отпевать. Заметим, что слово «смерть» переводится со старославянского языка в своем первоначальном значении, как — своя мера, свой срок.

С реформой различных аспектов христианской мысли отмечается, Кальвинистская и англиканская ортодоксия считала, что души мертвых, одни в мире, а другие в мучениях, с нетерпением ждали воскрешения. Это мнение отличалось от взгляда Католической церкви, так как в основном отрицает возможность морального и духовного прогресса после смерти, и отсюда такие понятия, как чистилище.

Рассматривая связь со смертью в средневековой западноевропейской культуре, можно найти понятие такого рода «приручить смерть». Это понимание смерти анализируется в контексте важности подготовки и проведения церемоний принятия смерти. Потому что в этот культурный период смерть, как и жизнь, была социальным явлением. Смерть была тем событием, в котором могли обозначится важные для общества проявления –солидарность, сплочение. Эти чувства были важны, так как не находилось того места, для разноклассового состояния того времени, где могло быть единение. Для людей сохранялся сакральный смысл, религия была постоянным спутником в этом, придавая определенный окрас загробной жизни, вере в бессмертие души, достигалась подготовка к принятию неизбежности смерти

Отношение к смерти часто рассматривается через страх смерти. Экзистенциальная тревога смерти проистекает из базового знания о том, что человеческая жизнь должна закончиться. Известно, что экзистенциальная тревога смерти — самая мощная форма. Говорят, что язык создал основу для экзистенциальной тревоги смерти посредством коммуникативных и поведенческих изменений. Другие факторы включают осознание различий между собой и другими, полное чувство личной идентичности и способность предвидеть будущее. Осведомленность о человеческой смертности возникла давно. За промежуток эволюционного времени люди создали единственный базовый механизм, с помощью которого они справляются с экзистенциальной тревогой смерти, вызванной этим осознанием, — отрицанием. Отрицание осуществляется через широкий спектр умственных механизмов и физических действий, многие из которых остаются нераспознанными. В то время как отрицание может быть адаптивным при ограниченном использовании, чрезмерное использование более распространено и требует больших эмоциональных затрат. Отрицание является корнем таких разнообразных действий, как нарушение правил, нарушение рамок и границ, маниакальные празднования, применение насилия против других, попытки получить необычайное богатство и власть и многое другое. Эти стремления часто активируются травмой, связанной со смертью, и, хотя они могут привести к конструктивным действиям, чаще всего они приводят к действиям, наносящим вред себе и другим. Страх смерти естественен для человека, он известен практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни хорошо описал Ирвин Ялом: «Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте; он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким «подземным гулом», словно спящий вулкан. Это темное, тревожное присутствие, притаившийся на краю сознания» [7].

Смерть — это один из самых важных факторов, определяющих развитие человеческой личности. Такое развитие представляет собой непрерывный процесс созидания и разрушения, в течение своей жизни, человек сталкивается с двумя явлениями: потеря и приобретение. Поэтому смерть является сложным феноменом, который сосуществует параллельно с жизнью людей. Смерть — потеря контроля над физическим телом, но с продолжением существования сознания, в этом понимании смерти нет. Смерть — это не просто физическое прекращение жизни, смерть может быть интеллектуальной — в остром состоянии психоза; социальной — в случае потери связи с социально значимыми людьми; духовной — в случае потери нравственных убеждений. Некоторые авторы, например Т. Йоманс рассматривает боль души как психологическую смерть, когда человек умирает как носитель старого способа бытия и рождается снова как новый [6].

Встреча со смертью оказывает на людей сильное влияние, однако данное влияние на психическую жизни человека может быть различной. А. А. Баканова, отмечает три основных аспекта влияния, что смерть может оказывать на человека [1]. Первый вариант — это встретиться лицом к лицу со смертью как возможность испытать любовь. Р. Мэй утверждал, что любовь и смерть тесно связаны друг с другом, и любовь — это напоминание о смертности [3]. Э. Фромм Считал, что только любовь может преодолеть беспокойство от осознания своего одиночества и беспомощности перед смертью [5].

Именно через осознание конечности своего бытия человек выходит из состояния сна, от ужаса повседневного существования, начинает действовать и совершать поступки. Осознание смерти позволяет ощутить свою жизнь и ответственность за то, как человек предпочитает ее прожить.

Таким образом, мы можем говорить о том, что, исходя из исторических представлений о смерти, современное отношение к ней формируется посредствам осознания своей смертности. А именно в зависимости от истоков своей культуры у каждого индивидуума формируется собственное понятие о взаимосвязи жизни и смерти. В этой связи, отношение к смерти рассматривается как один из типологических факторов культурной идентичности, что позволяет выявить приоритетные жизненные установки и модели поведения, характерные для каждой культуры.

Литература:

  1. Баканова А. А. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / А. А. Баканова, Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. М. Родина / Под ред. Е. П. Кораблиной. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 319 с.
  2. Кленина Е. А. Отношение к смерти как условие формирования различных типов культуры / Е. А. Кленина, А. Е. Песков // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2015. — No1 (59). — С. 73–77.
  3. Мэй Р. Смысл тревоги: Пер. с англ. / Р. Мэй. — Москва: Независимая фирма Класс, 2001. — 384 с.
  4. Седов Л. Пестрая душа (опыт типологии культур по отношению к смерти) / Л. Седов // Родина. — 1992. — No 1. — С. 62–68.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский — Минск: ООО Попурри, 1998. — 672 с.
  6. Шутова Л. В. Поиск жизненных ресурсов через осознавание смерти / Л. В. Шутова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2006. — No14. — С. 297–303.
  7. Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия / И. Д. Ялом. — Москва: Независимая фирма «Класс», 2010. — 443 с.
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, экзистенциальная тревога смерти, жизнь, человеческая жизнь, действие, отношение, понимание смерти.


Задать вопрос