Блоги в системе творческой деятельности журналиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.11.2020

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Шомуродов, О. И. Блоги в системе творческой деятельности журналиста / О. И. Шомуродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75251/ (дата обращения: 03.05.2024).



С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не только физическими лицами, но и ведущими средствами массовой информации. В работе анализируется роль блога как простора для творческой самореализации, в том числе для журналиста.

Ключевые слова: блог, журналист, средства массовой информации, блогерство, блогосфера, социальные сети, интернет-пространство.

Интересно проанализировать более подробно как современные СМИ используют различные мультимедийные форматы, включая блоги. Также более детально изучить творческий путь успешных журналистов — звезд телевидения и ютуба.

Развитие интернета и цифровых технологий принесло в работу современных масс-медиа мультимедийность, когда «акулы пера» могут реализовывать себя практически одновременно (или шаг за шагом) на телевидении, на радио, в печатной прессе, а также как ведущие блогов [1]. Блог — это сетевой журнал, в котором публикуются отклики на актуальные события, информационные поводы. Успешный журналист, как правило, всегда — популярный блогер и лидер общественного мнения.

Сегодня ведущие средства массовой информации сочетают разные форматы. Например, газета «Комсомольская правда» выходит в печатном виде, имеет сайт, где оперативно публикуются новости, а также размещается видео-контент и радиопрограммы. Радио «Эхо Москвы» — это не только радиовещание, но и сайт, где есть статьи, видео-контент, блоги известных людей, в том числе политиков, экономистов и общественных деятелей. Газета «Вечерняя Москва» также развивает мультимедийность: выходит в традиционном бумажном виде, а на сайте издания публикуются статьи, фото, видео, инфографика, а также мнения журналистов и экспертов, написанные в формате колонок или блогов.

Первой платформой для русских пользователей стал «Живой Журнал» (Livejournal), где все желающие могли бы делать свои записи, в формате дневника, «прямого высказывания». Затем появились многочисленные соцсети для общения и самовыражения. В настоящее время в России успешно развивается платформа Яндекс-дзен, где также все желающие могут публиковать материалы, рассказывая о своей деятельности, досуге или увлечениях.

Интересно проследить эволюцию форматов «сетевых дневников»: сначала появился «Живой Журнал» с большими текстами, потом Фейсбук с небольшими постами, затем Твиттер с короткими сообщениями и, наконец, Инстаграм, где достаточно выкладывать картинки. Сегодня ключевое значение имеет Ютуб: аудио-контент и видео-контент востребован аудиторией больше, чем вербальный контент. Видоизменяется культура восприятия: чтение текстов становится более беглым, аудио-контент часто используется как фон, например, когда человек находится за рулем автомобиля. Видео-контент должен быть очень увлекательным, чтобы удерживать внимание. Сегодня даже речь ведущих на радио и телевидении стала более быстрой, без затянутых преамбул и «подводок».

Цифровые платформы дают возможность любому человеку стать блогером [1]. Сегодня в этом качестве выступают люди из разных сфер деятельности — врачи, косметологи, рыбаки, путешественники, фитнесс-тренеры, дизайнеры, стилисты, учителя, психологи, юристы, финансисты, священники и домохозяйки. Профессионалы привлекают внимание своим опытом, достижениями, реальными советами, которые могут взять на вооружение читатели или зрители. Такие блоги приносят конкретную практическую пользу, а блогеры собирают вокруг себя людей по интересам. Развивая свой блог, можно стать достаточно известным человеком. Как это получилось с Елизаветой Глинкой, Доктором Лизой, которая рассказывала в своем «Живом Журнале» о помощи бездомным и малоимущим людям.

Блогосфера — это информационная среда, где каждый может попробовать себя в качестве автора. В интернет-дневниках выкладываются тексты, фотографии, видео, публикуются посты либо короткие комментарии по актуальным событиям. Ведение блога не предполагает жестких шаблонов и дает достаточно простора для творческой самореализации, в том числе для журналиста.

Работая в СМИ, журналист выполняет задания руководства исходя из редакционной политики. Он следует корпоративной этике. При создании материалов знакомится с несколькими источниками информации, собирает мнения различных экспертов, анализирует ситуацию и делает выводы.

