Cancel culture и институт репутации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 1431 раз

Библиографическое описание:

Киселева, А. Э. Cancel culture и институт репутации в России / А. Э. Киселева, А. В. Муромская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75805/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье описывается теоретические и практические факторы зарождение института репутации в России, темпы его развития и влияния на российские бренды и медийные личности. Также рассматривается возникновение культуры отмены как следствие зарождения института репутации, ее положительные и отрицательные аспекты. Основными инструментами, использованными в данной работе, являются анализ научной документации и социологический опрос.

Ключевые слова: влияние, бренды, культура отмены, институт репутации, стадия развития, социологический опрос, статистика.

За последние годы в современной России ярко прослеживается положительная и быстрая динамика развития института репутации. Ранее общество не придавало данному явлению никакого значения, но сейчас институт репутации с каждым днем подвергается более тщательному анализу и вниманию со стороны общественности.

Институт репутации существует с момента появления человека. В процессе взаимодействия людей за счет вербальных и невербальных средств коммуникации они формируют некий образ друг друга. У каждого из нас, как и любого бренда по умолчанию есть репутация, которая работает за или против него. На сегодняшний день институтом репутации признаются нормы и правила, помогающие выстроить приемлемую репутацию и формальные или неформальные законы, которые эту репутацию могут восстановить, если кто-то сказал или сделал то, что вызвало негативную реакцию общественности.

Репутация имеет кумулятивный и инерционный эффект, что означает постоянное удержание высоких позиции компаний в своих отраслях, при этом имея не только конкурентные преимущества, но и наибольшую устойчивость к возможным кризисам. К числу таких российских компаний относятся: Лента, Газпром, Сбербанк, ЛУКОЙЛ, М.Видео, Северсталь, Tele2 Россия и Яндекс.

Исходя из исследования, проведенного TheRepTrakCompany (Reputation Institute) в России, следует, что на сегодняшний день Российские публичные компании в среднем стали более чем в 3 раза чаще использовать слова, связанные с репутацией, по сравнению с 2000 годом. Доля нематериальных аспектов в корпоративных миссиях и стратегических целях составляет сейчас 33 % и 17 %, соответственно. В 2015 году репутационный риск был выделен в отдельный фактор риска в 30 % случаев. Еще 18 % компаний упоминают репутационные риски среди «других факторов». Большинство компаний не придает существенного значения репутационным рискам и не раскрывает соответствующую информацию в своих годовых отчетах. Компании, что раскрывают информацию, не дают достаточно четкого и подробного описания репутационного риска, его особенностей и описания того, что нужно предпринимать для его минимизации, для многих российских компаний упоминание репутационных рисков является формальностью, а не отражением реальной работы по их управлению [1].

Текущая ситуация в сфере работы с корпоративной репутацией в чем-то уникальна: она тормозит развитие российских компаний, но она же создает новые существенные возможности для этого развития.

Как следствие развития института репутации сегодня в Российской Федерации стремительно набирает популярность cancel culture или культура отмены. Культура отмены — это феномен общественного осуждения за «правонарушения» социального характера, обычно ненаказуемые по закону, но неприемлемые для соответствующего общества. Чаще всего это просто некорректные высказывания — оскорбительные, ненавистнические и тому подобные. «Наказание» за это может принимать самые разные формы — от старого доброго бойкота до массового возмущения в социальных сетях [2]. Вместе с тем, cancel culture оказывает колоссальное влияние на репутацию брендов. При этом, поводом для отказа или принятия может стать любая табуированная тема: экология, политика, дети, животное и т. д.

Культура отмены, несомненно, является положительной динамикой социального развития общества. Она является рычагом давления над известными личностями, группами, брендами, которые превосходит большую часть людей по социальному статусу и уровню влияния, позволяя привлечь их к ответственности за социальные, политические и другие правонарушения с помощью публичного осуждения.

Но данное явление несет в себе и много минусов, таких как:

  1. Часто наказание несоразмерно совершенному «преступлению»;
  2. Отмена всех заслуг, репутации и имиджа, что означает конец профессиональной деятельности;
  3. У «отмены» нет срока давности;
  4. Культура отмены работает избирательно;
  5. Общество может ошибиться, массово поверить в клевету;
  6. Нет регламента и правил.

Ярким примером бренда, который стал жертвой культуры отмены, является компания«Lays», которая вместе с «Пятерочкой» выпустила дорогой рекламный ролик с участием футболиста Игоря Акинфеева. Общественность же буквально вынудила бренд удалить данный ролик, на производство которого было затрачено большое число как трудовых, так и финансовых ресурсов, обрушив огромный шквал негатива на бренд, потому что в видео засветился скандальный блогер Владимир Горяинов, известный публичными гомофобными высказываниями, а также провокационным поведением по отношению к известным медийным личностям. И на первый взгляд тенденция положительна. Люди имеют право управлять брендами и медийными личностями, отстаивая свои права интересы, но и так же они могут несправедливо уничтожить бренд, личность, обесценить любой продукт деятельности.

