Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Алехина, Н. В. Институциональные дискурсы в лингвистическом изучении / Н. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74065/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время актуально развитие в науке антропоцентрической парадигмы, которая ставит перед собой основным объектом изучения дискурс, как речепорождающую среду. Однозначного определения понятия дискурса на данный момент не существует, так как со всем разнообразием исследовательских подходов дискурс рассматривается и в рамках социологии, антропологии, этнографии, философии и, конечно, лингвистики.

По мнению Н. Ф. Алефиренко, дискурс относится к лингвокультурологической категории. Это подтверждается с помощью семиологического анализа слова, ведь «разные «дискурсивные идеологии» порождают разные аксиологические коннотации, в результате чего в семантике слова развиваются специфические культурно мотивированные семы» [1,с. 137].

Современные исследователи, создавая модель институционального дискурса, выделяют четыре группы признаков:

1) конститутивные признаки дискурса в полном объеме можно рассмотреть в работах по социолингвистике и прагмалингвистике. К данному признаку относятся: участники, условия, организация, способы и материалы общения, то есть люди, относящиеся к тому или иному статусу, роли. В каком ситуационно-коммуникативном положении они находятся. Также сюда относится и сфера общения и коммуникативная среда, мотивы и цели, стратегии и режим, стиль и жанр общения и, наконец, знакомое тело общения (тексты и//или невербальные знаки).

2) ролевые характеристики агентов и клиентов институтов, их типичные хронотопы, различные символические действия, трафаретные жанры и речевые клеше, всё это относится к институциональным признакам . Институциональное общение подразумевает под собой коммуникацию в своеобразных масках. Действительно, а современном мире трафаретное общение принципиально отличает институциональный дискурс от персонального.

3) институциональный дискурс включает в себя следующие признаки: специфику институционального дискурса можно раскрыть в его типе, то есть в типе общественного института, который в коллективном лингвистическом сознании обозначен особым именем, в совокупности с ключевым концептом этого института (политический дискурс — власть, медицинский — здоровье и т. д.). Соотносится с определенными функциями людей, сооружениями, для построения выполнения данной функции, общественными ритуалами и поведенческими стереотипами, мифологемами, а также текстами, произведениями, которые можно встретить в социальном образовании.

4) нейтральные признаки институционального дискурса заключаются в общедискурсивной характеристике, типичном для любого общения людей, личностно-ориентированные признаки, а также признаки других типов дискурса, то есть транспонированные признаки [3, с.343].

Для описания конкретного типа институционального дискурса рассмотрим следующие компоненты:

1) участники дискурса — представители той или иной социальной группы, вступающие в общение и исполняющие определенные коммуникативные роли. Разновидности коммуникативных ролей напрямую зависит от вида дискурса.

2) хронотоп — время и место коммуникативных контактов. В Интернет-дискурсе не учитывается, потому что человек включается в коммуникацию, когда он заходит на страницу, хронотоп не актуализирован. Данная статья актуально в Интернет пространстве только в определенный момент. Если событие перестает быть актуальным, то человек не заходит и не читает данную информацию.

3) цель дискурса — предполагаемый результат коммуникации, обусловленный причинами конструирования и реализации дискурса.

4) система базовых ценностей определяется миссией конкретного институционального дискурса и характерными для сферы его функционирования профессионалами кодексами. В Интернете существует ряд оппозиционных газет России. Основная цель которых: критика действующей власти и разоблачение. Но в настоящее время список довольно сократился, это связанно с тем, что СМИ обязаны предоставлять сведения об источниках финансирования. А к СМИ относится не только интернет-издания, но и блоги оппозиционеров. В частности, оппозиционным газетам можно отнести «Новая газета», которая не упускает повода опубликовать новости о Навальном, призывает протестовать просто так.

«Газета.ру» — публикуются откровенные фейки, но некоторые подозревают, что владелец выполняет чьи-то заказы, и эти фейки не блажь редакторов, а чей-то спланированный вброс в сеть Интернет. Если мы обратимся к журналу «Русский репортер», то можем заметить, что он позиционирует себя как либерально-независимое издание.