Блогерство — это аналог колумнистики, где человек высказывает именно свою точку зрения на ту или иную проблему, может позволить себя быть более полемичным и субъективным. В СМИ всегда публикуется ремарка, что «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».

Журналисты выбирают для себя определенную специализацию: политика, экономика, армия, общество, наука, культура, здоровье, светская жизнь, шоу-бизнес. По мере творческого развития «акулы пера» нарабатывают связи в своей профессиональной среде, выстраивают круг экспертов, глубоко погружаются в темы, о которых рассказывают. Этот «багаж» позволяет делать очень качественные и эксклюзивные материалы

Для журналиста ведение блога — это дополнительный ресурс для продвижения своего контента, ресурс в работе на свою собственную популярность как автора [1]. Если у блога становится много читателей, его можно монетизировать — начать зарабатывать на рекламе, получать донаты при ведении стримов.

Чтобы быть успешным блогером, журналист должен уметь интересно писать, говорить и оперативно снимать видео, размещая свой контент на разных платформах и в социальных сетях. Критерием успеха, попадания в аудиторию — является количество подписчиков и количество лайков под постом, фотографией или роликом. Формат блога позволяет журналисту в режиме «реального времени» реагировать на события, получать комментарии фолловеров, при желании — вступать с ними в коммуникацию.

Социальные сети способствуют в продвижении контента и помогают журналисту выходить на свою целевую аудиторию [1]. Фейсбук и Твиттер построены на том, что пользователи документируют события своей жизни и выставляют их на всеобщее обозрение. Журналист имеет возможность публиковать в соцсетях свой информационный продукт — статьи, фотографии, фильмы. А также рассказывать о своей частной жизни или в формате постов высказываться по резонансным событиям. Используя группы в социальных сетях, в сообществах, журналист может продвигать свои материалы, приобретая новых читателей или зрителей.

Сегодня наиболее успешными становятся журналисты, которые владеют различными форматами. Например, Владимир Соловьев выступает как успешный телеведущий ежевечернего ток-шоу, как ведущий радиопрограммы «Полный контакт». С марта 2020 года на Ютубе он ведет авторский канал, где проводит стримы. В них он позволяет себе эмоциональные высказывания, дает более резкие оценки политическим оппонентам, что не допустимо на федеральном канале. Он также ведет Instagram, где у него более 700 тысяч подписчиков. В Твиттере у него 1,4 млн читателей. На этом ресурсе он комментирует новости, расставляя акценты на самом главном.

Журналист Игорь Прокопенко известен как автор и ведущий популярных телепрограмм «Военная тайна» и «Территория заблуждений», лауреат премии «ТЭФИ». Он также снимает документальные фильмы и пишет книги. На его официальном сайте представлены все его проекты. Он также ведет блог, в котором рассказывает о новостях из своей жизни, делится мыслями о текущих событиях. Например, в одной публикации Игорь Прокопенко рассказал, что посмотрел картину «Подольские курсанты» — о подвиге молодых солдат при обороне Москвы осенью 1941 года. Игорь Прокопенко считает, что это очень сильное кино, ставит художественную ленту в один ряд с драмой «Они сражались за родину» и призывает своих читателей обязательно посмотреть это кино [3].

В блогах часто публикуются мини-рецензии на знаковые события в мире искусства или литературы. Журналисты стараются быть в курсе культурных явлений и готовы давать им свои оценки.

Журналист Максим Шевченко начинал свою карьеру в «Независимой газете». Он известен как автор публикаций на религиозные и политические темы. Работал на «Первом канале» ведущим программы «В контексте», вел ток-шоу на НТВ. В настоящее время позиционирует себя как независимый журналист и видео-блогер. Еженедельно проводит стримы, где комментирует все текущие события: выборы в США, конфликт в Нагорном Карабахе, эпидемия коронавируса, ситуация в Беларуси. В своем блоге он также публикует интервью с известными политиками и деятелями культуры. Максима Шевченко можно назвать успешным блогером: у него 705 тысяч подписчиков. Для своего продвижения журналист также использует телеграм-канал «Макс атакует» и посты в соцсетях.

