Формирование мотивации к самопознанию у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Заботлина, В. В. Формирование мотивации к самопознанию у младших школьников / В. В. Заботлина, С. Ю. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 483-485. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75468/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена изучению проблемы формирования самопознания младших школьников; представлены результаты формирования мотивации самопознания у младших школьников.

Ключевые слова: самопознание, самосознание, познавательная мотивация, рефлексия, обучение, младшие школьники, гуманная педагогика, педагогика сотворчества, educаtion, со-creative, self-knowledge, consciousness, informative motivation, reflection, younger school students, humane pedagogics.

Социально-экономические трансформации, происходящие последние годы как в России, так и по всему миру, подтолкнули к переоценке мировоззренческих ориентиров личности. А именно, возвращению к человеку, как к главной ценности, и к тому, как он видит и соотносит себя с окружающим миром.

Современность породила новый тип людей, генерирующих идеи, находящихся в постоянном поиске, развивающих в себе способности к рефлексии, к самопознанию, к критичности.

Даниил Борисович Эльконин охарактеризовал это, как возможность «строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня» [9].

Самопознание — это процесс осознания личности своего «Я», своих индивидуальных характеристик: понимания своих сильных и слабых сторон, особенностей когнитивных процессов, понимание потенциальных возможностей, склонностей и талантов, неповторимость протекания эмоциональных и волевых процессов и физического состояния.

Первичную информацию о себе индивид получает исходя из связи с социумом и далее оперирует этими данными для познания себя. Посредством механизма рефлексии происходит самопознание своих внутренних психических состояний, а также мотивов, целей и понимания видения своего образа, отраженного другими людьми.

Однако традиционная школа не занимается обучением рефлексии и самопознанию, скорее это происходит опосредовано и не систематически. Акцент делается на развитии когнитивной сферы, а окружающий мир и сам человек познается через предметные знания. Однако, формирование самопознания, является особо важным этапом в процессе становления личности.

В психологии и педагогике гуманистической направленности выделяется ряд психологические процессов и механизмов, с помощью которых осуществляется самопознание: самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, самовосприятие. Все они интегрируются в феноменологию процессов личностной рефлексии, т. е. активности человека, направленной на осмысление и переосмысление самого себя [5].

В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого» [6]. И таким образом самопознание дает начало формированию самосознания и образа формирующегося целостного «Я».

Такая активная позиция познания своего «Я», изначально формируется средой обитания ребенка и его окружением, с самого раннего возраста. В процессе взаимодействия — общения, обучения, игры, труда — происходит познание самого себя как духовной единицы и своего социального Я.

В исследованиях «о самопознании младших школьников», проведенных в 2003 и 2015 гг. в школах г. Москвы, Сорокоумовой Е. А., были подняты вопросы понимания и оценивания себя, восприятия себя самого (своего Я), понимания ситуаций взаимодействия и общения.

На основании исследования, был сделан вывод, «что на первое место дети ставят свои социальные характеристики (59 %), понимание своего внутреннего мира (14 %) и физических характеристик (27 %) не становятся центром их внимания, что свидетельствует об отсутствии процессов персонификации (выделения себя) и цельности восприятия своей личности».

В выводах было установлено, что младшие школьники из группы 2015 г. В большей степени склонны к самопознанию, чем их сверстники из группы 2003г. [5].

Для формирования процесса самопознания, недостаточно естественной атмосферы созревания, необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа по развитию и формированию личностной рефлексии, которая должна опираться на интересы и желании самих детей.

Если в школе образовательный процесс построен с ориентацией младших школьников на самопознание, то это способствует более продуктивному становлению самосознания в подростковом возрасте.

В отличии авторитарно-репродуктивной педагогики именно в контексте рефлексивной педагогики сотворчества акцент делается на необходимости взаиморазвивающих и творческих отношений всех субъектов образовательной деятельности, а также каждого из них и к самим себе. И наиболее эффективным средством для этого являются рефлексивные практики и сотворческие образовательные технологии [3].

