Состав и структура цены | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.11.2020

Статья просмотрена: 1816 раз

Библиографическое описание:

Ворошилова, Л. Н. Состав и структура цены / Л. Н. Ворошилова, А. И. Сулюкманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75410/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются состав и структура цены, приводится в качества примера задача, а также выявляются проблемы и предлагаются пути решения

Ключевые слова: цена, состав цены, структура цены, себестоимость, прибыль, налоги, наценки

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Цена — это денежное выражение стоимости товара. Она выступает как экономический индикатор состояния рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения. Так же, являясь важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, цена определяет валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий. Цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены» [2, с. 442].

Состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль, выраженные в рублях). Структура цены — это отдельные элементы, выраженные в % к цене (Рис. 1) [1, с. 139].

Себестоимость

продукции

Прибыль

Акциз

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)

Розничная цена

Рис. 1. Состав и структура цены

Рассмотрим отдельные составляющие цены по элементам [1, с. 138].

  1. Себестоимость

Для предприятия основным по значимости элементом цены является ее себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Регламентация состава затрат определяется налоговой политикой государства. В Российской Федерации принята следующая система калькуляции затрат:

1) сырье и материалы;

2) топливо и энергия на технологические цели;

3) заработная плата производственных рабочих;

4) отчисления на социальные нужды;

5) общепроизводственные расходы;

6) общехозяйственные расходы;

7) прочие производственные расходы;

8) коммерческие расходы.

Статьи с 1 по 7 образуют производственные затраты. В коммерческие расходы включаются затраты на реализацию, такие как реклама, личные продажи, дистрибуция и т. п.

  1. Прибыль

Прибыль в составе цены — это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Выделяют следующие два вида прибыли:

− валовая прибыль — облагается налогом на прибыль;

− чистая прибыль — получается после вычитания налогов и направляется в фонд накопления или в фонд потребления.

3. Налоги

Налог представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и дохода хозяйствующих лиц и граждан. Выделяют два типа налогов:

− прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества (налог на прибыль предприятий, налог на имущество, подоходный налог и др.);

− косвенные налоги — налоги, включаемые в цену товара или тариф на оказание работ или услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.).

4. Снабженческо-сбытовые и торговые наценки

Снабженческо-сбытовые и торговые наценки представляют собой наценки оптовых и розничных посредников. Эти наценки включают в себя себестоимость услуг посредников плюс размер прибыли и налоги с оборота.

Рассмотрим в качестве примера задачу.

Себестоимость продукции равна 494 тыс. руб., свободная отпускная цена с НДС составляет 790 тыс. руб., НДС — 20 %. Необходимо представить структуру свободной отпускной цены.

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = Себестоимость продукции + Прибыль + НДС

НДС = 790 ∙ 0,20 = 158 тыс. руб.

Прибыль = 790–494–158 = 138 тыс. руб.

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) = 494 + 138 + 158

Исходя из решения данной задачи можно сделать вывод, что предприятие получает убыток, т. к. доля себестоимости преобладает над долей прибыли, что в последующем может привести к банкротству предприятия. Для того, чтобы предприятие вышло из кризисной ситуации и в дальнейшем получало прибыль, необходимо снизить затраты на производство продукции, путем:

− сокращения расходов на покупку сырья и материалов, но таким образом, чтобы качество приобретаемых материалов не повлияло на качество производимого предприятием товара;

− сокращения коммерческих расходов (на рекламу, упаковку и т. д.);

− сокращения потерь от брака за счет повышения квалификации сотрудников;

− обновления техники и технологии производства.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара, что позволяет понять, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. Так, например, преобладающая доля себестоимости оказывает негативное влияние на уровень экономической безопасности предприятия, которое приводит к снижению производительности труда, объемов производимой продукции, к сокращению прибыли предприятия и как следствие, к его банкротству. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли [2, с. 444].

Литература:

  1. Бубнова Т. В. Анализ факторов, влияющих на ценообразование товара / Т. В. Бубнова // Синергия Наук. 2017. № 14. — С. 137–143.
  2. Бакальская Е. В. Особенности ценообразования на российские товары и услуги / Е. В. Бакальская // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 16. С. 442–444.
Основные термины (генерируются автоматически): структура цены, налог, НДС, оптовый посредник, отпускная цена предприятия, прибыль, покупная цена, состав цены, цена, свободная отпускная цена.


Ключевые слова

цена, прибыль, налоги, себестоимость, состав цены, структура цены, наценки

Похожие статьи

Цена — денежное выражение стоимости товара. Пржде в России...

Розничная ценацена единичного ПРУ, то есть цена, с которой ПРУ доходит до конечного потребителя. Розничная цена состоит из нескольких

Оптовая цена бывает двух типов: отпускная цена предприятия и промышленности. Оптовая цена предприятия — такая цена...

