Обеспечение безопасности в системе функций современного государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 1529 раз

Библиографическое описание:

Громова, О. Н. Обеспечение безопасности в системе функций современного государства / О. Н. Громова, В. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74391/ (дата обращения: 26.04.2024).



Раскрывая тему обеспечения безопасности в системе функций современного государства, обратимся прежде всего к вопросу о функциях государства.

Традиционно под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением [9]. Как правило, характерные черты функций государства проявляются в комплексе. Конечно, можно рассматривать их и в каком-то отдельном аспекте деятельности государства, но в этом случае характеристика будет отличаться неполнотой и односторонностью. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако, это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

В юридической литературе функции государства классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация по направленности решаемых государством целей и задач, в результате чего выделяются внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям традиционно относятся:

– экономическая функция (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности);

– социальная функция (меры, направленные на охрану труда и здоровья граждан, позволяющие гарантировать минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства и детства, пенсионного обеспечения и т. д.);

– правоохранительная функция (деятельность государства в области точного и полного исполнения установленного им общественного и правового порядка, защита от противоправных посягательств как населения, так и организаций, защита конституционного строя и государства от действий противоправной направленности);

– экологическая функция (деятельность государства, направленная на охрану окружающей природной среды, ее восстановление после негативного воздействия человека, воспроизводство природных ресурсов, их рациональное использование, соблюдение правопорядка в отношении природопользования).

Также традиционно к внешним функциям относятся:

– политическая функция (развитие межгосударственных взаимоотношений, проявляющееся в создании представительств одних государств на территории других, в подписании международных договоров, в совместном участии на уровне действия международных организаций и т. д.);

– функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных вооруженных сил);

– функция интеграции в мировую экономику (характерным для данной функции является осуществление внешней экономической деятельности, которая проявляется в увеличении объемов мировых торговых оборотов, рынка услуг, повышения уровня инвестиционных потоков, усиление роли информации).

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общества, личности, безопасности в области экологии, полномочия и функции Президента РФ, Совета безопасности, всех ветвей власти в области безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Федеральный закон о безопасности) [2].

Однако названный нормативно-правовой акт не содержит определение термина «безопасность». В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446–1 «О безопасности» безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [6]. Нам представляется, что приведенное определение, утраченное во вновь принятом юридическом акте, наиболее полно отражает юридическую сущность понятия «безопасность». Трудно не согласиться с позицией Г. З. Мансурова, что отсутствие понятийного аппарата является серьезным недостатком действующего Закона о безопасности, поскольку отсутствие легитимного определения создает трудности для юрисдикционных органов при применении нормативных актов, содержащих соответствующий термин [9].

Кроме того, по мнению А. И. Стахова, отсутствие легального определения приводит к невозможности единообразного понимания природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации [11]. Этот вывод следует из определений понятия «обеспечение безопасности», закрепленных в отдельных нормативных правовых актах.

Так, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что обеспечение безопасности гидротехнического сооружения осуществляется посредством разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [3]. А в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обеспечению безопасности дорожного движения законодатель относит деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий [1].

Ясность и точность формулировки в нормах действующего законодательства, определяющей безопасность, способствуют единообразному пониманию природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации.

Анализ функций современного государства, свидетельствует о том, что обеспечение безопасности охватывает значительный круг общественных отношений в различных областях.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации необходимо осуществлять такие мероприятия как:

– разработка системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

– определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в данной области;

– создание и регулирование деятельности органов обеспечения безопасности.

Традиционно, как и в любом аспекте деятельности, система правовых норм строится на Конституции РФ, поскольку именно Основной Закон является фундаментом для формирования общественных отношений в любом направлении, в том числе и в рассматриваемой нами области обеспечения безопасности.

Основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно назвать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, сущность которой также подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и функций государства [5].

Выполнение государством определенных функций определяют и задачи, правила взаимоотношений государственных органов обеспечения безопасности, призванных выполнять непосредственное обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом всегда следует учитывать, что функции являются всегда первичными по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция — это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация — это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.

Полномочия Президента РФ как лица, определяющего основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, установлены ст. 8 Федерального закона о безопасности. Следует отметить, данные полномочия основываются на положениях гл. 4 Конституции РФ, вполне соответствует установленным законодательным нормам, так как гл. 4 начинается со ст. 80, определяющей, Президент РФ является главой государства.

На Правительство РФ, осуществляющее в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, Федеральным законом о безопасности возложено участие в осуществлении государственной политики в области обеспечения безопасности. Нам представляется, что одним из важнейших направлений его деятельности в рассматриваемом направлении является закрепление за подведомственными субъектами компетенций в области обеспечения безопасности.

Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) вопросы безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Невозможно не отметить широкий спектр видов деятельности рассматриваемого субъекта. Данное обстоятельство обусловило и объем, и важность поставленных перед ним задач. Так, государственная политика в сфере обеспечения безопасности в указанных направлениях является прерогативой МЧС России. Осуществление названной функции невозможно при отсутствии права на нормотворчество, что так же обусловило задачу подготовки и принятия нормативных правовых актов. Надзор, контроль, разрешительные полномочия — это так же задачи, которые решает рассматриваемый субъект в целях обеспечения безопасности.

Рассматривая задачи, решаемые МЧС России, трудно выделить какую-то определенную функцию государства, на которую они направлены. Нам представляется очевидным, что данная деятельность касается всех функций государства.

Обеспечение безопасности складываются из многих направлений деятельности, продекларированных в ст. 3 Федерального закона о безопасности. Исследователи вопросов безопасности отмечают, что из приведенных направлений деятельности по обеспечению безопасности приоритетным является прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. Данное положение трудно оспорить, поскольку превентивные меры в любой деятельности являются более целесообразными и менее экономически затратными по сравнению с ликвидацией непосредственно возникших негативных ситуаций.

