Совет старшин как модель самоуправления обучающихся в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Марченко, В. Ф. Совет старшин как модель самоуправления обучающихся в Мурманском филиале Нахимовского военно-морского училища / В. Ф. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74306/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается Совет старшин как модель самоуправления обучающихся в филиале Нахимовского Военно-Морского училища в городе Мурманске. Описаны содержание и структура системы самоуправления. Представлены задачи, функции модели самоуправления обучающихся в филиале Нахимовского Военно-Морского училища в городе Мурманске.

Ключевые слова: совет старшин, самоуправление, нахимовец, модель самоуправления.

Одним из главных требований к современному образовательному процессу является его гуманистическая ориентированность, когда обучающийся рассматривается как основная цель, а весь процесс направлен на развитие личности каждого обучающегося, соблюдение его прав и свобод.

Одним из прав обучающихся, закрепленным в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34 является право « на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются» [3].

Вопросы изучения процесса организации ученического самоуправления являются одними из центральных в педагогике и психологии. В педагогической литературе исследуются методы, формы, условия организации самоуправления. В психологии изучаются психические процессы: особенности развития самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции и эмоциональной устойчивости при принятии решений.

В военной педагогике проблемы самовоспитания, самодисциплины, самоконтроля рассматривались в ракурсе общих проблем обучения и воспитания военнослужащих А. В. Барабанщиковым, С. В. Бордуновым, И. А. Алехиным, М. А. Лямзиным и другими авторами [1].

Система самоуправления представляет собой форму самостоятельной общественной деятельности по управлению жизнью коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. По структуре она является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом. По содержанию система самоуправления содержит методы, приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса нахимовцев, условия, учитывающие их интересы, мнения, потребности [4].

Проблематика выбора той или иной модели самоуправления обусловлена наличием противоречий между существующей системой управления, основанных на воинских уставах, приказах, распоряжениях командиров и начальников, и необходимостью проявления офицером самостоятельности, инициативности, творческих способностей в военно-профессиональной деятельности.

Модель самоуправления в филиале Нахимовского ВМУ в форме Совета старшин направлена на повышение эффективности учебной, военно-патриотической, социально-общественной деятельности. К основным задачам относятся повышение качества знаний, дисциплины, профилактика правонарушений, приобретение опыта самоуправления.

Модель самоуправления в филиале Нахимовского ВМУ в форме Совета старшин

Рис. 1. Модель самоуправления в филиале Нахимовского ВМУ в форме Совета старшин

Совет старшин филиала НВМУ в городе Мурманске формируется из младших командиров (по одному представителю с курса), офицеров-воспитателей (по одному представителю с курса), психолога, заведующего отделом по воспитательной работе училища. Председателем Совета старшин является заместитель начальника училища по воспитательной работе.

На каждом курсе организуется Совет старшин из младших командиров (по одному представителю с класса), классных руководителей курса, психолога и педагога-организатора курса. Председателем Совета старшин является старший воспитатель курса. Работой Совета старшин руководит заместитель начальника училища по воспитательной работе.

Такая интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагают, что отношения начальников курса, воспитателей, классных руководителей и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых всеми участниками определенных правил, делегированием младшим командирам реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия.

Особую роль в организации самоуправления через школу старшин принимает педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности нахимовцев, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, воспитателей и командный состав по различным проблемам, возникающим в процессе организации школы старшин.

Заседания Совета старшин проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если на них присутствует 2\3 членов Совета. Решения Совета старшин принимаются открытым голосованием. Они носят рекомендательный характер. Решение Совета старшин считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании членов Совета старшин, и оформляется протоколом, который подписывает председатель Совета или лицо, его заменяющее. В случае равного числа голосов, поданных «за» и «против», голос председателя Совета старшин является решающим. Решения Совета старшин направляются заинтересованным лицам.

Совет старшин выполняет следующие функции:

  1. Подготовка предложений и рекомендаций, информационных материалов для различных структур училища и СМИ о положительном опыте воспитания.
  2. Возможности организации работы по разъяснению курсантам и их родителям прав и обязанностей.
  3. Совет старшин в рамках своей деятельности разрабатывает предложения по повышению качества учебного процесса, дисциплины, планированию военно-патриотической деятельности, совершенствованию работы взаимодействия офицеров-воспитателей, учителей и младших командиров подразделений.
  4. Взаимодействие со СМИ и общественными организациями.
  5. Совет старшин также осуществляет поддержку слабоуспевающим в обучении, а также проводит мероприятия по профилактике правонарушений, нарушений дисциплины, норм морально-этического поведения [2].

