Конспект занятия в подготовительной группе «История музыкальных инструментов некоторых народов мира» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект занятия в подготовительной группе «История музыкальных инструментов некоторых народов мира» / О. А. Казаринова, А. В. Чемоданова, Т. И. Домышева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74866/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цель:

1) Расширение и закрепление знаний воспитанников о некоторых народных инструментах, учить отличать их звучание;

2) формировать у детей основы музыкальной культуры.

Задачи:

1) приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;

2) приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;

3) развивать творческую фантазию;

4) формировать певческий голос и выразительность движений.

5) Развивать музыкально-творческие способности;

6) Совершенствовать эмоциональную сферу детей;

7) Воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать и исполнять

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов.

2. Беседа о русских музыкальных инструментах.

3. Слушание фонограммы со звучанием музыкальных инструментов.

4. Чтение детям сказки «Чудо-Балалайка» (приложение).

5. Разучивание с детьми частушек.

Оборудование: фонограмма с письмом от гномика;

иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; сказка «Чудо-Балалайка»;

балалайка, дудочка, варган.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, на адрес нашего детского сада, именно для нашей группы пришло звуковое письмо. А прислал его нам один забавный гном по имени Весельчак. Давайте его послушаем (звучит письмо, в котором названа дата прихода гостя).

— Здравствуйте дорогие детки! Я узнал, что вы на занятиях по музыке учитесь играть на разных музыкальных инструментах, на бубнах, колокольчиках и даже на тарелках. И уже играете, как настоящий оркестр. Ох как мне захотелось послушать вашу игру. Но пока много работы, ведь осенью гномы должны сначала раскрасить все листья, а когда с этой работой мы справимся, тут же принимаемся готовить новую краску, пока не наступили холода, для следующей осени. Поэтому я решил отправить к вам своего друга-папу одного мальчика из вашей группы Максима Александровича. Я ведь со всеми вашими родителями знаком. А вы не знали?!

Так вот, Максим Александрович познакомит вас с историей некоторых музыкальных инструментов, которые я очень люблю.

Вскоре я и сам надеюсь заглянуть к вам в гости. А пока ждите моего гостя. До свидания, мои маленькие друзья!

Воспитатель : А какое сегодня число? Ой, да ведь сегодня должен прийти наш гость. Мы готовы его встретить? (Да.)

Раздается игра на балалайке и стук в дверь. Воспитатель идет встретить гостя. В группу входит папа одного из детей (может быть любой другой гость умеющий играть на музыкальных инструментах).

Папа предлагает под аккомпанемент балалайки спеть детям частушки. (Дети по очереди поют частушки).

Папа: Молодцы ребята! Знаете, зачем я к вам пожаловал? Правильно, Весельчак отправил. Сказал, что вы хорошо играете на музыкальных инструментах. Любите петь, танцевать. Но я хочу, чтобы мы сегодня не только пели и играли, еще узнали о возникновении некоторых инструментов. Вот вы знаете, когда возникли музыкальные инструменты? (Ответы детей.) А ведь на этот вопрос нет ответа, так как никто точно не знает когда возник первый инструмент.

Какой же инструмент возник первым?

Это трудный вопрос, на который редко можно получить правильный ответ. Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, или две ракушки, и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря — 2 ракушки и т. д.

А хороши ли, вы отгадываете загадки? Посмотрим. Слушайте внимательно.

Если хочешь поиграть

нужно в руки ее взять.

И подуть в нее слегка -

Будет музыка слышна.

Подумайте минуточку....

Что же это?..........Дудочка.

Правильно отгадали (показывает инструмент, дает детям рассмотреть, попробовать извлечь звук). Видов дудочек очень много. Самой древней является свистковая дудочка.

Выглядела она следующим образом. трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали для свиста, но затем люди поняли что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, то можно получить различные по высоте звуки.

Со временем примитивные дудки усовершенствовали. С начала на них заостряли один из краев. Позже появилось специальное свистковое устройство, имеющее наконечник, напоминающий птичий клюв. И это существенно облегчило звукоизвлечение. Послушайте как красиво звучит этот инструмент (папа играет на дудочке).

Вот вам следующая загадка:

Деревянный инструмент

зазвучит в один момент,

струнам звонко подпевай-ка

заиграла Балалайка!