Опыт ведения личного блога в Фейсбуке осмыслил священник и журналист Владимир Вигилянский, написав книгу «Русский ключ». В разные годы он был сотрудником в «Огоньке», «Московских новостях», «Известиях», читал курсы для журналистов, вел колонки в СМИ. Этот багаж пригодился и для ведения блога. В своих постах он высказывался на социальные и нравственные темы, рассказывал об истории Православия, современной литературе и искусстве. У о. Владимира Вигилянского 5 тысяч друзей и более 23 тысяч подписчиков. Он убежден, что блогер может высказываться как на актуальные темы, так и говорить о вечных ценностях [2]. И у этого направления тоже есть достаточная аудитория.

В журналистике трудятся люди разных профессий. Корреспонденты и репортеры находятся в гуще событий, добывают изначальную информацию: берут интервью у спикеров, комментарии у экспертов. Обозреватели занимаются аналитикой и обобщениями, выявляют интересные новые тренды. Редактор определяет направления работы, следит за стилем материала, точностью изложенных фактов. Корректор исправляет ошибки в текстах. Главный редактор определяет концепцию СМИ и стратегию развития. Ведущие выпусков новостей озвучивают новости, ведущие ток-шоу модерируют выступления участников. В СМИ также трудятся фотографы, дизайнеры, верстальщики, операторы, продюсеры и режиссеры. Для традиционных СМИ характерна более серьезная работа с информацией: все сведения перед публикацией проходят через отдел проверки, редактуру и корректуру. Журналистика — это работа в команде, коллективный труд.

Блогер не имеет штата сотрудников. И работает на свой страх и риск. Для него цифровые платформы — это пространство относительной свободы и безграничных коммуникаций.

Можно сказать, что ведение блога — это отдельное искусство [1]. Позиционирование в интернет-пространстве должно быть продуманным. Неудачное, спонтанное высказывание или распространение заведомо ложной информации, фейков, может испортить репутацию, вызвать шквал критики. В вольном пространстве интернета нужно также быть готовым к троллингу или кибербуллингу — целенаправленной травле. Успешный блогер — это автор, который во многом конструирует своей образ, используя собственный контент, а также цитируя ссылки на чужие интересные материалы. В блогосфере ценится лаконизм, эмоциональность, юмор, свежий взгляд на привычные вещи.

В современном мире, если человек с гаджетом в руках оказался в эпицентре важных событий, он вполне может сделать съемку и провести онлайн-репортаж. Сегодня особенно востребована актуальность информации, быстрота ее распространения. Нередко какая-то новость сначала появляется в соцсетях, а потом ее подхватывают СМИ.

Через социальные платформы формируется общественное мнение. Появилось высказывание, что президент США управляет страной через твиттер. Журналистика меняется вместе с информационной средой. В мире, где многое определяют масс-медиа, именно журналисты становятся лидерами общественного мнения, к числу которых относятся звезды телевидения и Ютуба — от Владимира Познера до Юрия Дудя.

Чтобы быть успешным, современный журналист должен обладать многими качествами, среди которых: коммуникабельность, грамотная речь, аналитические способности, эрудированность и креативность. А одним из самых важных навыков для этой профессии является умение пользоваться всеми существующими медийными форматами, включая ведение канала на Ютубе и личного блога в соцсетях.

Литература:

  1. Биккулова О. Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы / О. Биккулова [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-zhurnalist-vymirayushchiy-vid-ili-chto-govoryat-prognozy.html (дата обращения: 12.11.2020).
  2. Цвиллий О. Бывший пресс-секретарь Предстоятеля РПЦ издал «дневник священника» / О. Цвиллий [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://spzh.news/ru/news/73473-byvshij-press-sekretary-predstojatelya-rpc-izdal-dnevnik-svyashhennika (дата обращения 12.11.2020).
  3. Игорь Прокопенко: официальный сайт / И. Прокопенко [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.prokopenko.tv/blog/podolskie-kursanty/ (дата обращения: 12.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): журналист, ведение блога, блог, Владимир, массовая информация, общественное мнение, событие, информационная среда, личной блог, творческая самореализация.


