Проблемы взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета Российской Федерации с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Пулкачева, П. К. Проблемы взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета Российской Федерации с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах / П. К. Пулкачева, Д. А. Кравцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76678/ (дата обращения: 01.12.2021).



В статье затрагиваются важные вопросы относительно взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета Российской Федерации и несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах. Приведены статистические данные, полученные в ходе мониторинга и анализа количества несовершеннолетних лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Даны практические рекомендации, оптимизирующие процесс взаимодействия молодого сотрудника Следственного комитета с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах.

Ключевые слова: молодой сотрудник Следственного комитета, несовершеннолетний, следственный изолятор, допрос, рекомендации по взаимодействию.

Анализ официальных статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о количестве несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, позволил проследить динамику снижения численности несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора. Так, в 2015 году в следственных изоляторах Российской Федерации содержалось 1382 подозреваемых, обвиняемых, осужденных несовершеннолетних, в 2016 году — 1151 несовершеннолетний, в 2017 году — 1034 несовершеннолетних, в 2018 году — 982 несовершеннолетних, а на 2019 год количество несовершеннолетних составило уже 927 человек. Несмотря на это, уровень совершения преступлений несовершеннолетними остается по-прежнему высоким [1]. Генеральная Прокуратура Российской Федерации 23.09.2020 провела координационное совещание по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, в рамках которого было отмечено, что несовершеннолетними в настоящее время все чаще и чаще совершаются деяния насильственного характера, возросло количество совершенных тяжких и особо тяжких преступлений с участием подростков [2].

На сегодняшний день особую обеспокоенность вызывает тот факт, что подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеют корыстную мотивацию, носят насильственно-агрессивный характер и сопряжены с посягательствами на жизнь и здоровье граждан [3,c.124]. Следователями Следственного комитета проводится активная, целенаправленная работа по предупреждению, раскрытию и пресечению преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Допрос данной категории лиц является непростой задачей даже для опытных следователей, имеющих обширные знания и навыки общения с трудными подростками. Несомненно, для молодого сотрудника Следственного комитета данное следственное действие в отношении несовершеннолетних представляет особую сложность, как при его подготовке, так и при проведении. Это обусловлено не только спецификой самого субъекта — несовершеннолетнего, но и тем, что молодой следователь, не имея необходимого опыта и знаний для проведения допроса теряется, выбирает неверную тактику его проведения и тем самым не может расположить к себе, завладеть вниманием, доверием допрашиваемого лица. Именно поэтому особую важность имеет подготовительный этап проведения допроса. Здесь имеет место изучение личности допрашиваемого несовершеннолетнего, его поведения, психологических особенностей. С этой целью целесообразно провести встречу с сотрудником психологической лаборатории следственного изолятора, в ходе которой молодой сотрудник следственного комитета может получить интересующую его информацию о личностных качествах, семейной ситуации, круге общения в котором тот находился, увлечениях, хобби и иных необходимых сведениях. Помимо этого в рамках данной встречи молодой следователь может получить необходимые рекомендации по индивидуальным психологическим особенностям несовершеннолетнего. В дальнейшем это позволит более грамотно расставить акценты при проведении допроса. Для получения более полной информации о личности несовершеннолетнего лица, молодой следователь запрашивает дополнительную характеризующую информацию, как с места учебы, так и с места жительства. Наличие данной информации позволяет сформировать общее представление о лице, подлежащем допросу [4.c.275]. Все это также необходимо для установления психологического контакта с допрашиваемым лицом, понимания и объяснения отдельных поступков и высказываний, оценки достоверности показаний и для выбора эффективного приема проведения допроса. Сотрудник Следственного комитета должен не только знать и понимать всю процедуру проведения допроса лиц данной категории, но и владеть определенными психологическими навыками общения с ними.

