Информационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Воеводкина, О. А. Информационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности будущего учителя / О. А. Воеводкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74875/ (дата обращения: 27.04.2024).



В исследовании представлен анализ имеющихся работ, посвященных выявлению сущности информационного сопровождения, на основании чего формулируется ведущее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя.

В педагогической науке и практике вопрос информационного сопровождения имеет большую актуальность. Рассматривая дефиницию «информационное сопровождение», остановимся на таких понятиях, входящих в состав данного определения, как «информация», «сопровождение», «информационное сопровождение».

Изучение научной литературы по вопросу определения понятия «информация» показывает многообразие различных подходов к его интерпретации. Насколько специалисты из разных отраслей науки далеки от окончательного понимания сущности информации, было показано Ю. Н. Столяровым на основе анализа широкого спектра взглядов [9].

Новый словарь иностранных слов Е. Н. Захаренко определяет информацию как сведения, которые являются объектом хранения, переработки и передачи [5].

В педагогической энциклопедии информация — это:

1) сообщение, сведения о положении дел, о чем-либо, которые передаются людьми;

2) сообщение, которое неразрывно связанно с управлением, сигналы в единстве грамматической, синтаксической и достоверной характеристик;

3) отражение, передача разнообразия в любых процессах и объектах (живой и неживой природы).

По мнению А. И. Берга, информация является отражением в сознании человека объективных причинно-следственных связей в окружающем его реальном мире [1].

В. Глушков дает следующее определение данному понятию: «Информация в самом общем ее понимании, представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы» [3, с. 23].

Обобщая вышеизложенное, определим информацию как совокупность сведений об объектах и явлениях, их параметрах, свойствах и состоянии, воспринимаемые информационными системами, которым свойственно хранение, переработка и передача.

Продолжая анализ характеристик информационного сопровождения, определяющих его сущность, рассмотрим понятие «сопровождение» и «информационное сопровождение».

В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля термин «сопровождать» определяется значениями «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, следовать», быть «провожатым» [4, с. 272].

Специфику информационного сопровождения затрагивали отечественные исследователи в разных аспектах: коммуникативном, социальном, интегрированном, психологическом, организационном и др.

Э. А. Капитонов характеризует понятие «информационное сопровождение» как «организованный процесс», включающий работу со средствами массовой информации, формирование информационных поводов и организацию специальных мероприятий, с последующим анализом и подведением итогов [6, с. 67].

В. В. Брежнева сопоставляет информационное сопровождение с одним из видов информационного обеспечения и приводит «доведение до потребителей необходимой информации», которое осуществляется информационными службами и органами за счет предоставления информационных услуг [2, с. 262].

По мнению О. Л. Лаврика, информационное сопровождение есть целенаправленная и систематическая работа по созданию и организации информационных ресурсов и/или информации о них в электронной среде, набор сервисов (услуг) по их доведению и доступу к ним через Интернет, как через посредника, так и самим пользователем напрямую [7, с. 22].

Обобщая вышеизложенное, информационное сопровождение в образовательной среде вуза можно определить как систематический целенаправленный процесс (действие) передачи субъектом (преподавателем) сведений (конкретных сообщений), обеспечение субъектом специальными периодическими (электронными) изданиями заинтересованной в этом целевой аудитории (обучающихся) с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, средств массовой информации, обеспечение целевой аудитории доступом в Интернет.

Современные требования, предъявляемые к подготовке педагогических кадров в русле повышения качества образования, предполагают ориентирование на перспективное планирование работы педагога, прогнозирование результатов педагогической деятельности и развития личности учащегося. Человек, готовящийся стать учителем, должен обладать умениями проектной деятельности. Проектная деятельность как специфическая форма педагогического творчества является универсальным средством развития педагога, способом решения современных проблем образования.

В свою очередь, проектная деятельность студента, будущего педагога — мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенных практически или теоретически значимых задач, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Особое значение в профессиональной подготовке будущего учителя имеет педагогическое сопровождение проектной деятельности, поскольку проектные технологии направлены на демонстрацию обучающимися личной заинтересованности в получении знаний и практической целесообразности изученного. В основе проекта ставятся конкретные профессиональные и жизненные проблемы, которые необходимо решить наиболее результативными методами, чтобы в итоге применить (или приобрести) опыт в конкретной ситуации профессиональной деятельности.