Сотворчество порождает особый вид человеческих отношений, при которых две уникальные личности «ученик — учитель» развивают как самих себя, так и друг друга, создают новый уникальный продукт, в широком смысле слова. В следствии такой деятельности, ребенок становится более позитивно настроенным к себе, лучше понимает себя и получает дополнительную мотивацию для саморазвития.

Примером методики, направленной на рефлексию ребенком самого себя в различных контекстах, а также на формирование мотивации самопознания у младших школьников в образовательной среде, является программа «Хочу все знать» [2], разработанная кандидатом психологических наук Николаевой Еленой Сергеевной.

Программа включает три раздела.

  1. «Хочу все знать об окружающем мире» направлен на постижение ребенком своей принадлежности к живым существам, осознанию себя частицей окружающего мира.
  2. «Хочу все знать о других людях» направлен на познание социального в своем «Я», оно происходит на основе познания ближайшего круга — семьи, друзей, соседей, помогая понять свои отношения, свое место в обществе.
  3. «Хочу все знать о себе» направляет внимание ребенка к пониманию своего внутреннего мира — духовному «Я».

Ребенок получает возможность целенаправленно знакомиться со своими чувствами, мотивами поведения, переживаниями, познавать свои личностные особенности качества.

В процессе продвижения ребенка с одного этапа на другой функции учителя трансформируются: от функции инструктора, советника, образца, к функции супервизора (наблюдателя), а затем — фасилитатора и партнера.

Здесь каждое занятие представляет собой урок (мой дом; мой двор, мои чувства, мои цели и т. д.). В результате исследования Николаевой Е. С. доказано, что «у современных младших школьников, наряду с потребностью в познании и понимании окружающего мира через решение продуктивных и творческих задач, включенных в содержание предметных знаний (познавательные мотивы), формируется и потребность в познании и понимании себя на основе познания и понимания другого человека в процессе взаимодействия и обучения в учебно-познавательной деятельности (мотивы самопознания)» [4].

Шалва Александрович Амонашвили — учитель-новатор, провозгласивший вместе с другими выдающимися отечественными педагогами Ильиным Е. Н., Шаталовым Е. П., Щетининым М. П. и др. педагогику сотрудничества и гуманизма, продолжатель деятельности великих предшественников, таких как: Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, написал: «Научить ребенка видеть самого себя среди других, стремиться к самовоспитанию, самообразованию, самоопределению вот основная цель, которой я следую, развивая в детях умения выражать свои мысли письменно, разговаривать с самим собой» [1]. Сущность его педагогики, в том, что система не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью, поддерживает личную свободу, формирует уважительные, доверительные, отношений между детьми, учителями и родителями. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него, подталкивают детское саморазвитие. Педагог становится лишь образчиком духовности и проводником в самопознании ребенка.

Также при поддержке Амонашвили в Республике Казахстан успешно реализовался проект курса «Самопознание», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 566 от 12 июля 2001 года. С 2010 года уроки «Самопознания» вводятся в обязательный компонент образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. В связи с необходимостью подготовки специалистов по «Самопознанию» МОН РК утвердил ГОСО по специальности «Социальная педагогика и самопознание», который был разработан КазГосЖенПУ, КНПУ им Абая, институтом Гармоничного развития человека при ННПОиОЦ «Бөбек», Карагандинским государственным университетом [7].

Вклад многих педагогов и психологов в формирование проблематики самопознания, в разработку конкретных методических приемов активизации личностной рефлексии у детей и обучающихся неоценим, но каждое время требует донастройки и дальнейшего развития их идей и методов под новые реалии. И главный тренд современности связан с формированием цифровой среды, с применением дистанционных методов образования, а значит актуальными становятся исследования, направленные на изучение возможности применения сотворческих и рефлексивных технологий в новых условиях образования.

