Исследование профессиональной художественно-творческой подготовленности будущих педагогов изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1086 раз

Библиографическое описание:

Пулотов, Ф. У. Исследование профессиональной художественно-творческой подготовленности будущих педагогов изобразительного искусства / Ф. У. Пулотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3831/ (дата обращения: 29.04.2024).

This article is dedicated the fine art of future pedagogic skill for preparing the picture, the painting, the composition subject and its educational technology at the educational establishments.

Успех подготовки будущих педагогов изобразительного искусства и решения профессиональных задач зависит от того, как выполняют свои функции педагогический коллектив и как творчески поставлены занятия по рисунку, живописи, композиции. Поэтому ведущая роль в управлении учебным процессом в вузе принадлежит преподавателю. Он является ведущей фигурой всей систе­мы, основным субъектом учебно-воспитательного процесса. От его профессионального мастерства, прежде всего, зависит эффективность решения целей и задач обучения и воспитания.

Рассматривая концепцию о ведущей роли педагога в работе со студентами как процесс решения профессиональных задач, необходимо отметить роль единства художественного и педагогического мастерства преподавателя в достижении целей по подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Для того, чтобы осуществлять процесс обучения и воспитания студентов, преподаватель должен иметь высокий уровень художественно-педагогических знаний и умений, уметь осуществлять управление процессом обучения будущих учителей ИЗО в плане их профессиональной художественно-творческой подготовленности. При проведении занятий по рисунку, живописи, композиции на протяжении всего периода обучения студента в вузе педагог должен помнить, что его основная цель - подготовить не просто преподавателя для профессионального колледжа или общеобразовательной школы, а педагога-художника, т.е. учителя изобразительного искусства с высокими психолого-педагогическими и методическими знаниями по специальности. Необходимо подчеркнуть, что в процессе занятий по специальным дисциплинам преподаватель должен решать как дидактические, так и воспи­тательные задачи. Наиболее успешно эти задачи будут решаться при условии создания учебно-творческой атмосферы на занятиях, и очень важно, чтобы преподавателю и студентам были ясны и понятны цели их деятельности. Педагог в результате активной творческой ра­боты должен вызывать у студентов своеобразных стимулов к активизации учебной и творческой деятельности, в процессе которой происходит более полное усвоение ими студентами знаний, разработка умений и навыков, опираясь на которые, они в будущем твор­чески станут решать сложные задачи обучения и воспитания молодежи. Следовательно, взаимоотношения между преподавателем и студен­тами, возникающие в живом педагогическом процессе, создают благо­приятные условия профессионального становления будущих учителей.

В процессе формирования профессионально-педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства данная личность может выступать не только объектом, но и субъектом собственного воспитания и раз­вития. Как показывает исследования последних лет, под­линное воспитание личности будущего художника-педагога во многом зависит от преподавания специальных дисциплин, взаимосвязь учебных и творческих постановок и необходимость самообразования и самовоспитания. Самовоспитание, таким образом, является важным компонентом становления будущего учителя изобразительного искусства как художника педагога. Следовательно, воспитание и само­воспитание студентов на занятиях по спец.дисциплинам имеет одну общую задачу-формирование личности педагога, его профессиональ­но-педагогических умений.

Подготовка будущего художника-педагога в процессе освоения спецпредметов, в частности, на занятиях по рисунку, живописи, композиции должна влиять на все виды деятель­ности студента (познавательную, коммуникативную, творческую, кон­структивную, организаторскую и т.д.), формировать его личность максимально приближенной к структуре предстоящей деятельности учи­теля изобразительного искусства в образовательном учреждении.

Как показывают проведенные исследования и наблюдения работы педагогов, наиболее часто встречаю­щимися трудностями при проведении студентами-практикантами уроков изобразительного искусства, являются: программирование своих дей­ствий, выполнение педагогических рисунков, конструктивные постро­ения. Давая научные основы последовательности выполнения учебных рисунков школьникам, учителя-стажеры не могут показать четкой последовательности выполнения этапов рисунка и живописи. Им очень сложно также совместить выполнение рисунка с изло­жением учебного материала. Наблюдения также показывают, что учителя-стажеры испытывают затруднения в организации учебных постановок. По­становки не выразительны, усложнены, не учтены возрастные особен­ности учащихся, их интересы и возможности. Натюрморты ставятся в большинстве случаев выше линии горизонта и на близком расстоянии от рисующих. При таком положении они не входят в поле зрения уча­щихся, следовательно, отсутствует цельность восприятия натюрморта. Вследствие этого ученик в процессе работы меняет точку зрения, ри­сунок выполняется по частям и с грубыми ошибками в построении. Сту­дент слабо владеет педагогической техникой, в частности, не раз­вита речь. Необходимо также отметить трудности, связанные с оцен­кой работ учащихся, и оценке детских рисунков они больше полагают­ся на свою интуицию (хотя мы не отрицаем полностью и значение ин­туиции), чем на выработанные в методике критерии оценок.

