Работа по обучению выразительному и осмысленному чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Работа по обучению выразительному и осмысленному чтению / О. М. Панкова, Н. Н. Мальцева, Г. В. Сторожева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75044/ (дата обращения: 29.04.2024).



Эта статья посвящается вопросу осуществления связи устной и письменной речи в преподавании русского языка

Ключевые слова: фонологические средства русского языка, разумное обучение, смысловое и эмоциональное значение предложений.

Каждый учитель хорошо знает, как много труда и усилий требуется, чтобы научить детей грамотно, ярко и выразительно говорить и писать.

Совершенно ясно, что только продуманная, последовательная система в обучении может способствовать развитию речи учащихся.

Работа по обучению выразительному чтению есть работа по осмысленному чтению. А без осмысления, понимания читаемого текста не может быть и речи о правильном, разумном обучении письменной речи, особенно пунктуации.

Что мы понимаем под выразительным чтением? Правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения или любого иного текста.

В выразительном чтении и в выразительной устной речи огромное значение имеет уменье правильно, точно (в полном соответствии со смысловым и эмоциональным значением предложения) делать логические ударения, соблюдать необходимые паузы и интонации.

Выразительному чтению школа должна обучать всех учащихся и на него должна опираться при изучении грамматики, пунктуации, литературных произведений. Это обеспечивает подъем общей речевой культуры, устной и письменной.

Очень важно показать учащимся на конкретных примерах роль и значение фонологических средств русского языка.

Так, смыслоразличительная роль пауз в предложении особенно ярко выступает, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разбито на такты, приобретает разное значение. Например:

  1. Как удивили / его слова / брата!

Как удивили его / слова брата!

  1. Кабинет истории / Московского университета.

Кабинет / истории Московского университета.

Поэтому знакомство учащихся со значением и ролью смысловых пауз в речи лучше всего начать с подобных примеров. После записи темы урока на доске и в тетрадях учитель сам пишет на доске предложение:

Как удивили его слова брата!

И предлагает одному из учащихся выразительно прочитать это предложение с соблюдением пауз, а после чтения обозначить эти паузы в написанном предложении вертикальными чертами (/). Запись на доске:

Как удивили / его слова / брата!

После этого учитель ставит вопрос: «А нельзя ли это предложение прочитать иначе, с иным размещением пауз?»

Учитель предлагает кому-нибудь из учащихся, указавших на возможность иного размещения смысловых пауз, прочитать выразительно это же предложение с иным размещением пауз. На доске получится следующая запись:

Как удивили его / слова брата!

После этого учитель предлагает всему классу внимательно слушать, а одному из учащихся, который умеет выразительно читать, — четко прочитать написанное на доске предложение с соблюдением указанных в обоих вариантах пауз.

Устанавливается, что в первом предложении говорится о том, что брата удивили его слова, а во втором предложении говорится уже о том, что его удивили слова брата. Как видно из примеров, в первом случае объектом является слово брата , а во втором во втором случае объектом является слово его .

Затем анализируется второй пример в двух вариантах:

Кабинет истории / Московского университета.

Кабинет / истории Московского университета.

Устанавливается, что при первом варианте размещения паузы речь идет о кабинете истории вообще, который имеется при Московском университете, а при втором варианте речь идет о кабинете, в котором показана история Московского университета.

Стоит затратить на уроке по развитию речи минут 8–10 на показ роли и значения пауз в речи, как у учащихся рождается особый интерес и внимание к ним.

На очередных занятиях находится время и для показа роли и значения интонаций и логических ударений в речи.

Говоря о роли и значении отчетливого произношения, смысловых выражений, пауз и интонаций, можно процитировать учащимся К. С. Станиславского (следует сказать одной фразой о том, что он был великим русским актером и режиссером):

«Когда у некоторых людей от вялости и небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед. Мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане…

Вам, конечно, приходилось читать книги или газеты с плохой печатью, в которых то и дело попадаются выпадения букв, опечатки. Неправда ли, какая это мука поминутно останавливаться, догадываться, решать ребусы?

А вот другая мука: читать письма, записки, написанные таким почерком, который точно все смазывает. Догадываешься, что тебя кто-то зовет, но куда и когда — разобрать невозможно… как ни трудно иметь дело с плохо напечатанной книгой или с дурным почерком, но все-таки при большом старании возможно доискаться смысла написанного. Газета или письмо в вашем распоряжении, и вы найдете время, чтобы возвратиться к расшифрованию непонятного.

Но как быть, когда в театре на спектакле в произносимом актерами с подмостков тексте, подобно плохо напечатанной книге, выпадают отдельные буквы, слова, фразы, часто имеющие первенствующее, даже решающее значение, так как на них построена вся пьеса? Ведь сказанного текста не вернешь…

Такая речь создает одно недоразумение за других».

После того, как учитель показал роль и значение в речи фонологических средств, необходимо вести систематическую работу по выработке у учащихся умений слышать их в речи других и соблюдать в речи собственной.

При осуществлении связи устной и письменной речи в преподавании русского языка развитие навыков выразительного чтения имеет место не только специально выделенных уроках по развитию речи, но и на всех занятиях и даже на уроках, на которых изучаются те или иные грамматические определения и правила.

Особенно благодарными в этом отношении являются уроки по изучению синтаксиса и пунктуации.

Глубоко, прочно и легко усваивают учащиеся синтаксис и пунктуацию в том случае, если их изучение проходит на основе наблюдения над интонациями, паузами и логическими ударениями.

Литература:

1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.

2. Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М. Искусство, 1948.

3. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. — М. Просвещение, 2012

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе. — Электронный ресурс www.school 2100.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Московский университет, выразительное чтение, слово брата, кабинет истории, письменная речь, предложение, речь, слово, учащийся, разумное обучение.


Ключевые слова

фонологические средства русского языка, разумное обучение, смысловое и эмоциональное значение предложений

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса... русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком. Литература: Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий», М., 2010 г.

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык. Письмо способствует закреплению знаний по лексике и грамматике, развитию умений и навыков чтения, перевода и устной речи.

Текст как основа речевого развития школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка. В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Второе направление предусматривает организацию работы по усвоению норм языка в построении и использовании языковых единиц, отбор дидактического материала, необходимого для обучения нормам употребления единиц языка, использованию синтаксических синонимов, построению моделей словосочетаний и предложений.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство ошибок совершаются по принципу «что слышу, то пишу».

В заданиях, где предлагается составить предложение или небольшой текст на заданную тему, одной из распространенных ошибок учащихся-инофонов является нарушение порядка слов в русском предложении.

Нурали Х.: азербайджанец, ему 9 лет, живет в неполной семье с мамой и двумя братьями, родной язык– азербайджанский, поступил в русскую школу в сентябре 2016 года.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ. Тема «Вводные слова». Пример работы ученика 8 класса: 3. Работа со словарями. Развитие речи как средство обучения младших школьников... Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Под развитием речи подразумевается: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных — описания

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения.

Речь — способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

При подготовке дошкольника к обучению чтению и письму важно включать в занятия следующие задания: – выделять звук на фоне слова, например, есть ли звук Л в слове лук; далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах: лопата, стол, машина и т. д.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, способным при необходимости заменить собой устную речь. Связной речью принято понимать такие...

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике... | «Молодой

выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа, художественное произведение, Пушкин, пересказ, мертвая царевна, урок развития, Лермонтов. Описание педагогического опыта по формированию навыков... Задание: прочитайте предложение: сначала первое и последнее слово, затем второе и предпоследнее и т. д. Учащиеся слушают с. выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная...

Основные аспекты развития речи учащихся младших классов...

Уроки чтения совершенствуют ученическую речь, обогащают её. В учебной программе стандарта обучения говорится: “В проведении учебных занятий предполагается работа над речевыми навыками, работа над текстами и книгами, развитие связной речи ученика. Речь — инструмент взаимоотношений между людьми”. Великий учёный-мыслитель Авиценна в своем произведении “Тадбири манозил”, возвеличивая речь, говорит: “Если вы общенихи в обмене мнениями будете соблюдать правила благодушия, не собъеытесь с пути и не встретиж...

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

слово, русский язык, ребенок, ассоциативный образ, работа, учащийся, лексическое значение слова, словарное слово, словарный запас, группировка слов. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса... русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов, лексика, упражнение, письменная речь, словарный запас учащихся, интенсивное усвоение.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком. Литература: Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий», М., 2010 г.

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык. Письмо способствует закреплению знаний по лексике и грамматике, развитию умений и навыков чтения, перевода и устной речи.

Текст как основа речевого развития школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка. В настоящее время одной из важнейших задач школы стало формирование, повышение уровня речевого развития учащихся.

Второе направление предусматривает организацию работы по усвоению норм языка в построении и использовании языковых единиц, отбор дидактического материала, необходимого для обучения нормам употребления единиц языка, использованию синтаксических синонимов, построению моделей словосочетаний и предложений.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

В устной речи они часто допускают такие же ошибки, как и в письменной, а в письменной большинство ошибок совершаются по принципу «что слышу, то пишу».

В заданиях, где предлагается составить предложение или небольшой текст на заданную тему, одной из распространенных ошибок учащихся-инофонов является нарушение порядка слов в русском предложении.

Нурали Х.: азербайджанец, ему 9 лет, живет в неполной семье с мамой и двумя братьями, родной язык– азербайджанский, поступил в русскую школу в сентябре 2016 года.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ. Тема «Вводные слова». Пример работы ученика 8 класса: 3. Работа со словарями. Развитие речи как средство обучения младших школьников... Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Под развитием речи подразумевается: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных — описания

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения.

Речь — способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

При подготовке дошкольника к обучению чтению и письму важно включать в занятия следующие задания: – выделять звук на фоне слова, например, есть ли звук Л в слове лук; далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах: лопата, стол, машина и т. д.

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, способным при необходимости заменить собой устную речь. Связной речью принято понимать такие...

Виды заданий при изучении стихов | Статья в сборнике... | «Молодой

выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа, художественное произведение, Пушкин, пересказ, мертвая царевна, урок развития, Лермонтов. Описание педагогического опыта по формированию навыков... Задание: прочитайте предложение: сначала первое и последнее слово, затем второе и предпоследнее и т. д. Учащиеся слушают с. выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная...

Основные аспекты развития речи учащихся младших классов...

Уроки чтения совершенствуют ученическую речь, обогащают её. В учебной программе стандарта обучения говорится: “В проведении учебных занятий предполагается работа над речевыми навыками, работа над текстами и книгами, развитие связной речи ученика. Речь — инструмент взаимоотношений между людьми”. Великий учёный-мыслитель Авиценна в своем произведении “Тадбири манозил”, возвеличивая речь, говорит: “Если вы общенихи в обмене мнениями будете соблюдать правила благодушия, не собъеытесь с пути и не встретиж...

Задать вопрос