Культурные коды творчества И. А. Бродского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 308 раз

Библиографическое описание:

Гайворонская, А. Ю. Культурные коды творчества И. А. Бродского / А. Ю. Гайворонская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75429/ (дата обращения: 04.05.2024).



Для литературы постмодернизма, ярким представителем которой является Иосиф Александрович Бродский, характерны представления о реальности как иллюзии и наоборот — иллюзии как реальности. Помимо этого, для постмодернистской литературы характерно переосмысление культуры как таковой и направленность на создание не книги, а текста.

По мнению А. Гениса, «приставка «пост» не указывает путь в будущее, она говорит, от чего следует избавиться, чтобы продлилось настоящее» ().

Таким образом, постмодернизм схож с мифом, не на уровне осознания, а на уровне сознания.

Можно сделать вывод о том, что поэзия И. А. Бродского — феномен постмодернизма, потому что основывается на традиции мировой литературы, а также на автобиографическом тексте. И поэтическое мышление Бродского «диктует» круг научных интересов исследователей его поэзии. Миф перестал быть реальностью для сознания, миф стал реальностью культуры. Культура здесь — знаковая система, которая формирует аксиологическую систему в целом образ мира каждого народа (определение Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского). Поэзия Бродского цитатна, мифологична, интертекстуальна.

Пространство у Бродского существует вне географического мифа, оно существует на уровне Города и множества локусов — развалин архитектуры, развалин бывшей Империи:

Скалы — или остатки колонн —

Покрыты дикой растительностью.

«посвящается Пиранези» [2].

Мифологема Империи становится неотъемлемой частью творчества Бродского. Эта мифологема вбирает в себя множество смыслов и мотивов, связанных и с образом Петербурга, и с Римской империей.

В поэзии позднего периода Империя — это «развалины мира, «облака», «храм» и пр. Признаком принадлежности произведения к «античному тексту» является наличие имен собственных, связанных с античной культурой. Также к ядру «античного текста» Бродского относятся стихотворения которые соединяют в себе мифологичексий, личностно-биографический и общекультурный смыслы. Имя героя мифологического выступает как символ (к примеру, Одиссей/Улисс, Орфей и Тезей).

В поэзии Бродского время существует в двух вариантах — относительном и абсолютном. Относительное время выражается через образы воды (дождь, снег, слюна, слезы), человеческое тело. Относительное время обладает субстанциальностью. Абсолютное время представляет собой одновременность прошлого, настоящего и будущего.

Время у Бродского обладает свойством меняться. Оно подвижно — может растягиваться и концентрироваться:

Вчера наступило завтра, в три часа ночи пополудни.

Сегодня уже «никогда», будущее вообще.

«Из Альберта Эйнштейна» [2]

Одной из культурных мифологем поэзии Бродского можно выделить воду. Вода у Бродского — это такая субстанция., которая является связующим звеном между временем, языком, пространством (Чер…..)

Сам Бродский говорил, что «вода — это сгущенная форма времени» и «если можно себе представить время, то, скорее всего, оно выглядит как вода» [3]

Иначе с волной, чей шум,

Смахивающий на «ура»,

— шум, сумевший вобрать

«завтра», «сейчас», «вчера»,

— идущий из царства сумм,

Не занести в тетрадь.

«Тритон» [4, с.187]

Образ воды у Бродского сопряжен с темой свободы. Вода как символ общекультурный символ подводит стихотворения Бродского к интертекстуальному полю. Вследствие символичности образа воды, которая является одним из центральных в стихотворении «Тритон» (1994), поэту удается подключить это произведение к разным культурным контекстам (творчеству Одена, Тютчева, Пушкина), которые связаны с проблемами свободы-творчества-времени. Именно в данном диалоге происходит кристаллизация смысла произведения.

У Бродского — Пространство, Время и Язык — основные категории мироздания, перетекают друг в друга.

Культура — произведения искусства, она мифологична.

В своей Нобелевской лекции (1987) И. Бродский заявляет, что на формирование творчества его повлияли «Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уистен Оден», сказав, что «не будь их, как человек и как писатель я бы стоил немногого» (1). А в диалоге с Соломоном Волковым, сузил круг своих учителей: «Мандельштам, Цветаева, Пастернак и Ахматова» [4].

В одну литературную школу очень трудно объединить таких непохожих поэтов, как О. Мандельштам и И. Бродский. Объединение можно найти, очевидно, в философской картине мира акмеизма, основополагающие элементы которой стали «универсальными» для творчества многих художников. Для акмеистов, точно также, как и для И. Бродского бытие в реальности очень ценно, потому что скрытый смысл вещей содержится в самих вещах. Кроме того, Бродский придавал большое значение технике стихосложения, так же, как и акмеисты. И. Бродский впитывал творчество акмеитов, обращался к их творчеству. Об этом свидетельствует диалогизм, открытость поэтического общения. Деятельность и талант И. Бродского не может полностью принять все «каноны» акмеизма, он утверждает свой собственный путь, личностно-поэтическую традицию.

Акмеисты — преемники и наследники накопленного опыта, они моделируют свою родственность с определенными предшественниками, но не отождествляются с ними и не переносятся в их времена.

По А. Ранчину лирический герой Бродского отчужден от всего. Он отчужден от людей, от вещей, он является сиротой и отщепенцем. Причем «Если герой Бродского не один, то он и другой — это не двое, а два одиночества. Два существа, одиноких в мире и отчужденных друг от друга. Таковы «Я» и муха, его alter ego [5]:

И только двое нас теперь- заразы разносчиков.

Микробы, фразы равно способны поражать живое.

Нас только двое.

И никому нет дела до нас с тобою ….

