Музыкальный досуг студентов Казанского императорского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Хурматуллина, Д. С. Музыкальный досуг студентов Казанского императорского университета / Д. С. Хурматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74007/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья адресована, прежде всего, тем, кто интересуется историей отечественного образования, историей Казанского Императорского университета. Актуальность исследования обоснована необходимостью разностороннего изучения поведения, привычек, досуга, в целом жизнедеятельности студенчества, являющегося драйвером развития общества. Целью исследования является анализ исторических источников, архивных материалов, текстов студенческих песен. В качестве исследовательского материала были использованы «Книга о поведении студентов педагогического института Императорского Казанского Университета» Франса Ксаверия Броннера (1758–1850 гг.), сборник «Песен казанских студентов» А.Аристова (1904 г.), воспоминания студентов Казанского Императорского университета и др. В результате проведенной работы была воссоздана картина повседневной жизни, поведения, досуга студентов Казанского университета. На основании изученного материала был сделан вывод о том, что досуг студентов Казанского Императорского университета включал такие виды художественно-творческой деятельности как музицирование, игра на музыкальных инструментах, сочинение песен и их исполнение. Самодеятельное творчество студентов может рассматриваться как творческая рефлексия разносторонней жизни студенчества.

Ключевые слова: Казанский Императорский университет, студенты, музыкальный досуг, песни казанских студентов.

Существует много интерпретаций слова «досуг». Чаще всего под досугом подразумевают свободное время. Однако отождествлять свободное время с досугом неправильно, ведь свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. В современном обществе понятие «досуг» включает в себя широкий спектр различных видов деятельности. Это и туризм, и самообразование, и волонтерство, и блогерство и многое другое. Мейнстрим в деле досуга принадлежит самой передовой части общества — студенчеству. Студенты даже в период вынужденной самоизоляции в период пандемии коронавируса находят возможности для проявления своих художественных, поэтических, спортивных, интеллектуальных потребностей, чему свидетельством являются безграничные ресурсы интернета. А чем занимались в свободное время студенты далекого безынтернетного прошлого? Каким был досуг студентов Казанского Императорского университета?

Бесценным свидетельством жизнедеятельности, нравов и поведения студентов XIX века является «Книга о поведении студентов педагогического института Императорского Казанского Университета» — первого директора педагогического института при казанском императорском университете Франса Ксаверия Броннера (1758–1850 гг.) [1].

В качестве директора педагогического института при казанском императорском университете Ф. К. Броннер служил 7 лет и остался в памяти студентов и коллег по университету не столько в качестве ученого профессора, сколько как педагог и воспитатель. Ежедневно, с 6часов утра и до позднего вечера он был на ногах, обходя каждые два часа, даже в праздники, комнаты студентов и кандидатов в студенты. Наиболее исторически ценным документом этой деятельности является его дневник. Книга Ф. К. Броннера поистине кладезь ценнейшей информации о характеристиках условий быта и нравов студентов тех лет. Обратимся к записям Броннера. Так 29 сентября 1814 года Броннер пишет: «Мне была доставлена выписка из Журнала Правления университета, согласно которой запрещается доставлять, кого бы то ни было в больницу без записки инспектора или субинспектора, причём доставленный не должен брать с собою музыкальные инструменты…» [1, с. 20]. Данная запись свидетельствует о том, что вместо привычных ныне гаджетов, студенты скрашивали больничные будни музицированием, игрой на музыкальных инструментах.

Какие же музыкальные инструменты предпочитали студенты в XIX веке? В том же дневнике Броннера в записи от 5 октября 1814 года читаем: «Зайдя перед ужином, я застал младших студентов пляшущими под звуки гитары, на которой играл Тиманов. Я не запретил им, имея в виду, что не следует чрезмерно стеснять проявлений юношеской веселости» [1, с.20]. В записи от 2 февраля 1815 г. находим следующее: «…маг. Юнаков сообщил мне, что студенты: Филипповский, Лентовский, Кожевников, Телешев, Спиридонов, Чхеидзе отсутствовали ночью с 1го на 2-е февраля. Спрошенные мною лично объяснили: Филипповский, что он занимался музыкой у г. Киричевского и там ночевал. Лентовский — что пробыл у родителей…» [1, с.67] А 17 мая 1816 г. «…Другие … заявляли также о том, что студенты этой камеры занимаются музыкой во время чтения лекций» [1, с.67].

