Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Нагорнова, Ю. В. Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ / Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74770/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье отмечена необходимость использования различных техник подготовки к ЕГЭ. Данные техники являются базовыми и оформлены в виде занятий Экспресс-тренинга.

Ключевые слова: тренинг, психологическая готовность, техники

The article notes the need to use various techniques of preparation for the unified state exam. These techniques are basic and are designed as express-training sessions.

Key words: training, psychological readiness, and technology

Ежегодно в училище осуществляется подготовка к сдаче государственных экзаменов и поступлению в ВУЗы. Психо-эмоциональное состояние в период подготовки к ЕГЭ лабильно, возможны «срывы» как в период пробных экзаменов, так и во время самой процедуры ЕГЭ. Одна из причин таких ситуаций — отсутствие у выпускников адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

В этой связи, психологическая готовность кадет-выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной государственной аттестации в форме ЕГЭ. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену и является целью данного Экспресс-тренинга.

Отметим, что под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у обучающихся психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ.

В училище осуществляется комплексное психологическое сопровождение кадет, сдающих ЕГЭ (что может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками). При этом нужно учитывать, что в современной ситуации проводить длительные занятия с кадетами-выпускниками часто бывает невозможно по ряду причин. У кадет проходят элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках учебной программы), насыщенный распорядок дня, спортивно-массовая работа в соответствии с утвержденным регламентом.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с индивидуальным уровнем стрессоустойчивости кадет, навыков саморегуляции.

Цель Экспресс-тренинга : психологическая подготовка кадет-выпускников к Единому государственному экзамену.

Задачи:

  1. познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
  2. научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
  3. развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
  4. освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
  5. повысить самооценку кадет, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена

Методы и техники, используемые в занятиях:

— Ролевые игры,

— Мини-лекции,

— Дискуссии,

— Релаксационные методы,

— Метафорические притчи и истории,

— Психофизиологические методики,

— Телесно-ориентированные техники,

— Диагностические методики.

При разработке занятий Экспресс-тренинга особое внимание уделялось следующим моментам:

  1. созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта кадет и для усложнения и обогащения этого опыта;
  2. органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
  3. бережному отношению к личности каждого кадета, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.

Отметим, что Экспресс-тренинг рассчитан на работу с кадетами одиннадцатых классов в тренинговых группах по 10–18 человек.

Нужно сказать следующее : проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии.

Под психологической готовностью к Единому государственному экзамену подразумевается:

  1. определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение,
  2. ориентированность на целесообразные действия,
  3. актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Ситуация сдачи экзамена для всех выпускников одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как выучили материал, насколько хорошо знают тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: обучающиеся действительно хорошо знают материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, они должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену кадетами запоминается много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из них, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.

Цикл тренинговых занятий «Экспресс-тренинг психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ», представленный в данной методической разработке, является универсальным.

Специфические черты Экспресс-тренинга

1

соблюдение ряда принципов групповой работы

2

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, но и от самих участников

3

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно

4

определенная пространственная организация (чаще всего работа проходит в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу)

5

акцент на взаимоотношениях участников группы, которые развиваются и анализируются по принципу «здесь и теперь»

6

применение активных методов групповой работы

7

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия

8

атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности

В ходе занятий «Экспресс-тренинга» кадетам-выпускникам необходимо приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Как базовый инструмент используются дискуссия, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, освоение техник (саморегуляция, самоподдержка) в специальных упражнениях. Кроме того, включены тестовые материалы, направленные на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников.

Литература:

  1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  2. Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
  4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  5. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
  6. Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
  7. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, Единый государственный экзамен, групповая работа, кадет, подготовка, психологическая безопасность, сдача ЕГЭ, сдача экзаменов, ситуация сдачи экзамена, участник группы.


Похожие статьи

Направления формирования психологической готовности...

Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена.

Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

 Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к

Психологическая готовность к единому государственному экзамену включает три

Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения...

Подготовка к сдаче и сам процесс сдачи единого государственного экзамена стал для

Успешная сдача единого государственного экзамена обеспечивает благоприятный старт

Субъективная оценка готовности к сдаче единого государственного экзамена изучалась с...

К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках...)

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного

В тренинге групповая дискуссия используется: — как в целях предоставления участникам

Проявляя активность, субъект/в нашем случае — кадет/ формирует свое «Я»...

Профилактика тревожности у старшеклассников в период...

Не вызывает сомнения, что предстоящий единый государственный экзамен у учащихся старших классов заставляет их беспокоится

В связи с чем вопросы профилактики тревожности и психологической помощи в период сдачи экзаменов являются первостепенными.

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9 и 11 классов.

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

 В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей.

Ключевые слова: психологическая готовность, стрессоустойчивость, роль офицера-воспитателя.

Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ...

 Несмотря на то, что сдача в обязательном порядке Единого Государственного Экзамена была введена в школах с 2001 года, тем не менее каждый год практически для каждого выпускника это достаточно серьезная стрессовая ситуация. В период подготовки к Единому...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

 На современном этапе актуальной стала проблема подготовки к Единому государственному экзамену, так как учащимся 9 и 11 классов в 2016–2017 учебном году предстоит пройти государственную итоговую аттестацию в формах ОГЭ (9 классы) и ЕГЭ (11...

Похожие статьи

Направления формирования психологической готовности...

Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена.

Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении...

Теоретический анализ проблемы психологической готовности...

 Затруднения в обучении, подготовка к сдаче единого государственного экзамена способны привести к

Психологическая готовность к единому государственному экзамену включает три

Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения...

Подготовка к сдаче и сам процесс сдачи единого государственного экзамена стал для

Успешная сдача единого государственного экзамена обеспечивает благоприятный старт

Субъективная оценка готовности к сдаче единого государственного экзамена изучалась с...

К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках...)

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного

В тренинге групповая дискуссия используется: — как в целях предоставления участникам

Проявляя активность, субъект/в нашем случае — кадет/ формирует свое «Я»...

Профилактика тревожности у старшеклассников в период...

Не вызывает сомнения, что предстоящий единый государственный экзамен у учащихся старших классов заставляет их беспокоится

В связи с чем вопросы профилактики тревожности и психологической помощи в период сдачи экзаменов являются первостепенными.

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния сдачи государственных экзаменов на тревожность обучающихся происходило в три этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 9 и 11 классов.

Психологическая подготовка курсантов как будущих офицеров

 В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей.

Ключевые слова: психологическая готовность, стрессоустойчивость, роль офицера-воспитателя.

Взаимосвязь тревожности и ответственности у выпускников школ...

 Несмотря на то, что сдача в обязательном порядке Единого Государственного Экзамена была введена в школах с 2001 года, тем не менее каждый год практически для каждого выпускника это достаточно серьезная стрессовая ситуация. В период подготовки к Единому...

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА...

 На современном этапе актуальной стала проблема подготовки к Единому государственному экзамену, так как учащимся 9 и 11 классов в 2016–2017 учебном году предстоит пройти государственную итоговую аттестацию в формах ОГЭ (9 классы) и ЕГЭ (11...

Задать вопрос