Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Мирзагитова, А. Л. Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста / А. Л. Мирзагитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74793/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, образовательная среда, конкурентоспособный специалист, высшая школа.

Высшее образование в современном мире переживает новый виток своего развития. Чем лучше построена система образования в государстве, тем оно стабильнее и авторитетнее на международной арене. Россия оказалась в уникальной ситуации: за последние двадцать лет ее экономика претерпела радикальные изменения. Стремительность и неоднозначность экономических процессов предопределили актуальность подготовки кадров нового поколения. Сегодня молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть гибкими, конкурентоспособными и применять на практике полученные знания в условиях быстро меняющейся профессиональной среды [6, с.147].

Основным требованием к системе высшего профессионального образования является его полное соответствие потребностям перспективы развития общества. В этих условиях государство должно выступать регулятором, разработчиком и проводником политики в сфере образовательных услуг. Его главная функция — формирование административной вертикали в управлении образованием, систем контроля и систем качества. Сегодня востребован выпускник, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Эти требования согласуются с идеями компетентностного подхода, который ориентирован на формирование личности конкурентоспособного специалиста, на формирование креативности, т.е. таких качеств, когда человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое [5, с.1].

Смысловое наполнение понятия «компетенция» в европейской педагогике высшей школы связано с понятием «ключевые компетенции». Советом Европы сформулировано и подробно разработаны пять ключевых компетенций, которыми «должны владеть молодые европейцы». Это:

«…политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, принимать участие в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственными методами, принимать участие в поддержке и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в мультикультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявления расизма и ксенофобии и развития климата нетерпимости, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие расхождений, уважение других и способность жить с людьми других культур и религий;

компетенции, которые относятся к владению устной и письменной коммуникацией: она в особенности важна для работы в социальной жизни, с акцентами на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способов критического оценивания информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

способность учиться на протяжении жизни как основу непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [2, с.37].

Существенным достижением современного этапа развития и реализации компетентностного подхода является то, что компетенции рассматриваются как важный результата образования. Так, в докладе Председателя международной комиссии по образованию для XXI столетия Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище» было сформулировано «четыре столпа», на которых строится образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [1, с.40].

Образовательная среда педагогических вузов России станет фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, если:

− содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность, а также охватывает все аспекты взаимодействия педагога и обучающегося;

− формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы, разнообразны и легко применимы в школьной практике;

− отношения, возникающие между преподавателем и студентом основываются на принципах демократичности и развивающего характера обучения;

− существуют достаточные материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития обучающихся;

− существует взаимодействие со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Создание базовых учебных площадок, проведение научно-исследовательских семинаров и конференций, организация научных лабораторий, проведение совместных коллоквиумов студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся позволит включить все компоненты образовательной среды [3, с.171] в процесс подготовки будущих учителей.

Сегодня важно понимание ценностной переориентации образовательного процесса. В рамках компетентностного подхода усиливается личностная направленность образования, а не «знаниевая». Более того, принятие компетентности в качестве образовательного результата, делает его достижение объективно измеряемым, так как процесс переориентируется на её признании как на эталон [9, с.36].

Важным моментом понимания сути компетентностного подхода является раскрытие его смысла. Вопросы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, различные подходы к классификации компетенций разрабатываются в трудах Р. Н. Азаровой, В. И. Байденко, Н. В. Борисовой, И. А. Зимней [2] и др. Методология использования компетентностного подхода для прогнозирования результатов профессиональной деятельности нашла отражение в работах Д.МакКлелланда [8], Р. Бояциса [7], Л. и С. Спенсеров [4]. Анализ смыслообразующих конструктов компетентностного подхода выявил, что компетентность определяется как способность и готовность к определенной деятельности.

Особенностью профессиональной среды, как и деловой, является высокая динамика, а это, безусловно, ведет к постоянному повышению скорости устаревания знаний. Это требует как от каждого специалиста, так и вуза, его готовящего, гибкости, мобильности и способности адаптироваться к постоянным изменениям конкурентной среды.

В связи с этим, отметим, что в рамках реализации компетентностного подхода одновременно решается задача и мотивации обучающихся. Абитуриент, идущий, в вуз должен понимать, кем он станет, каковы перспективы его профессиональной реализации, отвечает ли профессиональное образовательное предложение вуза его личностным способностям и потребностям.