Сама процедура проведения допроса несовершеннолетних в условиях следственного изолятора не имеет существенных различий от допроса лиц иных категорий, но имеет свои особенности. Во-первых, сотрудник следственного комитета обязан обеспечить участие педагога или психолога специалиста при проведении допроса несовершеннолетнего лица. Во-вторых, допрос несовершеннолетнего не может проводиться более 2 часов подряд и не более 4 часов в день в общей сложности. В-третьих, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого обязательно должен присутствовать его защитник. Помимо вышеперечисленных особенностей необходимо учитывать и уровень социально-педагогической запущенности несовершеннолетнего лица, которая проявляется в деформации личности несовершеннолетнего и его социальной дезадаптации. Несовершеннолетний становится труднообучаем и трудновоспитуем. В этом случае следователь должен формулировать свои вопросы простым для понимания языком, избегая сложных речевых конструкций, повторять несколько раз один и тот же вопрос с целью уяснения его несовершеннолетним. Также учитывается и уровень его криминализации при проведении допроса, то есть уровень вовлеченности подростка в преступную среду. Необходимо выяснить, впервые несовершеннолетний совершил преступление или у него уже имеется криминальный опыт, и он уже отбывал наказание в местах лишения свободы. Важным является также наличие близких родственников или друзей с судимостью, оказывающих негативное влияние на личность несовершеннолетнего. Употребляет ли подросток в своей речи тюремный жаргон или иной сленг. Для поддержания психологического контакта следователю необходимо показать, что он понимает несовершеннолетнего, находится с ним «на одной волне». Поэтому, молодой сотрудник Следственного комитета должен иметь широкий кругозор, в том числе понимать молодежный сленг и знать тюремный жаргон. Все это, безусловно, следователь должен учитывать для успешного проведения допроса несовершеннолетнего.

Нередко следователь сталкивается с противодействием при проведении допроса несовершеннолетнего, что обуславливается нежеланием говорить правду или вообще давать показания по делу, желанием ввести следователя в заблуждение относительно истины обстоятельств совершенного преступления, а также в результате добросовестного заблуждения в силу возрастных, умственных и психофизических особенностей. Частым явлением при допросе несовершеннолетнего является их речевая пассивность, когда допрашиваемый не желает общаться со следователем или сам по себе является неразговорчивым и малообщительным лицом [5. c. 18]. В данном случае перед следователем стоит задача активизировать речь несовершеннолетнего, расположить его к разговору с помощью вопросов, которые должны предполагать развернутый и однозначный, а не предположительный ответ по какому-то конкретному обстоятельству дела. Вопросы при этом должны быть простыми для понимания, четкими и конкретными. Еще одним видом противодействия является чрезмерная гладкость показаний и несвойственные возрасту слова и выражения, что может свидетельствовать о том, что допрашиваемое лицо находиться под влиянием иных лиц. В данных случаях следует попросить несовершеннолетнего пересказать все события своими словами, что в свою очередь позволит установить достоверность получаемой следователем информации. Еще одним способом выяснения истинности показаний допрашиваемого лица может быть его пересказ произошедшего в обратной последовательности, от конца к началу, при этом желательно разбить факт произошедшего события на фрагменты, несколько раз акцентировать внимание на непосредственном произошедшем преступлении.

Большинство подростков в силу недостатка воспитания и негативно влияющего окружения могут специально грубить и оскорблять следователя, особенного молодого, что серьезно может сказываться на обстановке в которой проводится допрос. В этом случае наиболее целесообразно оставить высказанное оскорбление без ответа, не вступать в дискуссию, демонстрируя уверенность в необходимости проведения следственного действия. Кроме того, необходимо разъяснить подозреваемому тот факт, что данные действия важны для установления истины по делу, и что он при этом является заинтересованным лицом.

Основной формой проведения допроса была и остается беседа, эффективность которой переоценить сложно. Для качественного проведения допроса молодому специалисту приходиться преодолевать ряд трудностей. Правильное установление психологического контакта с несовершеннолетним и выбранная следователем тактика проведения следственного действия — все это невозможно без знаний о психологических особенностях личности несовершеннолетнего, учета его социально-педагогической запущенности и криминальной зараженности. Все перечисленные особенности индивидуальны у каждого конкретного лица, и соответственно тактику общения с ними молодой специалист должен подбирать сообразно каждому случаю. Поэтому к молодым сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации предъявляются повышенные требования в области знания законодательства России, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости, которые являются профессионально важными для следователя качествами. Для успешного выполнения своих обязанностей молодой специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, накапливать профессиональный опыт и развивать нравственный потенциал.

Литература:

  1. ФСИН России. Режим доступа: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20v %20CIZOiT/
  2. Генеральная Прокуратура РФ. Режим доступа: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1890336/
  3. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2019. — Т. 5 (71). № 2. — С. 124–130.
  4. Рязанова Н. В. Изучение личности как элемент подготовки к допросу очевидца экстремального события // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 58. С. 274–277.
  5. Корнакова С. В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 3. — С. 17–23.
Основные термины (генерируются автоматически): Следственный комитет, молодой сотрудник, проведение допроса, Российская Федерация, допрашиваемое лицо, следственный изолятор, молодой следователь, молодой специалист, несовершеннолетнее лицо, психологический контакт.


Ключевые слова

несовершеннолетний, допрос, молодой сотрудник Следственного комитета, следственный изолятор, рекомендации по взаимодействию
Задать вопрос