Литература:

  1. Алиева Э. М. Костромина С. Н. Психологические индикаторы индивидуального образовательного пространства. // Материалы Международной научной конференции Ананьевские чтения — 2018. Психология личности: традиции и современность. С-ПбГУ. С. 376
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети / Ш. А. Амонашвили. — М., 1983. с. 117.
  3. Асмолов, А. Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий / А. Г. Асмолов. — Москва: Просвещение, 2011. — 160 с.
  4. Николаева Е. С. Модель развития мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста/Сб. докладов Международной научной конференции Гуманитарного института. М.: Гуманитарный институт, 2009.
  5. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др. / под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.
  6. Сорокоумова Е. А., Николаева Е. С. Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения //Педагогика и психология образования. 2016. № 3. с. 127–135.
  7. Сорокоумова Е. А. Самопознание детей цифрового поколенияи их психологическое благополучие в процессе обучения // Использование IKT-технологий при выполнении заданий олимпиады школьников по искусству// Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве. Сб. ст. по материалам международной научно-практической конференции 10 октября 2019 г, Москва / Ред.- сост. О. Д. Никитин. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2019. — С. 206–211.
  8. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. — М.: Наука. — 2000. — 179 с.
  9. Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание / Сухомлинский // Избр. произведения: В 5 г. Киев, 1979- 1980. Т. 5: 1980. с.242.
  10. Электронный ресурс: URL: http://ozin-ozi-tanu.kz/p/about
  11. Эльконин Д. Б., Психология обучения младших школьников.- М., 1974. с.264
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, самопознание, личностная рефлексия, понимание, ребенок, школьник, внутренний мир, Казахстан, основа познания, процесс взаимодействия.


Ключевые слова

рефлексия, обучение, познавательная мотивация, младшие школьники, самосознание, гуманная педагогика, самопознание, consciousness, reflection, педагогика сотворчества, educаtion, со-creative, self-knowledge, informative motivation, younger school students, humane pedagogics

Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Библиографическое описание: Григорович, М. В. Личностная рефлексия как фактор развития

Изучение рефлексии как философская категория сознания и мышления насчитывает многовековую историю

Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции...

Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания...

Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию

Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

3. Личностная рефлексияосмысление собственного сознания и своих действий, самопознание. Лушпаева Е. В. описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и...

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Самопознание - это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической, познавательной и культурной деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных...

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых-психологов, мы попытались описать онтогенетические закономерности формирования рефлексивных умений и навыков учитывая возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина.

Психологические особенности развития личности в младшем...

К основным условиям формирования и развития личности младшего школьника относят: учитель как эталон, образец для подражания; субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (высокая подражательность...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных...

Ключевые слова: рефлексивные способности, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия

Стремление к овладению собственным познанием подростка характеризуется

Рефлексия — это рациональный процесс, направленный на анализ, понимание осознание...

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Личностно-ориентированные технологии «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются: - цели обучения; содержание обучения...

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

− развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Важно определить основные толкования рефлексии как области знания, выделенной не только в качестве психического процесса, но в качестве отдельного явления психолого-педагогической...

Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Библиографическое описание: Григорович, М. В. Личностная рефлексия как фактор развития

Изучение рефлексии как философская категория сознания и мышления насчитывает многовековую историю

Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции...

Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания...

Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию

Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий...

3. Личностная рефлексияосмысление собственного сознания и своих действий, самопознание. Лушпаева Е. В. описывает такой тип рефлексии, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и...

Самосознание и самопознание как основные компоненты...

Самопознание - это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической, познавательной и культурной деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных...

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков...

Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых-психологов, мы попытались описать онтогенетические закономерности формирования рефлексивных умений и навыков учитывая возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина.

Психологические особенности развития личности в младшем...

К основным условиям формирования и развития личности младшего школьника относят: учитель как эталон, образец для подражания; субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (высокая подражательность...

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных...

Ключевые слова: рефлексивные способности, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия

Стремление к овладению собственным познанием подростка характеризуется

Рефлексия — это рациональный процесс, направленный на анализ, понимание осознание...

Гуманизация образовательного процесса | Статья в сборнике...

Личностно-ориентированные технологии «Технология» в широком смысле этого слова — наука о мастерстве. Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются: - цели обучения; содержание обучения...

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

− развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Важно определить основные толкования рефлексии как области знания, выделенной не только в качестве психического процесса, но в качестве отдельного явления психолого-педагогической...

Задать вопрос