Несмотря на контроль и строгость к времяпровождению студентов, надо отметить, что музыкальные потребности студентов университета поощрялись руководством, так в записи от 19 октября 1814г. в дневнике Броннера находим следующее:

«Я вывесил следующее объявление в коридоре университет аудиторий:

По определению Совета университета объявляется:

П.II/Что Совет университета на основании п.120 унив. Устава, постановил, чтобы с каждого своекоштного студента или слушателя, желающего обучаться танцам, рисованию или музыке, взыскивалось пятнадцать рублей в полугодие» [1, с. 47][1].

С начала XIX века и по 60-е годы при Казанском Императорском университете была постоянная должность учителя музыки, который создавал оркестры, ансамбли, обучал игре на скрипке и фортепьяно. Университет, среди профессоров которого было немало хороших музыкантов, играл видную роль как инициатор прочных традиций музицирования, и записи в дневнике Ф. К. Броннера свидетельствуют о том, что любимым времяпровождением студентов молодого казанского императорского университета было любительское музицирование.

Студенческое музыкальное творчество наиболее ярко отразилось в студенческих песнях, которые были собраны выпускником университета А. Аристовым и изданы к 100-летию Императорского Казанского университета в 1904 г. в Санкт-Петербурге. Сам Аристов указал в примечаниях к сборнику «Песен казанских студентов», что некоторые студенческие песни были сообщены Милием Алексеевичем Балакиревым и Степаном Васильевичем Смоленским (оба, в разное время, учились в Казанском университете) [2].

Основу сборника составили песни неизвестных авторов, популярные в студенческой среде в период с 1840 по 1868 гг. Среди них: «Вниз по матушке по Волге», «Быстры, как волны, дни нашей жизни», «Где с Казанской рекой», «Под вечер осенью ненастной», «Не осенний мелкий дождичек», «По чувствам братья мы с тобою» и др. В приложение вошло несколько авторских произведений, созданных студентами-композиторами, в том числе и самим Аристовым, а также 16 песенных текстов с указанием мотивов, на которые они исполнялись, лиц, сообщивших ту или иную песню, а также кратким изложением обстоятельств их сочинения. Публикация дополняется списком популярных песен, в том числе, народных, и романсов, которые «часто певались студентами» [2, с. 98].

Сборник Аристова по-своему раскрывает характер досуга студентов университета дореволюционного времени. По воспоминаниям выпускника Казанского университета, доктора медицины Н. Ф. Флёрина, студента 1870 — начала 1880-х гг.: «Устраивали иногда студенты пирушки у себя на квартире. Это удовольствие недорого обходилось: за три рубля можно было строить скромную пирушку на 10 человек. Приобреталось ведро пива (20 бутылок) на пивном складе за 1 р. 05 к., покупалось 5 ф. лучше (без костей) вареной ветчины по 20 к. фунт, нужное количество белого и черного хлеба, за 5 к. баночка готовой горчицы. Пили чай, пиво, проводили время в приятных беседах и спорах на разные злободневные и научные темы, пели студенческие песни: «Gaudeamus igitur»… «Проведемте же, друзья»… «Из страны, страны далекой»… «Там, где тинный Булак»… «Есть на Волге утес»… «Много песен слыхал» — с припевом «Дубинушка» и др. вольные и запрещенные» [4; 3 с.148].