Оказывая информационное сопровождение проектной деятельности будущего учителя, создаются условия для самостоятельного и успешного использования информации с целью удовлетворения его личных и профессиональных потребностей при разработке педагогических проектов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при сопровождении проектной деятельности будущего учителя необходимо сочетание двух направлений — педагогического и информационного. Это позволяет сформулировать следующее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя — это форма партнерского взаимодействия студента и преподавателя, при котором сопровождаемому систематически целенаправленно оказывается помощь и предоставляется различного рода информация, удовлетворяющая его личные и профессиональные потребности и интересы, направленная на достижение результата проектной деятельности.

Литература:

  1. Берг А. И. Управление, информация, интеллект / А. И. Берг. М.: Мысль, 1976. 384 с.
  2. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
  3. Глушков В. М. Кибернетика вопросы теории и практики / В. М. Глушков, В. С. Михалевич. М.: Наука, 1986. 448 c.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: Т. 4./ В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1991. 683 с.
  5. Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. М.: Азбуковник, 2008. 1040 с.
  6. Капитонов Э. А. Управление общественными отношениями / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. М.: Дашков и К; Ростов н/Д.: Наука-пресс, 2007. 368 с.
  7. Лаврик О. Л. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности / О. Л. Лаврик, Л. Б. Шевченко // Научно-техническая информация. Сер. 1 Организация и методика информационной работы. 2006. № 9. С.19–23.
  8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. е.С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
  9. Столяров Ю. Н. Сущность информации / Ю. Н. Столяров. М.: ГПНТБ, 2000. 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, информационное сопровождение, будущий учитель, информация, информационно-педагогическое сопровождение, массовая информация, целевая аудитория.


Похожие статьи

Информационно-методическое сопровождение начинающих...

Информационно-методическое сопровождение начинающих преподавателей. Автор: Игнатенко Елена Владимировна.

Перед начинающими преподавателями встают множество проблем. Теперь не достаточно быть компетентным в области своей специальности и...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной...

Лысиченкова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся / С. А. Лысиченкова.

 В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере...

О технологиях профессиональной подготовки будущих учителей...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная... Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Особенности информационно-методической поддержки...

Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ / Н. Ю. Ткачук.

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются

Реализация модели организации профессионального роста...

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы...

Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной...

Цель сопровождения — развитие индивидуальности педагога индивидуального стиля педагогической деятельности, который у молодых педагогов начинает формироваться и сформирован у педагогов со стажем и его изменения связаны с изменением взглядов человека.

Формирование готовности будущих преподавателей...

Топольник, Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

Так С. Яшанов [10] рассматривает готовность будущего учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как...

Готовность будущего учителя к использованию...

Проблема разработки структуры и содержания готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий является достаточно актуальной на протяжении последнего десятилетия, когда информационно — коммуникационные технологии...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как...

Повышая интерес педагогов детского сада к активному использованию информационно – коммуникативных технологий для решения задач воспитательно-образовательного процесса. Тем самым мы стимулируем творческую активность педагогов.

Похожие статьи

Информационно-методическое сопровождение начинающих...

Информационно-методическое сопровождение начинающих преподавателей. Автор: Игнатенко Елена Владимировна.

Перед начинающими преподавателями встают множество проблем. Теперь не достаточно быть компетентным в области своей специальности и...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной...

Лысиченкова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся / С. А. Лысиченкова.

 В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере...

О технологиях профессиональной подготовки будущих учителей...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная... Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Особенности информационно-методической поддержки...

Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ / Н. Ю. Ткачук.

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются

Реализация модели организации профессионального роста...

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы...

Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной...

Цель сопровождения — развитие индивидуальности педагога индивидуального стиля педагогической деятельности, который у молодых педагогов начинает формироваться и сформирован у педагогов со стажем и его изменения связаны с изменением взглядов человека.

Формирование готовности будущих преподавателей...

Топольник, Я. В. Формирование готовности будущих преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

Так С. Яшанов [10] рассматривает готовность будущего учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как...

Готовность будущего учителя к использованию...

Проблема разработки структуры и содержания готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий является достаточно актуальной на протяжении последнего десятилетия, когда информационно — коммуникационные технологии...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как...

Повышая интерес педагогов детского сада к активному использованию информационно – коммуникативных технологий для решения задач воспитательно-образовательного процесса. Тем самым мы стимулируем творческую активность педагогов.

Задать вопрос