Совет старшин имеет право:

– запрашивать и получать в установленном порядке информацию и необходимые материалы от всех субъектов воспитательного процесса, общественных организаций и органов самоуправления по вопросам, относящимся к его компетенции;

– приглашать на свои заседания представителей организаций и ведомств, осуществляющих процесс воспитания, органов самоуправления детей и молодёжи образовательных учреждений и общественных организаций;

– создавать рабочие группы для разработки программ, планов, сценариев по вопросам воспитания нахимовцев, подготовки общественно-значимых и массовых мероприятий;

– направлять в заинтересованные структуры, занимающиеся воспитанием детей и молодёжи, предложения по вопросам, входящим в компетенцию Совета старшин;

– информировать ведомства и организации, осуществляющие процесс воспитания детей и молодёжи, органы самоуправления детей и молодёжи образовательных учреждений и общественных организаций, а также отдельных граждан о своей деятельности;

– ходатайствовать о поощрении, награждении, присуждении стипендий и премий за организацию и осуществление процесса воспитания и учебной деятельности.

Исходя из указанных направлений деятельности, целей и функций данной модели, проанализируем воспитательный потенциал Совета старшин.

Совет старшин, как модель самоуправления обучающихся направлен на:

– формирование осознанной целенаправленной организационной деятельности по управлению учебно-воспитательным процессом;

– определение целей и задач, планирование управленческой деятельности;

– анализ и выбор необходимых действий, методов, условий и средств достижения целей;

– анализ перспективности разработанных мероприятий;

– регулирование и своевременную коррекцию результатов работы и степени достижимости целей.

На основе проанализированных источников, целесообразно отметить, что процесс формирования умений и навыков самоуправления может быть эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

– целенаправленное формирование умений самоуправления нахимовцев в учебной деятельности;

– направленность на проявление активности, самостоятельности, инициативности, практикоориентированность;

– наличие специальной и психолого-педагогической подготовки воспитателей и преподавателей в области формирования умений самоуправления в современной военно-профессиональной деятельности;

– практическое использование знаний, умений, навыков, обучающихся в процессе самоуправления;

– постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных решений поставленных задач.

Таким образом, модель самоуправления в форме Совет старшин в филиале Нахимовского ВМУ предполагает включение не только содержательной составляющей учебно-воспитательного процесса в целом, но и практической стороны военно-профессиональной деятельности. Совет старшин и само самоуправление рассматриваются как школа отработки навыка социальных отношений, как модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе и уважении к закону. Важным компонентом содержания модели является целенаправленное применение интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.

Литература:

  1. Кудрявцев О. В., Тухбиев Х. Г. Формирование умений самоуправления студентов в учебной деятельности на военных кафедрах при гражданских вузах / О. В. Кудрявцева, Х. Г. Тухбиева // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-samoupravleniya-studentov-v-uchebnoy-deyatelnosti-na-voennyh-kafedrah-pri-grazhdanskih-vuzah (дата обращения: 09.10.2020).
  2. Проект положения «О Совете старшин, обучающихся в Нахимовском военно- морском училище (г. Мурманск)».
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Электронный документ. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
  4. Финин Г. И. Самоуправление в системе подготовки военного специалиста / Г. И. Финин // Теория и практика общественного развития. 2013. — № 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoupravlenie-v-sisteme-podgotovki-voennogo-spetsialista (дата обращения: 09.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): совет старшин, модель самоуправления, учебно-воспитательный процесс, Мурманск, решение Совета старшин, военно-профессиональная деятельность, воспитательная работа, Нахимовское Военно-Морское училище, Российская Федерация, учебная деятельность.


Ключевые слова

самоуправление, нахимовец, совет старшин, модель самоуправления

Похожие статьи

Особенности организации профориентационной работы...

Военно-профессиональная ориентация — это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов по оказанию помощи обучающимся в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению.

Похожие статьи

Особенности организации профориентационной работы...

Военно-профессиональная ориентация — это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и педагогов-организаторов по оказанию помощи обучающимся в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению.

Задать вопрос