Оценивая сборник с позиции уже советского времени, М. А. Васильев считал, что в нем нашла себе место лишь «незначительная часть» студенческих песен, «притом песен преимущественно аполитических, “невинных”», а также «песен вина, любви и разных минут блаженства», которые «дают материал только для характеристики бытовой обстановки и нравов, но не политики…» [5;3,с.148].

Однако как актуально звучит сегодня сочинение студента Александра Серафимовича Гацинского «Молодым либералам, профессорам Казанского университета», в котором есть следующие строки:

Филологи и юристы,

Все, в ком совесть умерла,

Чьи сердца давно нечисты,

Чьи сомнительны дела.

Собралося это стадо

Под защитою штыков;

С ними был, как ждать и надо.

Психолог и Богослов.

И засел совет лукавый

В дом под сению креста

«- Отпустить, кричит, Варраву

И замучить вновь Христа!

Все, что молодо, что смело,

Чей язык не льстив и строг,

В ком святая искра тлела, -

Всех в изгнанье, иль в острог!»

Где ж вы были, молодые

Либералы, крикуны,

Вы враги не подкупные

Пресловутой старины?

Что вы делали?...Ужели

Вслед за П…..м пошли… [2, с.95].

У каждого времени свои песни…. Сегодня, казанское студенчество, сохраняя верность любимому виду досуга — музыке пишет другие песни на злобу дня, рефлексируя по поводу происходящего, но в этих песнях так же, как и в творчестве студентов Казанского Императорского университета есть место Весне, Любви, Надежде и самоиронии.

Я в тебя влюблена

Жаль, что эта весна разделяет так сильно.

Между нами «ВКонтакте», между нами «What’sApp»

Чувства на карантине.

Самоизоляция обнулила мой статус

Мечтаю о тебе, но снова дома остаюсь… [6].

Литература:

  1. Профессор Франц Ксаверий Броннер, его дневник и переписка. (1758–1850 гг.): С портр. Броннера, снимком его рукописи, табл. и указ.: Исслед. по арх. документам Д. Нагуевского, проф. Казан. ун-та. — Казань: типо-лит. Ун-та, 1902. — [2], CCLXXVIII, [2], 504 с., 1 л. фронт. (портр.), 3 л. ил.; 26.
  2. Песни казанских студентов: 1840–1868. СПб., 1904.
  3. Подрезова С. В. Штрихи к портрету композитора и собирателя народных песен Алексея Павловича Аристова (1842–1910) // Из истории русской фольклористики. К юбилею Валерии Игоревны Ереминой. Санкт-Петербург, 2018. С. 123–157.
  4. Воспоминания доктора медицины Н. Ф. Флёрина (Ростов н/д.) // Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 1930 Т. 90 Кн. 5 С. 900
  5. Васильев М. А. Песни Казанского студенчества (1850–1860-х гг.) // Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Улья нова-Ленина. Казань, 1930 Т. 90, кн. 5 С. 839–860.
  6. «Казанские студенты сняли ролик про самоизоляцию». Источник: Реальное время https://realnoevremya.ru/news/170205-kazanskie-studenty-snyali-rolik-pro-samoizolyaciyu?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2Fnews

[1] Своекоштными называли студентов, которые сами содержали себя в период обучения, т.е. находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных».

Основные термины (генерируются автоматически): Казанский Императорский университет, Казанский университет, педагогический институт, свободное время, досуг студентов, Императорский Казанский университет, студент, запись, поведение студентов, Совет университета.


Ключевые слова

студенты, Казанский Императорский университет, музыкальный досуг, песни казанских студентов

Похожие статьи

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к

Стандартные социальные практики возникают в процессе участия студентов во внеаудиторной, воспитательной работе вуза, а также во время учебных...

Похожие статьи

Использование различных форм социальных практик в процессе...

Одной из форм, которые в последнее время активно внедряются в процесс подготовки студентов педагогических вузов к

Стандартные социальные практики возникают в процессе участия студентов во внеаудиторной, воспитательной работе вуза, а также во время учебных...

Задать вопрос