Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Пустуева, Д. В. Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций / Д. В. Пустуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74608/ (дата обращения: 29.04.2024).



Основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Рассмотрим нормативно-правовую основу, на которой базируется организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования.

Рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования.

Законодательно сетевое взаимодействие в образовании было закреплено в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». В Законе ФЗ-273 есть отдельная статья 15, которая посвящена сетевым формам обучения. В первом пункте статьи дается определение: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Таким образом ФЗ «Об образовании в РФ» нормативно закрепляет возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ст. 13. Общие требования к реализации образовательных программ).

Сетевая форма реализации образовательных программ предоставляет обучающимся возможность освоить образовательную программу, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р предусматривает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. В Концепции говорится о том, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей можно выделить следующие преимущества дополнительного образования:

1) Вариативность содержания и форм организации образовательного процесса.

2) Доступность знаний и информации для каждого.

3) Свободный выбор деятельности.

4) Адаптивность к возникающим изменениям.

Основными механизмами развития системы дополнительного образования детей рассматриваются межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы.

Значимой отличительной чертой дополнительного образования согласно Концепции должна стать открытость, которая предусматривает взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для участников образовательной деятельности приобретения опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности, создание благоприятных условий для разработки и реализации социально значимых проектов.

Концепция предполагает возможность взаимодействия сферы дополнительного образования с общественно — государственным сектором с целью реализации дополнительного образования детей (научные организации, организации культуры и спорта, здравоохранения, бизнеса). На основе этого фактора в числе оснований проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в Концепции развития дополнительного образования детей зафиксирован сетевой характер реализации образовательных программ и механизм развития на основе межведомственной и межуровневой кооперации, интеграции ресурсов.

На повышение роли дополнительного образования повлияло принятие федеральных государственных образовательных стандартов. В ФГОС помимо требований к содержанию образования предъявляются требования к условиям осуществления образования и обеспечению духовно — нравственного развития, воспитания обучающихся, социальной самоидентификации, что позволяет обеспечить личностное развитие и сформировать универсальные учебные действия. Одним из способов реализации воспитательного компонента ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования посредством организации внеурочной деятельности обучающихся.

В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 одной из трудовых функций выделяют «Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых». Организация данной трудовой функции в рамках профессионального стандарта педагога дополнительного образования способствует поиску заинтересованных лиц и организаций, развитию формальных (договорные, организационные) и неформальных форм взаимодействия с ними.

В методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ говорится о нормативном регулировании разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, основаниях использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ, рекомендациях по разработке и реализации образовательных программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На региональном и муниципальном уровне есть ряд правовых документов, определяющих сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования как один из способов повышения качества образования.

Так в Постановлении Тюменской областной думы от 26 ноября 2015 года № 3285 «О системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития» одним из значимых условий обеспечения максимальной доступности услуг дополнительного образования является организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями региона. Данная деятельность позволяет повысить эффективность использования учебно-материальной базы общеобразовательных организаций во внеурочное время, а также увеличить количество детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием.

На уровне муниципальных образований организация сетевого взаимодействия регулируется следующими видами нормативно-правовых документов:

1) Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание — определяют статус, ответственность участников сети;

2) Договоры о сотрудничестве — позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов;

3) Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера — определяют правила отношений участников сети;

4) Планы, проекты, программы — определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;

5) Положения (о координационном совете, о службе управления персоналом, о материальном стимулировании работников по НСОТ, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, об учебном кабинете, об учетной политике, о структурных подразделениях и пр.);

6) Должностные инструкции (директора, заместителя директора, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста, концертмейстера, руководителя отдела по связям с общественностью, руководителя службы маркетинга и т. п.).

Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих организацию сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования показало, что основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности образовательных организаций и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.

Литература:

1) Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года [Электронный ресурс] http://government.ru/. [Электронный ресурс] http://government.ru/. (дата обращения 18.09.2020)

2) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения 13.10.2020)

3) Постановление Тюменской областной думы от 26 ноября 2015 года № 3285 «О системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430680719 (дата обращения 13.10.2020)

4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/b8c0fc6affc0768557a07d839a889c1a7b80d14f/ (дата обращения 13.10.2020)

5) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob obrazovanii.ru/. (дата обращения 18.10.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие, образовательная деятельность, сетевое взаимодействие учреждений, программа, сетевая форма, сетевая форма реализации, член сети, Концепция развития.


Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г

В межведомственной программе развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года...

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Основные формы сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое

Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018...

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Наличие сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ.

1 балл- 1 программа. Охват обучающихся сетевыми образовательными программами.

Попова И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного...

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во

3. Экономическая — оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети...

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

Из опыта работы школы учреждений дополнительного образования мы определили и сформулировали несколько моделей

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных...

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием...

сетевое взаимодействие, сетевая форма, дополнительное образование, управление развитием, программа, сетевой проект, учреждение, Формирование ресурсов, сетевая форма реализации, Западная Сибирь.

Развитие учащихся посредством дополнительного образования

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования школьников, как...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения...

Кроме того, сетевая модель взаимодействия ДОО позволяет педагогам, работающим в них, получать мощную поддержку со стороны коллег, в том числе работающих в других учреждениях сети и готовых в рамках разработанных в сети форматов взаимодействия делиться своими...

дополнительное образование детей, дополнительное...

Развитие системы дополнительного образования детей шло в несколько этапов и достаточно длительно. 1 этап: внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России. Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским...

Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных...

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г

В межведомственной программе развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года...

Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений...

Основные формы сетевого взаимодействия МАУ ДО ДЮЦ «Вероника» города Тюмени с

дополнительное образование, дополнительное образование детей, ребенок, сетевое

Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014–2018...

Влияние сетевого взаимодействия в управлении организацией...

Наличие сетевых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ.

1 балл- 1 программа. Охват обучающихся сетевыми образовательными программами.

Попова И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного...

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во

3. Экономическая — оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети...

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного...

Из опыта работы школы учреждений дополнительного образования мы определили и сформулировали несколько моделей

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных...

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием...

сетевое взаимодействие, сетевая форма, дополнительное образование, управление развитием, программа, сетевой проект, учреждение, Формирование ресурсов, сетевая форма реализации, Западная Сибирь.

Развитие учащихся посредством дополнительного образования

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования школьников, как...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения...

Кроме того, сетевая модель взаимодействия ДОО позволяет педагогам, работающим в них, получать мощную поддержку со стороны коллег, в том числе работающих в других учреждениях сети и готовых в рамках разработанных в сети форматов взаимодействия делиться своими...

дополнительное образование детей, дополнительное...

Развитие системы дополнительного образования детей шло в несколько этапов и достаточно длительно. 1 этап: внешкольное воспитание детей и подростков в дореволюционной России. Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским...

Задать вопрос