Цена и современные механизмы ценообразования

цена, ПРа, розничная цена, тип цен, оптовая цена, увеличение цен, стоимость единицы товара, отпускная цена предприятия, оптовая цена промышленности, цена предприятия. Ценовая политика предприятия | Статья в...

Ключевые слова: цена, ценовая политика, норма прибыли...

Ценовая политика и цены являются важной составляющих маркетинговой политики предприятия. От уровня цен зависит получение

Далее, исходя из нормы прибыли, устанавливается цена продажи. Норма прибыли устанавливается директором, на основе

Определение продажных цен на продукцию собственного...

Библиографическое описание: Кузнецова, И. М. Определение продажных цен на продукцию собственного производства организациями

Из цены продажи вычитается общая стоимость сырьевого набора по покупным ценам и разность между этими показателями записывается в...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях...

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию.

Библиографическое описание: Шатько, Е. А. Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма / Е. А...

Формирование ценовой политики торгового предприятия

Они выбирают ту цену, которая приносит максимальную прибыль, при этом предприятия заинтересованы в большей степени текущими финансовыми показателями, а не перспективой развития. Некоторые предприятия устанавливают предельно низкие цены, стремясь...

Учёт продаж и анализ реализации продукции, товаров, работ...

– по свободным отпускным ценам и тарифам, с НДС; – по свободным рыночным ценам. Разница определяется продуктами, которые выпущены из производства при помощи сопоставления их фактической с плановой стоимостью, либо стоимостью в отпускных ценах.

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

– по покупной цене, которая формируется из стоимости поставщика и иных затрат (к

Данная цена определяется на базе стоимости, по которой в подобной ситуации компания

Организации оптовой торговли для оценки товаров могут использовать только стоимость их

Выбор учетной цены предприятия производят самостоятельно и заявляют в учетной политике.

Ценовая политика предприятия | Статья в журнале...

Цена — денежное выражение стоимости товара. Пржде в России доминировала система устойчивых, утверждаемых государством оптовых и розничных цен. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда.

Похожие статьи

Цена — денежное выражение стоимости товара. Пржде в России...

Розничная ценацена единичного ПРУ, то есть цена, с которой ПРУ доходит до конечного потребителя. Розничная цена состоит из нескольких

Оптовая цена бывает двух типов: отпускная цена предприятия и промышленности. Оптовая цена предприятия — такая цена...

Цена и современные механизмы ценообразования

цена, ПРа, розничная цена, тип цен, оптовая цена, увеличение цен, стоимость единицы товара, отпускная цена предприятия, оптовая цена промышленности, цена предприятия. Ценовая политика предприятия | Статья в...

Ключевые слова: цена, ценовая политика, норма прибыли...

Ценовая политика и цены являются важной составляющих маркетинговой политики предприятия. От уровня цен зависит получение

Далее, исходя из нормы прибыли, устанавливается цена продажи. Норма прибыли устанавливается директором, на основе

Определение продажных цен на продукцию собственного...

Библиографическое описание: Кузнецова, И. М. Определение продажных цен на продукцию собственного производства организациями

Из цены продажи вычитается общая стоимость сырьевого набора по покупным ценам и разность между этими показателями записывается в...

Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях...

Цена является очень важной экономической категорией для любой сферы деятельности, так как она сильно влияет на потребительскую мотивацию.

Библиографическое описание: Шатько, Е. А. Политика ценообразования и расчета цены на предприятиях сервиса и туризма / Е. А...

Формирование ценовой политики торгового предприятия

Они выбирают ту цену, которая приносит максимальную прибыль, при этом предприятия заинтересованы в большей степени текущими финансовыми показателями, а не перспективой развития. Некоторые предприятия устанавливают предельно низкие цены, стремясь...

Учёт продаж и анализ реализации продукции, товаров, работ...

– по свободным отпускным ценам и тарифам, с НДС; – по свободным рыночным ценам. Разница определяется продуктами, которые выпущены из производства при помощи сопоставления их фактической с плановой стоимостью, либо стоимостью в отпускных ценах.

Особенности оценки товаров в розничной и оптовой торговле

– по покупной цене, которая формируется из стоимости поставщика и иных затрат (к

Данная цена определяется на базе стоимости, по которой в подобной ситуации компания

Организации оптовой торговли для оценки товаров могут использовать только стоимость их

Выбор учетной цены предприятия производят самостоятельно и заявляют в учетной политике.

Ценовая политика предприятия | Статья в журнале...

Цена — денежное выражение стоимости товара. Пржде в России доминировала система устойчивых, утверждаемых государством оптовых и розничных цен. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда.

Задать вопрос