Выделим основные преимущества компетентностного подхода:

  1. Компетентностный подход обеспечивает переориентацию образовательного процесса со знаниеориентированного образования на формирование личности конкурентоспособного специалиста. При этом значительно повышается образовательная активность самих обучающихся за счет вовлечения в учебный процесс.
  2. Ориентация на компетентностный подход при организации образовательного процесса с целью формирования конкурентоспособных специалистов обладает высоким мотивационным потенциалом, так как способен задавать основные ориентиры и ставить конкретные задачи перед преподавателями и студентами, что в свою очередь приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Изучение современного состояния и существующих тенденций в профессиональной подготовке будущих специалистов разных областей показало, что решение проблемы организации образовательного процесса в высшей школе лежит в сфере использования передовых достижений науки, в частности, компетентностного подход в его системности, личностной ориентации, деятельностности.

Личностная ориентация компетентностного подхода предполагает, что образовательный процесс строится с учетом личностных особенностей каждого участника образовательного процесса в виде субъект-субъектного взаимодействии, при этом студент — активная личность, которая имеет право на свое мнение, собственные убеждения, и главное право на выбор.

Исходя из деятельностности компетентностного подхода, необходимо включение каждого студента в самостоятельную активную познавательную деятельность, так как личность формируется, развивается и проявляется в деятельности.

Профессиональная компетентность обучающегося, таким образом, рассматривается нами, как единство его теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище. — UNESCO. — 1996. — С.40.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.37.
  3. Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 171.
  4. Спенсер Л., Спенсер М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы.- М.: HIPPO,2005.
  5. Стив Джобс. Цитаты опыта// http://www. Maestroclass.biz.ru.
  6. Хейнонен Т. А. Инновации в системе высшего образования//Проблемы управления качеством образования в вузе: сб.статей. — Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С.147.
  7. Boyatzis R. Managing motivation for maximum productivity.- NEW YORK, 1979;
  8. McClelland D. Managing motivation to expand human freedom // American Psychologist, 1978, 33(3), P.201 210;
  9. Rogovaya O. Environmental activity as an area of environmental competence// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 10 (57): Научный журнал. — СПб., 2008. — С.36.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, подход, высшая школа, компетенция, конкурентоспособный специалист, образовательная среда, высшее профессиональное образование, личностная ориентация, профессиональная деятельность, социальная жизнь.


Похожие статьи

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс

Компетентностный подход в высшем образовании.

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается

Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя...

Основные проблемы формирования профессиональной...

профессиональная компетентность, высшее образование, образовательный процесс, общее образование, формирование, дисциплинарный подход, изменение, Россия, система образования, современный специалист.

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования

Компетентностный подход к формированию молодой конкурентоспособной личности в

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

гуманитарная среда, технический вуз, образовательный процесс, конкурентоспособный специалист, образовательная среда, вуз, высшее профессиональное образование, элемент, современный специалист...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, качество образования, конкурентоспособное образование

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, подход, профессиональная компетентность, член общества, высшее образование, знание, качество подготовки специалиста, общетехническая образованность, профессиональное...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, специалист, высшее

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится

Вопросы технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе достаточно...

Похожие статьи

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование

профессиональное образование, молодой специалист, образовательная деятельность, педагогический процесс

Компетентностный подход в высшем образовании.

Образовательная среда как фактор формирования...

Образовательная среда отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается

Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя...

Основные проблемы формирования профессиональной...

профессиональная компетентность, высшее образование, образовательный процесс, общее образование, формирование, дисциплинарный подход, изменение, Россия, система образования, современный специалист.

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

В современных условиях образовательного процесса компетенция самообразования

Компетентностный подход к формированию молодой конкурентоспособной личности в

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

гуманитарная среда, технический вуз, образовательный процесс, конкурентоспособный специалист, образовательная среда, вуз, высшее профессиональное образование, элемент, современный специалист...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, качество образования, конкурентоспособное образование

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

компетенция, образовательный процесс, подход, профессиональная компетентность, член общества, высшее образование, знание, качество подготовки специалиста, общетехническая образованность, профессиональное...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, специалист, высшее

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится

Вопросы технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе достаточно...

Задать вопрос