В частности, журнал критикует отдельных чиновников, за то он и получил свое клеймо «оппозиция». Рассматривая газету «Правда», можно заметить, что она выступает, долгие годы с критикой действующей власти и считает себя системой оппозиции. Данная газета является собственностью партии КПРФ.

5) к основным компонентам институционального дискурса нужно отнести способы общения. Так как они являются средством, через которое участники дискурса делятся своим мнением, стратегией и тактикой. Под коммуникативной стратегией понимается план оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающих объективные и субъективные факторы и условия, через которые протекает акт коммуникации. Каждая стратегия дискурса реализуется благодаря использованию определенного набора тактик. Тактика — это конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, эксплицированной совокупностью приемов и применение языковых средств.

Например, Н.Соболев ведет свой блог не только на канале youtube.com, но также у него есть страница и в vk.com, и Instagram.com и twitter.com. он популярный видео-блогер, автор и ведущий своего канала SOBOLEV, на котором высказывает свою точку зрения на различные общественные события. С помощью комментариев, стримов и прямых эфиров, Н.Соболев в настоящем времени может общаться со своей аудиторией и обсуждать глобальные проблемы современности. Если мы сравним с журналом «Живой журнал», то можем сделать вывод, что там не так происходит общение с людьми. Человек, который заходит на сайт, может оставить комментарий, поставить like, живого общения в данном аспекте нет, как и в интернет-издании «На Линии», но он отличается от «Живого журнала тем», что на сайте можно прочитать записи по рейтингу или по интересу.

6) тематика институционального дискурса. В интернет-изданиях «Живой Журнал» и «На Линии» тематика похожи: политика, общество, науки, кино и развлечение.

7) жанры институционального дискурса — это форматизированные конструкты стереотипных практик, получающие свое выражение в актах, административных процедурах, речевых и письменных формах. В современной жизни более актуально идет популяризация блога. Блог — это веб-сайт на любой платформе. Основное содержимое которого — регулярно добавлять записи, которые содержат изображение и текст. Блок рассматривается как интернет-жанр, тематика которого может быть разнообразной, но важность заключается в актуальности событий, для привлечения своей аудитории.

8) прецедентные (культурогенные) тексты как структурные компоненты институционального дискурса представляют собой письменные и устные источники, на основе которых выстраивается весь корпус внутренней и внешней институциональной коммуникации, определяются ее миссия, кредо, базовые стратегические установи, нормативные положения, главные правила статусно-ролевых игр;

9) Дискурсивные формулы — своеобразные обороты речи, свойственные общению в соответствующей социальному институту в целом и, конкретно, в публицистическом дискурсе. [2, с.225].

Таким образом, институциональный дискурс — это устойчивая система статусно-ролевых отношений, сложившаяся в коммуникативном пространстве жизнедеятельности определенного социального института, в рамках которой осуществляется властные функции символического принуждения в форме нормативного предписания и легитимации определенных способов мировидения, мирочувствования, векторы ценностных ориентаций и моделей поведения.

Литература:

  1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие [Текст] / Н. Ф. Алефиренко. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 288 с.
  2. Володина, М. Н. Язык СМИ — особый язык социального взаимодействия: учебное пособие для ВУЗов / М. Н. Володина. — М., 2004. — 760 с.
  3. Данилова, С. А. Типология дискурса [Текст] / С. А. Данилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 1. — С. 345–349.
Основные термины (генерируются автоматически): институциональный дискурс, признак, SOBOLEV, действующая власть, дискурс, коммуникативная стратегия, социальный институт, участник дискурса.


Похожие статьи

Особенности исследования политического дискурса через анализ...

В своей работе «Семиотика политического дискурса» Е. И. Шейгал говорит о том, что политический дискурс имеет реальное и виртуальное измерения. В реальном измерении политический дискурс — «это поле коммуникативных практик как совокупность дискурсных...

Похожие статьи

Особенности исследования политического дискурса через анализ...

В своей работе «Семиотика политического дискурса» Е. И. Шейгал говорит о том, что политический дискурс имеет реальное и виртуальное измерения. В реальном измерении политический дискурс — «это поле коммуникативных практик как совокупность дискурсных...

Задать вопрос