Похожие статьи

Журналистика и блогосфера в социокультурном... | Молодой ученый

Блог — это разновидность сайта, основным содержанием которого являются регулярно

Первые блоги характеризовались как личные дневники или сетевые журналы, где человек мог

На сегодняшний день существует несколько творческих рейтингов самых популярных...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

Блог понимают как виртуальный сетевой журнал событий, электронный аналог записной книжки или

Журналистов-любителей, в свою очередь, целесообразно разделить на авторитетных и

Поскольку для многих журналистов ведение блогов является частью их профессии, то их...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании...

Блог как форма межличностной коммуникации | Статья в сборнике...

1. Ведение и обсуждение блогов снимают социальную напряженность, т. к

Как известно, сама концепция блогов, произошла из традиции дневниковых записей, и ведущие блог-платформы позиционируют свои сервисы как личное пространство для рефлексии и самовыражения.

Роль блогов и блогеров в сети Интернет | Статья в журнале...

Личный блог – это Интернет-дневник. В таких блогах пишут о личных событиях.

Новостной блог – такой блог ведут несколько авторов. Они выбирают тему и пишут новостные заметки по теме. Обычно на таком блоге появляются несколько записей в день.

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия...

Ведение дневника или блога на сегодняшний день для некоторых людей не просто

Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной

Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте.

Видеоблог и традиционное телевидение: особенности...

Блоги дают возможность коммуникации, как аудитории с автором, так и аудитории между собой благодаря комментариям.

общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Корпоративный блог как способ развития бизнеса | Молодой ученый

Актуальность корпоративного блога. Корпоративный блог носит в себе вполне конкретные результаты.

Тут следует провести небольшое интервью с редактором или журналистом.

Приглашайте к ведению блога партнеров по бизнесу, экспертов в общей отрасли, клиентов.

Интернет-событие как способ трансляции информации...

 Событие — основной вид общения с подписчиками. И важной особенностью мероприятий в интернете является диалог.

‒ любое событие — способ продвижения бренда, личного бренда (эксперта), и даже политических партий и гос. учреждений.

Похожие статьи

Журналистика и блогосфера в социокультурном... | Молодой ученый

Блог — это разновидность сайта, основным содержанием которого являются регулярно

Первые блоги характеризовались как личные дневники или сетевые журналы, где человек мог

На сегодняшний день существует несколько творческих рейтингов самых популярных...

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

Блог понимают как виртуальный сетевой журнал событий, электронный аналог записной книжки или

Журналистов-любителей, в свою очередь, целесообразно разделить на авторитетных и

Поскольку для многих журналистов ведение блогов является частью их профессии, то их...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании...

Блог как форма межличностной коммуникации | Статья в сборнике...

1. Ведение и обсуждение блогов снимают социальную напряженность, т. к

Как известно, сама концепция блогов, произошла из традиции дневниковых записей, и ведущие блог-платформы позиционируют свои сервисы как личное пространство для рефлексии и самовыражения.

Роль блогов и блогеров в сети Интернет | Статья в журнале...

Личный блог – это Интернет-дневник. В таких блогах пишут о личных событиях.

Новостной блог – такой блог ведут несколько авторов. Они выбирают тему и пишут новостные заметки по теме. Обычно на таком блоге появляются несколько записей в день.

Педагогический блог — инновационная форма взаимодействия...

Ведение дневника или блога на сегодняшний день для некоторых людей не просто

Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной

Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте.

Видеоблог и традиционное телевидение: особенности...

Блоги дают возможность коммуникации, как аудитории с автором, так и аудитории между собой благодаря комментариям.

общественное мнение, компания, массовая информация, массовое сознание, товар, формирование, целевая аудитория.

Корпоративный блог как способ развития бизнеса | Молодой ученый

Актуальность корпоративного блога. Корпоративный блог носит в себе вполне конкретные результаты.

Тут следует провести небольшое интервью с редактором или журналистом.

Приглашайте к ведению блога партнеров по бизнесу, экспертов в общей отрасли, клиентов.

Интернет-событие как способ трансляции информации...

 Событие — основной вид общения с подписчиками. И важной особенностью мероприятий в интернете является диалог.

‒ любое событие — способ продвижения бренда, личного бренда (эксперта), и даже политических партий и гос. учреждений.

Задать вопрос