В рамках выбранной темы было проведено социологическое исследование, в котором учитывалось мнение людей разных возрастных групп по поводу развития культуры отмены и института репутации на территории российского государства. С помощью гугл-формы был создан онлайн-опрос на тему «Cancelculture и институт репутации в России».

В данном опросе приняли участие 132 человека разных возрастов (рисунок 1), среди которых 96 (72, 7 %) представителей женского пола и 36 (27,3 %) представителей мужского пола.

Процентное соотношение возрастных категорий.

Рис. 1. Процентное соотношение возрастных категорий.

В ходе исследования респондентам были заданы следующие вопросы:

На вопрос «По Вашему мнению, институт репутации — это…?» наибольшее количество респондентов дали верный ответ. Оставшееся число опрошенных ответили неверно или затруднились ответить. Процентное соотношение результатов представлено на рисунке 2. По результату опроса по данному вопросу можно сделать микровывод о том, что 72 % респондентов знают, что такое институт репутации. Что на современном этапе является положительной динамикой, так как это судит о развитом самосознании общества, которое, несомненно, будет вести к его развитию.

Определение института репутации

Рис. 2. Определение института репутации

В ходе опроса также выяснилось, что большинство респондентов (57,3 %) считают влияние института репутации на российские компании положительным фактором, который позволяет создавать новые существенные возможности для развития, значительно меньшее число респондентов (4,6 %) признают институт репутации тормозящим фактором, 22,9 % считаю, что оба варианта верны, 3,8 %посчитали, что нет ни одного верного варианта, а 11,9 % воздержались от ответа. Процентное соотношение ответов представлено на рисунке 3. Результаты опроса поданному вопросу, говорят о том, что лишь 22,9 % серьезно относятся к влиянию института репутации на российские компании, учитывая как его возможности, так и риски.

Влияние института репутации на российские компании

Рис. 3. Влияние института репутации на российские компании

На вопрос «По вашему мнению, культура отмены — это …» 53,4 % опрошенных дали правильный ответ, 30,5 % ответили неверно, 16 % воздержались от ответа. Мы можем сделать микровывод о том, что небольшая часть респондентов знает, что такое культура отмены. Это говорит о том, что рассматриваемое явление в России пока не стало популярным и действенным механизмом влияния.

Понятие культуры отмены

Рис. 4. Понятие культуры отмены

Для того чтобы определить отношение респондентов к такому явлению как культура отмены, был задан следующий вопрос «Является ли культура отмены положительной динамикой?». Из результатов опроса видно, что наибольшее количество интервьюируемых (45,4 %) считают культуру отмены положительной динамикой, как для личностей, так и для брендов, 20,8 % опрошенных относят культуру отмены к довольно несправедливым инструментам регулирования. Остальная часть респондентов не дали определенного ответа на данный вопрос или затруднились ответить. Полученные результаты говорят о том, что мнения по поводу значимости культуры отмены на данном этапе сильно различаются, что еще раз подтверждает тот факт, что это явление еще не укрепилось в современном российском обществе.

Культура отмены как положительная динамика

Рис. 5. Культура отмены как положительная динамика

Таким образом, институт культуры и культура отмены довольно неоднозначны. Несомненно, они положительно влияют на самосознание людей и брендов, их социальное поведение и ответственность за любые высказывания и поступки, воспитывают толерантность, но в тоже время эти процессы бывают несправедливы и жестоки. Поэтому их нужно модернизировать и совершенствовать. В России культура отмены и институт репутации находятся на стадии развития, а это, значит, что в наших силах направить это развитие в нужное и полезное русло.

Литература:

  1. Reputation Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emco-eqs.webflow.io/#Slide-13
  2. РИА Новости «Культура отмены»: Самоуничтожение либерализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200720/1574561961.html
Основные термины (генерируются автоматически): культура отмены, институт репутации, Россия, положительная динамика, бренд, влияние института репутации, компания, результат опроса, ваше мнение, социологический опрос.


Ключевые слова

статистика, влияние, социологический опрос, бренды, культура отмены, институт репутации, стадия развития

Похожие статьи

Влияние репутации торгового предприятия в интернете на...

Рассмотрено влияние негативной репутации на снижение объема продаж интернет-магазина и розничного магазина.