Направление деятельности в сфере безопасности определено Федеральным законом о безопасности не только на долгосрочную перспективу, но и в целях применения комплекса оперативных мер, которые необходимы при возникновении определенных ситуаций, например, экономического характера.

Нам представляется, что именно такая ситуация возникла после введения государствами Европейского Союза, США, Канадой, Австралией и другими политики санкций против России в результате проведенного референдума по присоединению полуострова Крым к России, проявившуюся в отношении отдельных физических лиц, а затем запрета на поставку специального оборудования, осуществления пятью банками долгосрочного заимствования.

Президентом РФ в ответ на угрозу национальной безопасности были подписаны два Указа — от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Указанными подзаконными актами был введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются указанные государства, и уничтожению ввезенных санкционных товаров. По этому поводу Верховный Суд РФ рассмотрел административное дело по исковому заявлению ООО «Урман» о признании недействующим п. 1 Указа Президента РФ № 391, в соответствии с которым подлежат уничтожению продовольственные товары по определенному перечню, ввезенные из государств, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц (объектом уничтожения явились «яблоки свежие», приобретенные по заключенному контракту с эстонской фирмой BLAZE FOCUS OU).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения, поскольку Указ издан в рамках компетенции Президента Российской Федерации, определенной федеральным законодательством.

За аналогичное правонарушение была привлечена к административной ответственности компания-перевозчик SIA «NOVA TRANS» (Латвия), которая посредством грузового транспортного средства SCANIA с полуприцепом SCHMITZ под управлением водителя Кондрука М. осуществила ввоз на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПЛ «Убылинка» Псковской таможни в целях дальнейшего перемещения в Узбекистан товара (шкурки куриные замороженные), запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, рассматривающий жалобу директора компании SIA «NOVA TRANS» (Латвия) на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области и решение судьи Псковского областного суда, сделал вывод о правомерности привлечения к административной ответственности, поскольку имело место нарушение указанных выше нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации [7].

Следует отметить, что приведенные нами направления деятельности по обеспечению безопасности являются только частью тех мероприятий, которые предусматриваются на законодательном уровне, а затем реализуются в практической деятельности во исполнение внутренних и внешних функций государства. При этом мы считаем обоснованной точку зрения А. И. Стахова в том, что обеспечение безопасности является основной функцией Российского государства [11], что подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация. Следовательно, в обеспечении безопасности проявляется социальное назначение российского государства.

Во-вторых, обеспечение безопасности возлагается на все ветви органов власти, о чем мы указывали при характеристике полномочий различных государственных структур.

В-третьих, рассматриваемые правоотношения охватывают широкий круг субъектов-участников.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О безопасности дорожного движения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 20.12.2017.
  2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 06.10.2015.
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 23.05.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3589.
  4. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.10.2018) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882.
  5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.
  6. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446–1 «О безопасности» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 769.
  7. Постановление Верховного Суда РФ от 12.10.2018 № 91-АД18–3 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
  8. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.05.2019 № АПЛ19–137 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
  9. Мансуров Г. З. Законодательство о безопасности: некоторые проблемы дальнейшего совершенствования // Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 10–13.
  10. Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. С. 408.
  11. Стахов А. И. Обеспечение безопасности как основная функция российского государства // Вестник Вятского государственного университета. С. 93–96.
Основные термины (генерируются автоматически): обеспечение безопасности, Российская Федерация, безопасность, функция государства, NOVA, SIA, TRANS, государственная политика, область обеспечения безопасности, национальная безопасность.


Похожие статьи

Государство как основной субъект обеспечения национальной...

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (структура) — Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, система прокурорского надзора...

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности...

Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором

Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет...

Правовое обеспечение национальной безопасности...

Усмонова, Н. Р. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации / Н. Р. Усмонова.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается...

О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной...

Следующий момент обеспечения национальной безопасности России — это обеспечение безопасности личности, которое в рамках развития демократического государства «…не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку...

Государственно-правовое обеспечение национальной...

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края).

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской...

Общая характеристика органов государственной власти по...

 Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации

Главное управление по вопросам миграции в части обеспечения национальной безопасности осуществляет следующие функции и...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

Обеспечение национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, в том числе в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных...

Национальная безопасность России в условиях современных...

Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту

«Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и

Россия в ответ принимает адекватные меры в Калининградской области, что не делает Европу более...

Похожие статьи

Государство как основной субъект обеспечения национальной...

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (структура) — Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, система прокурорского надзора...

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности...

Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором

Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ...

Правовое обеспечение национальной безопасности

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет...

Правовое обеспечение национальной безопасности...

Усмонова, Н. Р. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации / Н. Р. Усмонова.

Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается...

О некоторых аспектах формирования Стратегии национальной...

Следующий момент обеспечения национальной безопасности России — это обеспечение безопасности личности, которое в рамках развития демократического государства «…не вправе вторгаться в частную жизнь граждан, но оно должно обеспечить каждому человеку...

Государственно-правовое обеспечение национальной...

Государственно-правовое обеспечение национальной безопасности (на примере Хабаровского края).

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской...

Общая характеристика органов государственной власти по...

 Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации

Главное управление по вопросам миграции в части обеспечения национальной безопасности осуществляет следующие функции и...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

Обеспечение национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан, в том числе в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных...

Национальная безопасность России в условиях современных...

Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту

«Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и

Россия в ответ принимает адекватные меры в Калининградской области, что не делает Европу более...

Задать вопрос