Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. В. Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости / А. В. Кузнецов, К. Г. Поспелов, С. В. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74848/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, психологическая устойчивость

Как свидетельствует опыт войск и результаты научных исследований, физическая подготовка выступает важным средством повышенного боевого мастерства личного состава не только войск национальной гвардии, но и вообще всех видов вооружённых сил, показателем уровня профессиональной выучки военнослужащих. Её роль проявляется, прежде всего, в сохранении и повышении как физической, так и умственной работоспособности и более быстром восстановлении их до исходного уровня после напряжённой служебно-боевой деятельности. Благодаря этому военнослужащие эффективнее и надёжнее используют вооружение и боевую технику в учебно-боевой и служебно-боевой деятельности, быстрее, точнее и успешнее действуют в разнообразных условиях обстановки.

Также следует отметить, что физическая подготовка влияет на формирование моральных черт личности, как правило, опосредованно, через совершенствование трудовых, профессиональных и нравственных качеств. Вместе с тем она оказывает непосредственное влияние на многие стороны духовного мира личности, особенно на развитие таких элементов нравственных качеств, как коллективизм, войсковое товарищество, мужество, чувство ответственности, дисциплинированности и др. Также ценным для формирования нравственных качеств являются спортивные соревнования. Выступая в составе спортивных команд, военнослужащие осознают, что от их ответственности и личных результатов зависит успех всего коллектива. Это побуждает их к коллективным действиям, правильной оценке своих возможностей, равнению на лучших спортсменов, соблюдению строгой дисциплины. Важным средством в формировании у военнослужащих чувства патриотизма служит проведение мемориальных спортивных состязаний памяти воинов-спортсменов, героев СССР и России.

Успехи военнослужащих спортсменов на международной арене, достижения всего физкультурного движения в России способствует формированию гордости за свою страну [6]. Большое значение в этом имеют также пропаганда боевых и спортивных традиций, встречи с ветеранами спорта. Для формирования идейно-политического облика личности военнослужащего спортсмена важное значение имеет разъяснение значения физической культуры в войсках, стране и на мировой арене, а также масштабы её развития и массового характера, доступности всем российским гражданам, огромных материальных затрат государства на развитие физической культуры и спорта.

Разъяснение роли физической подготовки в повышении боевой готовности армии формирует у военнослужащих активное отношение к приёмам и действиям, выполнению нормативов, у них складывается правильное понимание важности совершенствования качеств, необходимых для выполнения служебно-боевых задач.

Также с помощью физических упражнений решается задача психологической готовности к действиям в сложных условиях современного боя. Психологическая подготовка органически связана с боевой подготовкой личного состава. Она должна обеспечивать воспитание у военнослужащих мужества, готовности к подвигу, вплоть до самопожертвования, вырабатывать способность к умелым действиям в самые напряжённые моменты современного боя, устойчивость положительных психических реакций в опасных ситуациях [2]. При опасности у человека наступает состояние высокого психического напряжения, и в его действиях происходят заметные изменения по сравнению с тем, как он действует в обычных условиях. В большей мере напряжение отрицательно сказывается на сложных элементах поведения человека. Чтобы управлять своими отрицательными эмоциями, военный специалист должен приобрести опыт поведения в ситуациях, связанных с высоким психическим напряжением. При попадании в незнакомую ситуацию, особенно в условиях риска, ведущим сбивающим фактором в поведении человека является развитие ориентировочной реакции, которая носит генерализированный характер и вызывает излишнее возбуждение в деятельности многих систем организма. Это возбуждение затрудняет организацию целенаправленных действий. При повторении реакции ориентировочная реакция постепенно затухает [3]. Исходя из этого положения, одним из главных моментов в психологической подготовке является ознакомление человека с навыками действий при различных вариантах учебно-боевой деятельности. Например, при обучении военнослужащих боевым приемам с оружием и без него используется залы психофизической загрузки, специальные площадки, оборудованные специальным свето-шумовым оборудованием и макетами. Приближение условий обучения к реальным, боевым всегда связано с определёнными методическими трудностями. Поэтому большое значение приобретает поиск путей расширения возможностей для выработки у военнослужащих привычки к действиям в условиях реальной опасности. Одним из таких путей является специальная организация физической подготовки, чтобы осуществить перенос навыков и умений с одного вида деятельности на другой. Например, выполнение боевого приема в темноте может пригодиться для действий темное время суток. Но важен не конкретный двигательный навык — более существенным является навык преодоления страха при действиях в условиях опасности. Чем шире диапазон таких навыков, чем чаще военнослужащий в них тренируется, тем легче осуществляется перенос на действие в боевой обстановке. Исходя из этого следует понимать, что для психологической подготовки ведущим является не выбор физических упражнений для развития психологических качеств, а методическое оформление тренировки. К примеру, применяя на занятиях прыжки с высоты, можно ставить задачу на воспитание смелости, а в другом случае развивать взрывную силу мышц ног. Физические упражнения могут применяться для общей и специальной физической подготовки [1].

Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приёмы и методы других разделов боевой подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально — волевых качеств, необходимых для действий военнослужащего в бою независимо от его воинской специальности или этапа профессионального становления.

Специальная психологическая подготовка заключается в целенаправленной активации способностей, умений и навыков для успешного выполнения конкретной боевой задачи, создания чувства уверенности в достижении поставленной цели, достаточного запаса физических сил. Эта подготовка будет различной в зависимости от воинской специальности и этапа профессионального становления. Поэтому методика использования физических упражнений в её интересах будет иметь свою специфику.