Молодцы! И с этой загадкой вы легко справились. (Также дает детям рассмотреть инструмент, попробовать поиграть.)

Родилась балалайка в России триста лет назад. Первое упоминание о балалайке встречается еще в 17 веке, на ней играли крестьяне, скоморохи и бродячие музыканты. А в 18 веке балалайка проникла даже в Царские дворцы, где придворные музыканты исполняли на ней популярные в то время танцы.

Балалайка относится к группе струнных щипковых. Это народный русский инструмент. Деревянный треугольный или полусферический корпус, и длинный гриф, на котором натянуто три струны. Играют на балалайке щипками или бряцанием, т.е. ударом указательного пальца по всем струнам. Вот такой замечательный инструмент балалайка!!! Недаром ее считают символом России.

Балалайка три струны, да зато какие, за душу они берут словно золотые! (папа играет на балалайке, поет несколько частушек).

А вот следующий инструмент вы ни за что не отгадаете.

Я целую ночь просижу у костра,

И духи пропляшут со мной до утра.

Может в душе я Сибирский Шаман-

Играй мой (варган!)

Знакомит детей с инструментом, показывает, как на нем играть.

Папа: Варган очень древний музыкальный инструмент. Он очень распространен у коренных народов севера (якуты, чукчи), У них варган пластинчатый, делался из кости или лиственницы. А также у бурят, эвенков. И на Алтае (там он называется хомус).

Варган — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проеме рамки язычка, приводимого в движение пальцем руки. Инструмент устанавливается в области рта, Ротовая полость, а также глотка, носовая полость и нижние дыхательные пути служат резонатором, усиливающим звук, изменяющим его.

Воспитатель предлагает послушать, как играет Максим Александрович на этих музыкальных инструментах и попробовать подвигаться под музыку, а потом сравнить, под все ли инструменты дети одинаково танцевали? Или под разное звучание и двигаться хотелось по-разному?

Звучит музыка, дети танцуют.

Воспитатель : Сегодня мы немного узнали о трех инструментах разного вида. А в мире их очень много. Хотели бы вы узнать об истории барабана, например, или трубы, или может какого-то другого музыкального инструмента? Давайте оставим наши пожелания в нашей папке «Хочу все знать», а потом выберем инструменты, которые наберут больше голосов, и будем изучать их историю.

Дети, понравилось вам наше путешествие в историю некоторых музыкальных инструментов? Какой инструмент больше понравился? Почему? (выслушать ответы детей). Давайте поблагодарим Максима Александровича за его увлекательный рассказ и проводим его аплодисментами.

Дети прощаются и провожают гостя.

Приложение:

Сказка о чудесной балалайке с хрустальным звуком.

чудо балалайка

Давно это было или нет, нам неведомо, но возле одной деревушки поселился дракон. Но дракон был не такой, как во всех сказках, он никого не обижал, а был наоборот очень мирным. И очень любил он тыкву.

И вот попросил он жителей той деревни кормить его тыквами взамен на то, что будет охранять их деревню. Согласились крестьяне и насадили целое поле тыкв.

А как раз мимо этого поля шла дорога в город. Дракон сидел на поле и всех, кто проходил по этой дороге в город останавливал и просил рассказать ему сказку. Все, кто рассказывал дракону сказку, дракон отпускал. А кто нет — того уносил далеко в горы и сажал в пещеру.

— Вот расскажешь сказку мне, тогда отпущу, — говорил дракон.

И как могли пленники придумывали для дракона сказки. Но невмоготу им стало и стали они думать, как бы им от этого дракона избавиться.

И деревенский балалаечник им предложил:

— Если этот дракон так сказки любит, то и к музыке, наверняка, неравнодушен. Давайте я попробую его своей музыкой куда-нибудь заманить.

— Хорошо, только подальше уведи его, чтобы не вернулся он совсем, — сказали люди.

И отправился музыкант со своей балалайкой к дракону.

Обрадовался дракон, увидев прохожего:

— Давно я без сказок скучаю!

— Сейчас я расскажу тебе свои сказки, вот здесь они спрятаны, — и показал на свою балалайку.