Литература:

1. Бродский И. А. Нобелевская лекция // Бродский И. Поклониться тени: эссе. СПб., 2006. — С. 240–241. 3, с.240–241

2. Бродский И. А. Проза и эссе (основное собрание) // http://lib.ru/ BRODSKIJ/brodsky_prose.txt

3. Волков С. М. Диалоги с Иосифом Бродским / вступ. ст. Я. Гордина. — М.: Эксмо, 1998. — 328 с -4, с. 153).

4. Лотман 1973 — Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. — Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1973. Вып. 2. — 93 с.

5. Ранчин A. M. На пиру Мнемозины: Интертексты Иосифа Бродского. М., 2001.

6. Ранчин A. M. Философская традиция Иосифа Бродского // Литературное обозрение. 1993. № 3/4.

Основные термины (генерируются автоматически): вод, время, образ воды, относительное время, поэзия, творчество.


Похожие статьи

Ключевые образы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Фонтан»

[6] Фонтан-вода – «смертной мысли водомёт» – человек. Такая логическая цепочка может быть

Поэзия Тютчева дает исследователю основание увидеть у него не просто эстетический культ воды

Единственный глагол прошедшего времени в стихотворении — глагол «коснулся».

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Выбор времени и места не случаен, потому что Акша для обоих поэтов является малой

В творчестве нижегородских поэтов образ реки Акши приобретает мифологическое

В этом образе сосредоточены разные ипостаси Акши — это и древние воды, и оплот культуры Святой...

Образ природы как стилевая доминанта в поэзии...

В данной статье рассматривается образ природы в творчестве английского по-эта-романтика У. Вордсворта.

Библиографическое описание: Мокрушина, А. В. Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта и английских романтиков...

Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой

В начале своего творчества Цветаева просто живописно рисует морское

В поэзии Цветаевой море реализуется как смерть. Она ставит море и смерть в один ряд и

Цветаевой было не чуждо традиционное понимание воды: источник жизни, с одной...

Специфика художественного пространства в лирике Ивана Жданова

Поэтическое творчество Ивана Жданова характеризуется поисками лирического героя гармонии с Природой.

Образ пространства, создаваемого в поэзии, может быть отмечен признаком гармоничности или, наоборот, дисгармоничности.

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Время их написания можно ограничить рамками 1884-1886 гг., периода пребывания поэта за границей, в Ницце и других приморских

Назовем ключевые строки, определяющие положение героя в пространстве относительно пространства моря.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Причем, время и `воды` так тесно связаны по семантике у раннего М. Волошина, что часто выступают как синонимы: «пустыня вод» и «пустыни времени». Учитывая существование обыденной, философской, религиозной и научной картин мира следует сказать...

Онейропоэтика пейзажной поэзии Я.П. Полонского

Вьюшкова, И. Г. Онейропоэтика пейзажной поэзии Я.П. Полонского / И. Г. Вьюшкова, М. А. Понятая.

Основные термины (генерируются автоматически): метафизическая поэзия, стихотворение, лирический герой, поэт, творчество, образ, Кружок, лепка...

Средства художественной выразительности в поэзии...

Поэзия Галины Матвеевны учит чуткости и вниманию к окружающему миру.

Во-вторых, язык стихов Беловой Г. М. изобилует сравнениями, олицетворениями

Рассмотренный материал не исчерпывает наши представления о творчестве...

Похожие статьи

Ключевые образы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Фонтан»

[6] Фонтан-вода – «смертной мысли водомёт» – человек. Такая логическая цепочка может быть

Поэзия Тютчева дает исследователю основание увидеть у него не просто эстетический культ воды

Единственный глагол прошедшего времени в стихотворении — глагол «коснулся».

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Выбор времени и места не случаен, потому что Акша для обоих поэтов является малой

В творчестве нижегородских поэтов образ реки Акши приобретает мифологическое

В этом образе сосредоточены разные ипостаси Акши — это и древние воды, и оплот культуры Святой...

Образ природы как стилевая доминанта в поэзии...

В данной статье рассматривается образ природы в творчестве английского по-эта-романтика У. Вордсворта.

Библиографическое описание: Мокрушина, А. В. Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта и английских романтиков...

Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой

В начале своего творчества Цветаева просто живописно рисует морское

В поэзии Цветаевой море реализуется как смерть. Она ставит море и смерть в один ряд и

Цветаевой было не чуждо традиционное понимание воды: источник жизни, с одной...

Специфика художественного пространства в лирике Ивана Жданова

Поэтическое творчество Ивана Жданова характеризуется поисками лирического героя гармонии с Природой.

Образ пространства, создаваемого в поэзии, может быть отмечен признаком гармоничности или, наоборот, дисгармоничности.

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Время их написания можно ограничить рамками 1884-1886 гг., периода пребывания поэта за границей, в Ницце и других приморских

Назовем ключевые строки, определяющие положение героя в пространстве относительно пространства моря.

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Причем, время и `воды` так тесно связаны по семантике у раннего М. Волошина, что часто выступают как синонимы: «пустыня вод» и «пустыни времени». Учитывая существование обыденной, философской, религиозной и научной картин мира следует сказать...

Онейропоэтика пейзажной поэзии Я.П. Полонского

Вьюшкова, И. Г. Онейропоэтика пейзажной поэзии Я.П. Полонского / И. Г. Вьюшкова, М. А. Понятая.

Основные термины (генерируются автоматически): метафизическая поэзия, стихотворение, лирический герой, поэт, творчество, образ, Кружок, лепка...

Средства художественной выразительности в поэзии...

Поэзия Галины Матвеевны учит чуткости и вниманию к окружающему миру.

Во-вторых, язык стихов Беловой Г. М. изобилует сравнениями, олицетворениями

Рассмотренный материал не исчерпывает наши представления о творчестве...

Задать вопрос