На каждом из этапов профессионального становления военнослужащего с помощью физических упражнений решаются следующие задачи:

— опережающее развитие важных для воинской специальности психических качеств;

— воспитание и совершенствование важных для профессиональной деятельности физических и психологических качеств и прикладных навыков;

— создание готовности функциональных систем организма военного специалиста к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий боевой деятельности;

— повышение физиологических резервов организма за счёт высокой физической тренированности;

— воспитание и совершенствование волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и др.);

— выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;

— обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности, снятие психической напряжённости;

— воспитание социально значимых качеств, необходимых для действий в составе экипажа, расчёта, воинского коллектива;

— воспитание уверенности в своих силах при действиях в особых ситуациях.

При решении этих задач следует постоянно помнить о необходимости всеми средствами воинского обучения формировать личность военнослужащего, повышать его идейную закалку и убеждённость в правоте дела, которое он призван защищать. Вопросы идейного воспитания должны решаться путём продуманных заранее и чётко спланированных мероприятий в ходе как теоретических, так и практических занятий по физической подготовке.

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений, но для этого необходимо соблюдение определённых требований при проведении занятий:

— усложнение учебных задач, которые должен решать занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;

— приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения, в обстановке с элементами оправданного риска;

— выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности;

— овладение навыками действий в особых условиях;

— приобретение высокого уровня физической тренированности.

Рассматривая вопросы психологической подготовки военных специалистов, следует всегда помнить, что это лишь одна из многих задач, которая решается с помощью физической подготовки. Физическая подготовка должна рассматриваться как единый, целостный процесс, и выделение в нём задач психологической подготовки является лишь приёмом научного познания, чтобы обеспечить более глубокое изучение данного вопроса.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология спорта // Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
  2. Бабушкина, Г. Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография // под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск: изд-во СибГУФК, 2006. — 380 с.
  3. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. для вузов //А. В. Родионов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.
  4. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры // Н. Б. Стамбулова. — СПб.: Издательство «Центр карьеры», — 1999. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, психологическая подготовка, действие, воинская специальность, качество, упражнение, боевая подготовка, военный специалист, высокое психическое напряжение, личной состав.


Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости средствами...

Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития...

Формирование психологической готовности юношей...

В частности проблема психологической подготовки молодежи к прохождению обязательной воинской службы затрагивается в работах

Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в...

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

В социально-психологическом смысле подготовка личного состава и управление им

Однако по удельному весу в составе командирского труда и здесь подготовка значительно

Так, например, некоторые действия в обязанностях дневального могут быть повторены для...

Организация и планирование боевой подготовки

 Боевая подготовка — это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, который представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также регулирования...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

В подготовке военнослужащих огромную роль имеет практическая направленность, она осуществляется не столько в аудиториях, классах и

Военно-педагогическая суть данного принципа впервые была теоретически утверждена русским генералом М. И. Драгомировым.

Психологический портрет современного военнослужащего

Боевая деятельность отражает активность, предприимчивость и результативность действий

Психологически такой вид деятельности сложен в силу постоянно возникающих сложных

Профессионализм военнослужащего заключается в имеющихся у него качествах, которые...

Влияние физической тренировки в процессе служебно-боевой...

– выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий в военной форме

Третьим видом физической тренировки в процессе служебно-боевой деятельности

Военно-спортивный комплекс, национальная гвардия, физическая культура, физическая...

Значение специальной выносливости в военно-профессиональной...

боевой и специальной подготовке военных специалистов, обучении и воспитании

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка

– выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий в военной форме...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Все упомянутое выше присуще и военному профессиональному психологическому отбору

Рост востребованности мероприятий по военному профессиональному психологическому отбору

Уровень развития профессионально значимых свойств и качеств не соответствует...

Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости средствами...

Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития...

Формирование психологической готовности юношей...

В частности проблема психологической подготовки молодежи к прохождению обязательной воинской службы затрагивается в работах

Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в...

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

В социально-психологическом смысле подготовка личного состава и управление им

Однако по удельному весу в составе командирского труда и здесь подготовка значительно

Так, например, некоторые действия в обязанностях дневального могут быть повторены для...

Организация и планирование боевой подготовки

 Боевая подготовка — это один из важнейших видов подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, который представляет собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также регулирования...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

В подготовке военнослужащих огромную роль имеет практическая направленность, она осуществляется не столько в аудиториях, классах и

Военно-педагогическая суть данного принципа впервые была теоретически утверждена русским генералом М. И. Драгомировым.

Психологический портрет современного военнослужащего

Боевая деятельность отражает активность, предприимчивость и результативность действий

Психологически такой вид деятельности сложен в силу постоянно возникающих сложных

Профессионализм военнослужащего заключается в имеющихся у него качествах, которые...

Влияние физической тренировки в процессе служебно-боевой...

– выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий в военной форме

Третьим видом физической тренировки в процессе служебно-боевой деятельности

Военно-спортивный комплекс, национальная гвардия, физическая культура, физическая...

Значение специальной выносливости в военно-профессиональной...

боевой и специальной подготовке военных специалистов, обучении и воспитании

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка

– выполнением физических упражнений, боевых приемов и действий в военной форме...

Особенности профессионально-психологического отбора...

Все упомянутое выше присуще и военному профессиональному психологическому отбору

Рост востребованности мероприятий по военному профессиональному психологическому отбору

Уровень развития профессионально значимых свойств и качеств не соответствует...

Задать вопрос