Выхватил дракон балалайку у музыканта, так она ему понравилась. Но в огромных когтистых лапах треснул легкий корпус балалайки, только жалобно звякнули струны.

И ничего не смог музыкант сыграть. Посадил его дракон в пещеру, пока тот сказку ему не придумает.

Целую неделю просидел балалаечник в пещере, чуть с голоду не умер, но ничего придумать не мог. А дракон сжалился и принес ему несколько тыкв.

— Отпусти меня, я починю свою балалайку и на ней сыграю тебе сказку.

— Нет, пока здесь мне сказку не расскажешь, не отпущу, — ответил дракон.

Что оставалось делать музыканту? Думал он думал и кое-что придумал. Вынул из тыквы всю мякоть, высушил ее хорошенько и сделал овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В пещере нашел осколки хрусталя, приклеил их внутрь тыквы, приделал гриф, натянул три струны. И получилась новая балалайка с хрустальным звуком, который аж до небес долетал.

Прилетел дракон на следующий день. Что такое? Откуда такой необыкновенный звук? Застыл от изумления, а потом взлетел на небо вслед за хрустальной музыкой. И больше его никто не видел. А балалаечник с миром вернулся домой.

Все жители дивились, как эта чудо-балалайка спасла их от надоедливого дракона, и с тех пор повелось делать в тех местах такие тыквенные балалайки со звонким хрустальным звуком. Только великие виртуозы играли на таких балалайках.

Вот такая чудесная история.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, балалайка, дракон, ребенок, сказка, музыка, музыкальный инструмент, варган, ответ детей, хрустальный звук.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Детям-дошкольникам с их преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ.

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека.

Цель: знакомство детей с алгоритмом образования и улавливания звука формирование представлений о разных звуках, об умении...

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ

Искусство игры на русских фольклорных музыкальных инструментов имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе

Пожалуй, ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

 Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А...

Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе...

− Формировать умение правильно называть детские музыкальные инструменты, ритмично играть на них, прислушиваясь, друг к другу; − Познакомить детей с понятием музыкальные, не музыкальные звуки; − Углублять представление детей о связи чувашской народной музыки с...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной...

Ответы детей. Наиграть тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» на инструменте, напеть. А вы знаете, что многие композиторы, сочиняя свои произведения, такие как опера, балет, симфония, обращались к народной музыке и использовали их в своих сочинениях.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию...

Ответы детей. Под его громкому звуку можно было отыскать корову, лошадь, или козу. Давайте рассмотрим колокольчик: из чего он сделан, какой формы, из чего состоит? (дети рассматривают колокольчик). Педагог: Дети, а вы слышали колокольный звон где-нибудь ещё? Ответы детей.

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

В процессе развлечения дети старались показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать под музыку; любовь к пению. В ходе музыкального развлечения участвует взрослый...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Детям-дошкольникам с их преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ.

Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» | Статья в журнале...

Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека.

Цель: знакомство детей с алгоритмом образования и улавливания звука формирование представлений о разных звуках, об умении...

Приёмы игры на шумовых инструментах в ДОУ

Искусство игры на русских фольклорных музыкальных инструментов имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе

Пожалуй, ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

 Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А...

Конспект доминантного музыкального занятия в средней группе...

− Формировать умение правильно называть детские музыкальные инструменты, ритмично играть на них, прислушиваясь, друг к другу; − Познакомить детей с понятием музыкальные, не музыкальные звуки; − Углублять представление детей о связи чувашской народной музыки с...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной...

Ответы детей. Наиграть тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» на инструменте, напеть. А вы знаете, что многие композиторы, сочиняя свои произведения, такие как опера, балет, симфония, обращались к народной музыке и использовали их в своих сочинениях.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию...

Ответы детей. Под его громкому звуку можно было отыскать корову, лошадь, или козу. Давайте рассмотрим колокольчик: из чего он сделан, какой формы, из чего состоит? (дети рассматривают колокольчик). Педагог: Дети, а вы слышали колокольный звон где-нибудь ещё? Ответы детей.

Педагогический потенциал народно-музыкального творчества

Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

«В гостях у Белоснежки и гномов». Конспект развлечения...

В процессе развлечения дети старались показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать под музыку; любовь к пению. В ходе музыкального развлечения участвует взрослый...

Задать вопрос