Результаты анкетирования студентов 4-го курса направления «Изобразительного искусства и инженерной графики» факультета «Санъат» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (50 студентов) после прохождения ими педагогической прак­тики подтвердили наши наблюдения. Распределение степеней труднос­ти (22 студента, в 44 %) по художественно-педагогическим умениям следующее:

-умение планировать свою деятельность и деятельность детей – 30 студентов 60 %;

-умение выполнять педагогический рисунок на классной доске с одновременным из­ложением теоретического материала – 30 студентов 60 %;

-умение объективно оценивать работу учащегося - 21 студентов 42 %;

-умение владеть голосом и интонацией - 30 студентов 60 %;

-умение организовывать учебную постановку – 32 студента 64 %.

Анализируя причины, порождающие дидактические и методические трудности практикантов, мы установили, что студенты часто не мо­гут соотнести теоретические знания с практическим решением художественно-педагогических задач.

Это значит, начиная с первых заданий в ВУЗе долж­ны проводиться конкретные установки педагогом на осознанное решение студентами как художественных, так и педагогических вопросов в процессе выполнения рисунка, живописи и композиции.


Литература:

  1. Кузин В.С. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.

  2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе – М.: Просвещение, 1977.

  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- Москва: Просвещение, 1974.


Основные термины (генерируются автоматически): Изобразительное искусство, студент, умение, будущий художник-педагог, живопись, задача, преподаватель, рисунок.


Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

«Для будущего преподавателя изобразительного искусства необходимо знание… методики выполнения рисунка, живописных набросков и

Похожие статьи. Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому

Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.

— 208с.ил. 2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного...

Рекомендации по формированию у будущих учителей...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, творческое воображение, занятие, знание, образ, рисунок, студент, будущая

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений.

Эффективность исторического подхода в художественном...

В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в

Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием целенаправленной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в данном...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в

Затем были выполнены подробные рисунки с натуры и только после этого студенты

Каждый художник-преподаватель обязан анализировать свои методы обучения и отмечать какие...

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Ключевые слова: натура, изобразительное искусство, будущий художник, зрительная память, представление.

Одной из основных задач изобразительного искусства является формирование знаний и умений учащихся, как результат изучения граней, секретов...

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студентыбудущие учителя изобразительного искусства

III. Освоение студентами художественно-конструкторских умений с приоритетом

Художественно-конструкторские практические интеллектуально-творческие задачи имеют...

Роль полевой практики в формировании будущих учителей...

Изучение закономерностей формирования художественных и педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства в

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным...

Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

«Для будущего преподавателя изобразительного искусства необходимо знание… методики выполнения рисунка, живописных набросков и

Похожие статьи. Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

В основу школы рисунка и живописи, по Кардовскому

Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.

— 208с.ил. 2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного...

Рекомендации по формированию у будущих учителей...

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, творческое воображение, занятие, знание, образ, рисунок, студент, будущая

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений.

Эффективность исторического подхода в художественном...

В статье рассматривается методическое наследие выдающихся художников-педагогов и их методические принципы обучения рисунку в

Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием целенаправленной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в данном...

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в

Затем были выполнены подробные рисунки с натуры и только после этого студенты

Каждый художник-преподаватель обязан анализировать свои методы обучения и отмечать какие...

Место рисования с натуры в формировании изобразительного...

Ключевые слова: натура, изобразительное искусство, будущий художник, зрительная память, представление.

Одной из основных задач изобразительного искусства является формирование знаний и умений учащихся, как результат изучения граней, секретов...

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студентыбудущие учителя изобразительного искусства

III. Освоение студентами художественно-конструкторских умений с приоритетом

Художественно-конструкторские практические интеллектуально-творческие задачи имеют...

Роль полевой практики в формировании будущих учителей...

Изучение закономерностей формирования художественных и педагогических умений будущего учителя изобразительного искусства в

Освоение любого предмета искусства (живописи, графики,) должно основываться на приобщении студентов к фундаментальным...

Задать вопрос