По мнению И. С. Важениной, «деловая репутация представляет собой объективно сформировавшуюся совокупность мнений о компании представителей...

Внутренняя репутация организации в кризисный период

Репутация- это одна из наиболее важных и ключевых характеристик корпорации в современном и нестабильном мире.

Среди социологических методов исследования репутации в большей степени подходят: метод опросов (куда входит глубинное интервью и экспертное интервью)...

Некоторые аспекты возникновения института деловой репутации...

Институт деловой репутации субъектов предпринимательства в российском праве формировался на протяжении нескольких столетий.

В этой связи рассматривать эволюцию института «деловая репутация», необходимо во взаимосвязи с репутацией физического лица.

Статьи по ключевому слову "социологический опрос..."

Cancel culture и институт репутации в России.

Влияние процессов опустынивания на благополучие населения Южного Забайкалья в контексте концепции экосистемных услуг (на основе социологических исследований в Ононском районе Забайкальского края).

Репутация в интернет-дискурсе | Статья в журнале...

Вопрос репутации в настоящее время особенно актуален, играет огромную роль для каждой компании и отдельной личности, так как оказывает влияние на успешность и развитие. Цель и задачи работы: Раскрытие определений репутация и репутационный дискурс.

Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей

Задачи исследования: Проанализировать влияние рекламы на потребителей.

С целью выявления степени психологического воздействия рекламы на потребителей было проведено социологическое исследование, в виде опроса на основе разработанной анкеты.

Роль репутации организации в ее деятельности

Проблема правильного построения и развития репутации сейчас весьма актуальна.

По мнению А. Ю. Панасюка имидж фирмы — это мнение о данной организации у группы людей на

Никакой имидж не может быть полностью сформирован без психологического влияния.

Абсентеизм как проблема избирательного процесса в современной...

В данной статье рассматривается проблема абсентеизма в современной России, т. е. низкая политическая активность граждан, которая приводит к падению социальной активности, нарушению избирательных процессов, несогласию с выборами властей.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

‒ общепризнанной репутации бренда/продукта.

Компаниям необходимо не просто отслеживать общественное мнение, но и работать с ним, то есть

Клиентский опыт — важнейшая составляющая имиджа бренда, и ошибки в этой сфере не остаются незамеченными.

Похожие статьи

Влияние репутации торгового предприятия в интернете на...

Рассмотрено влияние негативной репутации на снижение объема продаж интернет-магазина и розничного магазина.

По мнению И. С. Важениной, «деловая репутация представляет собой объективно сформировавшуюся совокупность мнений о компании представителей...

Внутренняя репутация организации в кризисный период

Репутация- это одна из наиболее важных и ключевых характеристик корпорации в современном и нестабильном мире.

Среди социологических методов исследования репутации в большей степени подходят: метод опросов (куда входит глубинное интервью и экспертное интервью)...

Некоторые аспекты возникновения института деловой репутации...

Институт деловой репутации субъектов предпринимательства в российском праве формировался на протяжении нескольких столетий.

В этой связи рассматривать эволюцию института «деловая репутация», необходимо во взаимосвязи с репутацией физического лица.

Статьи по ключевому слову "социологический опрос..."

Cancel culture и институт репутации в России.

Влияние процессов опустынивания на благополучие населения Южного Забайкалья в контексте концепции экосистемных услуг (на основе социологических исследований в Ононском районе Забайкальского края).

Репутация в интернет-дискурсе | Статья в журнале...

Вопрос репутации в настоящее время особенно актуален, играет огромную роль для каждой компании и отдельной личности, так как оказывает влияние на успешность и развитие. Цель и задачи работы: Раскрытие определений репутация и репутационный дискурс.

Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей

Задачи исследования: Проанализировать влияние рекламы на потребителей.

С целью выявления степени психологического воздействия рекламы на потребителей было проведено социологическое исследование, в виде опроса на основе разработанной анкеты.

Роль репутации организации в ее деятельности

Проблема правильного построения и развития репутации сейчас весьма актуальна.

По мнению А. Ю. Панасюка имидж фирмы — это мнение о данной организации у группы людей на

Никакой имидж не может быть полностью сформирован без психологического влияния.

Абсентеизм как проблема избирательного процесса в современной...

В данной статье рассматривается проблема абсентеизма в современной России, т. е. низкая политическая активность граждан, которая приводит к падению социальной активности, нарушению избирательных процессов, несогласию с выборами властей.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

‒ общепризнанной репутации бренда/продукта.

Компаниям необходимо не просто отслеживать общественное мнение, но и работать с ним, то есть

Клиентский опыт — важнейшая составляющая имиджа бренда, и ошибки в этой сфере не остаются незамеченными.

Задать вопрос